Перечень должностей (работ), замещаемых (выполняемых) сотрудниками, с которыми можно заключить договор о полной материальной ответственности, довольно обширен. Причем при смене материально ответственного лица неизбежно встает вопрос о передаче товарно-материальных ценностей. Расскажем, как это сделать, какой приказ следует составить и как быть, если выявлена недостача не только в ходе инвентаризации, но и уже после увольнения сотрудника.

Смена материально ответственных лиц – процедура сложная. И чтобы пройти ее без потерь, необходимо учитывать много нюансов. Расскажем, как сменить материально ответственное лицо без лишних хлопот и какие документы при этом следует составить.

Перечень должностей (работ), замещаемых (выполняемых) сотрудниками, с которыми можно заключить договор о полной материальной ответственности, довольно обширен. Он приведен в приложении № 1 к постановлению Минтруда России от 31.12.2002 № 85. В перечень входят, в частности (параграф I указанного приложения):

  • директора, заведующие и администраторы;
  • руководители складов и кладовщики;
  • кассиры, контролеры, кассиры-контролеры (в том числе старшие), а также другие работники, выполняющие обязанности кассиров (контролеров);
  • продавцы;
  • товароведы всех специализаций (в том числе старшие, главные);
  • заведующие и другие руководители складов.

Заключить договор о полной материальной ответственности можно также с сотрудниками, которые выполняют, например, следующие ­работы (параграф II указанного Приложения):

  • прием и выплата всех видов платежей;
  • расчеты при реализации товаров, продукции и услуг (в том числе через официанта или иного лица, ответственного за осуществление расчетов);
  • купля (прием), продажа (торговля, отпуск, реализация) услуг, товаров (продукции), подготовка их к продаже (торговле, отпуску, реализации);
  • прием на хранение, обработка (изготовление), хранение, учет, отпуск (выдача) материальных ценностей;
  • прием и обработка для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей, их доставка (сопровождение), выдача (сдача).

Кроме того, материальная ответственность в полном размере может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации и главным бухгалтером (ч. 2 ст. 243 ТК РФ).

При смене материально ответственных лиц неизбежно возникает ­вопрос о передаче и товарно-материальных ценностей.

Инвентаризация обязательна

Порядок инвентаризации описан в Методических указаниях по инвентаризации...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Премирование работников за прошлые достижения

Выплата работникам премий является хорошим стимулом, позволяющим сохранить персонал и повысить производительность труда. Однако иногда складывается ситуация, когда достижения у работника есть, а вот средств выплатить ему премию нет. В связи с этим возникают вопросы: как правильно оформить подобные выплаты работникам, когда у организации появится возможность их выплатить; как внести правки в Положение о премировании (в т. ч. возможно ли распространить их действие на отношения, которые сложились до внесения соответствующих изменений в локальный нормативный акт) и допускает ли в принципе такие выплаты трудовое законодательство РФ. Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Временно переводим сотрудника на другую работу или «дистант»

В условиях кадрового дефицита все чаще возникает вопрос, что делать работодателю, если сотрудник, на которого возложено множество функций, работающий в режиме многозадачности, уйдет в отпуск или заболеет? Кто его заменит из имеющегося персонала? Как оформить такую замену, чтобы не нарушить нормы действующего законодательства? А как быть, если никто не согласится заменить отсутствующего работника? Можно ли привлечь замещающего, несмотря на отсутствие согласия? Когда временный перевод обязателен для работодателя?Приводим ответы на эти и другие вопросы, связанные с временными переводами сотрудников. В вашем распоряжении будут образцы документов: для замещения временно отсутствующего работника (согласие замещающего сотрудника на временный перевод на другую работу у того же работодателя, дополнительное соглашение к трудовому договору и приказ о таком переводе по форме работодателя, уведомление работнику об окончании временного перевода, заполнение раздела X личной карточки работника по госкомстатовской унифицированной форме № Т-2); для ситуации, когда временный перевод становится постоянным (внесение записи в бумажную трудовую книжку и заполнение подраздела 1.1 ЕФС-1); для временного перевода без согласия работника (уведомление работника о таком переводе и приказ по госкомстатовской унифицированной форме № Т-5).

Когда в компании профсоюза нет, но мнение представителя работников надо учитывать

В некоторых случаях при принятии решения работодатель должен учитывать мнение соответствующего профсоюзного органа или иного представителя работников. В небольших и средних компаниях первичные профсоюзные организации практически не встречаются. Однако и у них могут выявиться работники – члены профсоюза. От создания иных (не профсоюзных) представительных органов или просто избрания единоличного представителя работников сейчас никто из работодателей тоже не застрахован. Как в таких ситуациях действовать кадровику? Какие риски, связанные с профсоюзными членами в рабочем коллективе, грозят работодателям? Как быть, если в компании нет первичной профсоюзной организации, но нужно сократить или привлечь к дисциплинарной ответственности члена профсоюза? А если в компании создан совет работников и он хочет заключить коллективный договор?

Принимаем меры к недисциплинированным работникам

Какие меры на практике действительно помогают навести порядок в коллективе, не создав повод для трудовых споров. Как подготовиться к потенциальному конфликту, если его не избежать, аудит какой документации обязательно провести хотя бы своими силами, что успеть подправить до обострения ситуации. И как корректно дать понять нерадивому сотруднику, что он теперь на карандаше и либо он исправляет свое поведение, либо работодатель будет вынужден организовать тотальный контроль всей его работы (что само по себе мало кому приятно), по результатам которого будет принято решение (в строгом соответствии с действующим законодательством, конечно). Предлагаем подборку судебной практики, на которую стоит ориентироваться в спорных вопросах.

Штатное расписание в вопросах и ответах

Столь важный кадровый документ, как штатное расписание, на практике вызывает немало вопросов. Обязательно ли оно для организации? Как утвердить новое штатное расписание и как часто оно должно составляться? Как правильно заполнить унифицированную форму № Т-3 и можно ли внести в нее дополнительные реквизиты? Как оформить изменение штатного расписания и каковы особенности этой процедуры при сокращении штата? Что такое штатная расстановка и чем она отличается от штатного расписания? На эти и другие актуальные вопросы вы найдете ответ в данной статье.

Работник в случае конфликта уходит на «больничный»: методы борьбы

Каждый работодатель сталкивался с работниками, которые при возникновении конфликта, опасности опалы руководства и риска несения наказания за невыполнение своих обязанностей вдруг пропадали, а позже оказывалось, что у них на руках есть листки нетрудоспособности. Работодатели используют различные средства, чтобы вывести мнимых больных на чистую воду, однако далеко не все они законны. О том, какую стратегию выбрать, читайте в статье нашего автора.

Как избавиться от накопленных отпусков

Что делать, если сотрудники отказываются идти в отпуск, а «задолженность» по отпускам у них накопилась значительная? Можно ли направить людей в отпуск в одностороннем порядке? Какая ответственность грозит работодателю, если проверяющие обнаружат «недобор» по отпускам? «Сгорают» ли неиспользованные отпуска, если сотрудник отказывается уходить в отпуск два года и более?

Меняем режим рабочего времени

Режим рабочего времени может быть изменен двумя способами: либо по соглашению с работником, либо работодателем в одностороннем порядке при наличии соответствующих оснований. Процедура смены режима рабочего времени зависит от того, каким образом в компании изначально зафиксирован режим. В статье рассмотрены возможные варианты оформления изменения режима с заполненными образцами документов.