Как защититься от незаконных требований сотрудников

Любой кадровик по опыту знает, что работник может потребовать от работодателя все что угодно, порой необоснованно, и надо суметь понять, правомерны или нет его требования и каковы перспективы. Проанализируем некоторые требования работников и выясним, с какими трудностями вы можете столкнуться, в том числе в суде.

Принято считать, что в любом трудовом конфликте практически всегда виноват работодатель. Однако обратные ситуации происходят ничуть не реже. Разберемся, что делать работодателю, если сотрудник предъявляет завышенные требования, не имея для этого оснований. Проанализируем, можно ли в досудебном порядке разрешить спор с работником с минимальными потерями. Выясним, какие аргументы использовать работодателю в суде, как относиться к показаниям свидетелей и какие еще нюансы могут повлиять на разрешение спора.

Для того чтобы наглядно представить ситуацию с завышенными требованиями работника, приведем реальный пример из практики о том, когда сотрудник может злоупотребить правом и потребовать что-то от работодателя.

Пример 1

Работник был переведен на другую должность. При этом он согласился с переводом и подписал все документы без каких-либо замечаний – уведомление, приказ о переводе на другую работу, новую должностную инструкцию и дополнительное соглашение к трудовому договору. Некоторое время он выполнял свои трудовые обязанности в новой должности и получал заработную плату. Спустя четыре месяца сотрудник поссорился с руководителем и решил уволиться, но вместо заявления об увольнении по собственному желанию он направил работодателю письмо со следующими требованиями:

  • уволить по соглашению сторон,
  • выплатить денежную сумму в размере 12 окладов,
  • возместить моральный вред в размере 100 000 рублей,
  • компенсировать расходы на юридические услуги в размере 50 000 рублей (за подготовку письма в адрес работодателя).

Все свои требования сотрудник обосновал незаконным переводом на другую должность, что он считает дискриминацией и грубым нарушением его трудовых прав.

Любой кадровик по опыту знает, что работник может потребовать от работодателя все что угодно, зачастую необоснованно, и надо суметь понять, правомерны или нет его требования и каковы перспективы. Проанализируем некоторые требования работников и выясним, с какими трудностями можно столкнуться, в том числе в суде.

Дополнительные выплаты при увольнении по соглашению сторон

Есть случаи, когда работодатель обязан выплатить сотруднику выходное пособие. Например, при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников, в связи с ликвидацией организации, восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, и т.д. (ст. 178 ТК РФ).

Дополнительные выплаты при увольнении по соглашению сторон не являются выходным пособием, не направлены на возмещение работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых обязанностей, и не являются обязанностью работодателя. Это его право.

К сведению

ТК РФ эти выплаты никак не регулирует, поэтому на практике работодатели как только их не называют – и компенсацией, и выходным пособием. В одном и том же решении суда может встречаться несколько названий. Однако есть судебные постановления, в которых прямо указано, что такие выплаты не являются выходным пособием. Например, в апелляционном определении Мосгорсуда по делу от 20.10.2015 № 33-20317/2015 указано, что «выплата, по поводу которой возник спор, к гарантиям и компенсациям, подлежащим реализации при увольнении работника по указанному основанию, не относится, выходным пособием не является и не направлена на возмещение работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых или иных обязанностей».

Требования сотрудников перечислить при расторжении трудового договора какие-либо дополнительные выплаты (как в Примере 1 в размере 12 окладов) могут быть как чрезмерно завышенными, так и ничем не подкрепленными. Работники в конфликтных ситуациях, как правило, рассчитывают на то, что работодатель испугается возможных судебных разбирательств и выплатит указанную (или несколько уменьшенную) сумму. Однако у работодателя есть право согласиться с требованием о выплатах в любом размере. На практике он может посчитать и двенадцатикратный размер приемлемым и выплатить указанную сумму сотруднику в полном размере. Но следует помнить, что для некоторых категорий работников трудовое законодательство устанавливает ограничение размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров (ст. 349.3 ТК РФ).

Поэтому чтобы понять, какие требования считать обоснованными, нужно ориентироваться на личностные качества сотрудника, его профессиональные заслуги, значимость для работодателя, внутреннюю политику в компании и самое главное – причины и обстоятельства таких выплат. Так, вряд ли работодатель посчитает обоснованными дополнительные выплаты в размере 12 окладов сотруднику, который проработал в компании три месяца. И на­оборот, работодатель может выплатить указанную сумму работнику, который много лет качественно выполнял свои трудовые обязанности, имеет не одно поощрение, но вынужден уволиться по семейным обстоятельствам.

Чтобы минимизировать риски завышенных требований, работодателям рекомендуется заранее закреплять размеры выплат при увольнении по соглашению сторон в локальных нормативных актах. В таком случае снизится риск споров с работниками по поводу размеров выплат, а с проверяющими органами – по поводу обоснованности таких выплат. Ведь не секрет, что иногда работодатели выплачивают сотрудникам достаточно большие суммы при увольнении. Например, такое часто практикуется с топ-менеджерами.

К тому же, не будет возникать споров на тему – платить или не платить. Если в локальном нормативном акте компании закреплена обязанность работодателя перечислять своим сотрудникам определенный размер дополнительных выплат при увольнении по соглашению сторон, работодатель должен будет это сделать.

К сведению

Обратите внимание, что судебная практика в данном вопросе принимает сторону, как ни странно, работодателей. Как было уже сказано, нередко при расторжении трудового договора по соглашению сторон работодатель обязуется перечислить сотруднику дополнительные выплаты, помимо тех, которые полагаются работнику по закону. И мы привыкли к такому понятию, как «свобода договора» – если стороны договорились о чем-то и зафиксировали это документально, они должны выполнить взятые на себя обязательства.

Ранее суды поддерживали такую позицию и взыскивали с работодателей невыплаченные добровольно денежные средства, сумма которых была прописана в отдельном соглашении о расторжении трудового договора с работником. Но в последнее время судебная практика существенно изменилась.

Верховный Суд РФ, рассматривая одно из дел, в котором работодатель добровольно не перечислил уволенной сотруднице выплату, зафиксированную в соглашении о расторжении трудового договора, указал, что предусмотренная соглашением о расторжении трудового договора по п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ выплата не является выходным пособием, не направлена на возмещение работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых обязанностей, не предусмотрена действующей у работодателя системой оплаты труда и носит, по существу, произвольный характер. Соглашение о расторжении трудового договора, предусматривающее при увольнении работника дополнительные выплаты, противоречит как ранее заключенному сторонами трудовому договору, так и ч. 1 ст. 9 ТК РФ, в силу которой договорное регулирование трудовых отношений должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством.

В ближайшем номере читайте подробнее о практике выплаты повышенной компенсации

Суд сослался на ст. 178 ТК РФ, в соответствии с которой выплата выходного пособия работнику полагается не при любом увольнении, а только при увольнении по указанным в законе основаниям. Увольнение по соглашению сторон там не поименовано и является одним из общих оснований прекращения трудового договора. Вместе с тем в ч. 4 ст. 178 ТК РФ указано, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. То есть только трудовым и коллективным договорами могут предусматриваться помимо установленных законом дополнительные случаи выплаты выходных пособий и их повышенные размеры. Суд отметил, что трудовым законодательством не предусмотрено право сторон определять условия о выплате выходного пособия при заключении соглашения о расторжении трудового договора. В связи с этим посчитал, что основания для взыскания в пользу работницы указанной выплаты отсутствуют (определение Верховного Суда РФ от 10.08.2015 № 36-КГ15-5).

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Оформите годовую подписку 2022 в октябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Подводные камни временных и постоянных переводов

Для оформления временных или постоянных переводов на другую работу у одного и того же работодателя необходимы определенные факторы – изменение трудовой функции работника, реорганизация структурного подразделения, в котором он трудится, или перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Они влекут за собой изменение определенных сторонами условий трудового договора, которые допускаются либо по соглашению сторон, либо по инициативе работодателя, но в строго оговоренных случаях. Изучим процедуру, а также отличия перевода от перемещения, переименования структурного подразделения или должности.

Производственная травма в офисе: документальное оформление

Большинство травм на производстве происходит по вине сотрудника. Чаще всего, когда он находится на территории организации, но не на своем рабочем месте. Например, по пути в соседний отдел работник споткнулся на лестнице и сломал ногу. В этом случае травма считается производственной, хотя вины работодателя в том, что он упал, нет. Тем не менее такое событие следует квалифицировать как несчастный случай на производстве со всеми вытекающими для работодателя последствиями. В статье рассказано, как правильно документально оформить несчастный случай и в какие органы о нем сообщить.

Компенсация морального вреда: о чем должен знать работодатель

Практически каждый работник, обращаясь в суд с иском к работодателю, включает в свои исковые требования компенсацию морального вреда. Ее размер обычно варьируется от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей, несмотря на то, что работники зачастую просят взыскать суммы на порядок больше. Исключением является моральный вред, возникший вследствие причинения вреда жизни и здоровью истца, утраты им трудоспособности. Разберемся, что такое моральный вред, как работники могут его доказать и что делать работодателям, чтобы минимизировать потери.

Легко ли работнику восстановить срок на обращение в суд?

Трудовое законодательство устанавливает довольно небольшой срок для обращения в суд. Если это дело по оспариванию увольнения – то всего месяц, по другим трудовым спорам – три. Если работник не укладывается в данный срок, то он может попытаться его восстановить. Однако, как показывает практика, сделать это не так легко, даже с учетом того, что судьи нередко настроены более лояльно именно по отношению к обиженным работникам.

Компенсация морального вреда: о чем должен знать работодатель

Практически каждый работник, обращаясь в суд с иском к работодателю, включает в свои исковые требования компенсацию морального вреда. Ее размер обычно варьируется от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей, несмотря на то, что работники зачастую просят взыскать суммы на порядок больше. Исключением является моральный вред, возникший вследствие причинения вреда жизни и здоровью истца, утраты им трудоспособности. Разберемся, что такое моральный вред, как работники могут его доказать и что делать работодателям, чтобы минимизировать потери.

Подводные камни временных и постоянных переводов

Для оформления временных или постоянных переводов на другую работу у одного и того же работодателя необходимы определенные факторы – изменение трудовой функции работника, реорганизация структурного подразделения, в котором он трудится, или перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Они влекут за собой изменение определенных сторонами условий трудового договора, которые допускаются либо по соглашению сторон, либо по инициативе работодателя, но в строго оговоренных случаях. Изучим процедуру, а также отличия перевода от перемещения, переименования структурного подразделения или должности.

Производственная травма в офисе: документальное оформление

Большинство травм на производстве происходит по вине сотрудника. Чаще всего, когда он находится на территории организации, но не на своем рабочем месте. Например, по пути в соседний отдел работник споткнулся на лестнице и сломал ногу. В этом случае травма считается производственной, хотя вины работодателя в том, что он упал, нет. Тем не менее такое событие следует квалифицировать как несчастный случай на производстве со всеми вытекающими для работодателя последствиями. В статье рассказано, как правильно документально оформить несчастный случай и в какие органы о нем сообщить.

Легко ли работнику восстановить срок на обращение в суд?

Трудовое законодательство устанавливает довольно небольшой срок для обращения в суд. Если это дело по оспариванию увольнения – то всего месяц, по другим трудовым спорам – три. Если работник не укладывается в данный срок, то он может попытаться его восстановить. Однако, как показывает практика, сделать это не так легко, даже с учетом того, что судьи нередко настроены более лояльно именно по отношению к обиженным работникам.