Top.Mail.Ru

Новые правила обязательного психиатрического освидетельствования

С 01.09.2022 действует новый порядок прохождения обязательного психосвидетельствования, который применяется в отношении отдельных категорий работников. Рассказываем, что изменилось по сравнению с ранее действовавшими правилами, на что работодателям надо обязательно обратить внимание, какие новеллы кадровикам учесть в работе. Выделяем спорные и неурегулированные вопросы, а также предлагаем способы их решения. Например, о предварительном психиатрическом освидетельствовании (в новом нормативном документе слово «соискатель» отсутствует) и периодичности его проведения (новый порядок не устанавливает такую периодичность). Приводим образец заполнения обязательного журнала учета выданных направлений на психиатрическое освидетельствование.

Трудоустройство некоторых категорий работников, помимо медосмотра, требует еще и психиатрического освидетельствования. Оно необходимо для подтверждения их пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности. Кадровикам необходимо знать нюансы проведения такого освидетельствования по новым правилам. Ведь ценой ошибки может стать административная (и даже уголовная) ответственность.

Когда требуется психосвидетельствование

С 01.09.2022 вступили в силу:

  • Порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичность,
  • Виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование,

утвержденные приказом Минздрава России от 20.05.2022 № 342н 1. Действовать они будут до 01.09.2028. Прежние правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695, не применяются с этой же даты.

Следует отметить, что новые правила более удобны в применении. Сейчас видов деятельности выделяется 17. Ранее их было 14 2, но к ним прилагался перечень вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, что существенно усложняло восприятие информации.

В действующих Видах деятельности поименованы следующие:

  1. Деятельность, связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, по профессиям и должностям согласно Перечню работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2349 и начал действовать с 01.01.2021). Перечень довольно внушительный. Среди включенных туда профессий и должностей, например, есть водитель автомобиля, погрузчика, электро- и автотележки, машинист автомобильного крана, тракторист, диспетчер автомобильного транспорта, пилот гражданской авиации и пр.

  1. Деятельность, связанная с производством, транспортировкой, хранением и применением взрывчатых материалов и веществ.
  2. Деятельность в области использования атомной энергии, осуществляемая работниками объектов использования атомной энергии при наличии у них разрешений, выдаваемых органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  3. Деятельность, связанная с оборотом оружия.
  4. Деятельность, связанная с проведением аварийно-спасательных работ, а также с работой, выполняемой пожарной охраной при тушении пожаров.
  5. Деятельность, непосредственно связанная с управлением подъемными механизмами (кранами), подлежащими учету в органах Ростехнадзора.
  6. Деятельность по непосредственному забору, очистке и распределению воды питьевых нужд систем централизованного водоснабжения.
  7. Педагогическая деятельность в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
  8. Деятельность по присмотру и уходу за детьми.
  9. Деятельность,...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как должно проходить обучение по охране труда?

Работники бюджетного учреждения направляются на обучение по охране труда и проверку знаний в соответствии с п. 65 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464. Как должно проходить обучение? Как отметить время в табеле учета рабочего времени? Как оплатить время обучения (суммированный учет рабочего времени, работа сутки через трое)?

Инструкция по охране труда для офисных работников – общая или на каждую должность?

Численность сотрудников организации – ​менее 50 человек. Инструкции по охране труда должны быть разработаны в отношении каждой должности или профессии согласно штатному расписанию, или можно оформить общую инструкцию по охране труда для офисных работников, если они работают только за персональными компьютерами и пользуются оргтехникой?

Личный кабинет работодателя по охране труда

С 01.03.2023 работодатели, проводящие обучение собственных работников самостоятельно, обязаны регистрировать такое обучение и получать индивидуальные номера из федерального реестра. В статье обсуждаем: какие требования должен выполнить работодатель, осуществляющий обучение самостоятельно, легко ли работать с реестром, зачем нужен кабинет по охране труда. Узнаете, с какими сложностями сталкиваются работодатели на практике при передаче информации в реестр, и сможете воспользоваться нашими рекомендациями о том, как их обойти.

Можно ли привлечь к сверхурочной работе работника, занятого на вредных работах

В организации проведена спецоценка условий труда (СОУТ). По результатам СОУТ сотрудникам присвоены 2, 3.1, 3.2 класс (подкласс) условий труда. У всех сотрудников 40-часовая рабочая неделя. Может ли работодатель привлекать сотрудников к сверхурочной работе с их согласия? Какие установлены ограничения? Можно ли ввести шестидневную рабочую неделю по восемь часов (всего 48 часов)?

9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Выделим основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году, о которых работодателям надо знать и к которым лучше подготовиться. В частности, затронем порядок расчета и уплаты пособий, выдачи больничных, привлечения к административной ответственности за передачу неверных сведений в ФСС РФ, квотирования рабочих мест для инвалидов и охрану труда. Поговорим и о том, какие важные поправки на дату передачи статьи в печать только планируются законодателем.

Производственный контроль: кому нужен и как организовать

Большинство специалистов, когда слышит термин «производственный контроль», представляет себе крупное промышленное предприятие и редко задумывается о производственном контроле в других сферах, например в детском саду, аквапарке, химчистке, медорганизации и на иных предприятиях, сотрудники которых могут и не подозревать о его необходимости. Расскажем, что он собой представляет, в каких организациях нужен и как его организовать. Узнаете, как самостоятельно проверить, все ли требования вы соблюдаете в отношении производственного контроля.

Обучение оказанию первой помощи на работе

Кто обязан, а кто имеет право оказывать первую помощь на работе, в каких случаях и как именно. На что должен обратить внимание работодатель при обучении работников оказанию первой помощи, почему лучше не объединять его с обучением по охране труда, можно ли проводить такое обучение силами работодателя, как фиксируются результаты обучения, насколько часто его надо повторять и можно ли допускать к работе сотрудника, если результаты проверки его обучения неудовлетворительные. Приводим образец протокола проверки знания требований охраны труда по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, а также универсальный алгоритм оказания первой помощи.

Ведем реестр НПА в области охраны труда

Изменения в ТК РФ, вступившие в силу в 2022 году, обязывают работодателя вести реестр (перечень) нормативных правовых актов (НПА), которые содержат требования охраны труда, а также обеспечить работникам доступ к указанным документам. Многие специалисты по охране труда отреагировали на новую обязанность весьма негативно, ведь это дополнительная нагрузка. Автор комментирует, в чем именно заключаются новые требования. Достаточно ли сделать распечатки НПА и расположить их на видном месте? Или нужно обеспечить сотрудникам доступ к справочно-правовой системе на их компьютерах? Узнаете и о том, какие плюсы для работодателя влечет наличие подобного реестра. Получите рекомендации, как его можно усовершенствовать, а также образцы приказов об утверждении реестров и оформления самих перечней (в зависимости от конкретной ситуации).