Работа на дистанции: нюансы, о которых нужно знать

В последнее время работодатели все чаще задумываются о вовлечении в рабочий процесс удаленных сотрудников. Кто может работать дистанционно? Какие преимущества и недостатки есть у подобной работы? Каков порядок приема на удаленную работу? Что следует предусмотреть в договоре с сотрудником? Как построить процесс ознакомления с локальными нормативными актами? Что нужно для того, чтобы получить усиленную квалифицированную электронную подпись?

В статье рассмотрим плюсы и минусы дистанционной работы как для работника, так и для работодателя, а также нюансы приема на работу дистанционных сотрудников и прекращения трудового договора с ними. Вы узнаете о том, какие документы следует оформить, как взаимодействуют работник и работодатель и о других особенностях удаленной работы.

В последнее время работодатели все чаще задумываются о вовлечении в рабочий процесс удаленных сотрудников. Это стало особенно актуальным после внесения в ТК РФ главы 49.1 «Особенности регулирования труда дистанционных работников». Наконец и законодатель признал, что работать эффективно можно различными способами, а не только по месту нахождения работодателя.

Безусловно, дистанционно могут работать далеко не все, а в основном те, кто обладает самодисциплиной, самоконтролем, ответственен и способен планировать свое рабочее время, но по каким-то причинам не может трудиться на территории работодателя. Такие работники и для работодателя находка. Разумеется, для обеих сторон трудовых отношений есть определенная выгода в работе на расстоянии.

Преимущества и недостатки

В соответствии с ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Исходя из данного определения дистанционной работы (ее еще называют «удаленная работа») можно выделить ее основные признаки. Работа осуществляется:

  • по трудовому договору;
  • вне места расположения организации или обособленных подразделений работодателя;
  • с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет».

Так, дистанционно можно работать, например, дома, в кафе, в специальных коворкинг-центрах1, в транспорте, за городом, за границей и т.д.

Преимущества такого способа работы очевидны как для работника, так и для работодателя.

По большому счету, для работодателя в найме дистанционных работников имеются следующие плюсы:

  • отсутствие обязанности организовывать рабочее место позволяет снизить расходы на аренду помещений для рабочих мест (включая оплату коммунальных услуг, услуг связи, расходы на содержание помещений и т.п.), соответствующей мебели, оборудования и техники;
  • отсутствие проблем, связанных с проездом работника на работу, позволяет тратить меньше времени на выяснение причин несоблюдения трудовой дисциплины, в частности, опозданий на работу, влекущих срыв рабочего процесса, и т.п.;
  • возможность более гибкого общения с работником вне рамок рабочего времени позволяет повысить производительность и эффективность труда;
  • в некоторых случаях имеется возможность сократить расходы на командировки работников в другие регионы, что в то же время позволяет работать в других регионах без открытия обособленных подразделений организации;
  • можно расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя в упрощенном порядке (об этом мы поговорим позже) и др.

Несомненно, также существует ряд преимуществ для работника в дистанционной работе, таких, как:

  • отсутствие привязанности к рабочему месту позволяет трудиться в дороге, в кафе, за городом и даже в других странах;
  • возможность самостоятельной организации своего рабочего и свободного времени при соблюдении лишь оговоренных сроков выполнения работы повышает ее качество;
  • возможность работать без отрыва от семьи (это касается в основном женщин с малолетними детьми) минимизирует проблемы, связанные с постоянным отсутствием родителей вдали от детей;
  • экономия на расходах, связанных с дресс-кодом и соответствующим работе внешним видом работника, обедами и прочими атрибутами офисной жизни, способствует более эффективному сохранению и накоплению полученных доходов;
  • отсутствие стрессов, связанных с прямым общением с руководством и другими работниками, сохраняет здоровье и психологический комфорт работника;
  • возможность работы у нескольких работодателей одновременно позволяет работнику «уйти от рутины» и расти профессионально в разных областях.

Однако дистанционная работа обладает не только плюсами. Для работодателя минусы в применении дистанционного труда состоят в основном в отсутствии возможности:

  • прямо контролировать работу удаленного работника;
  • в любое время застать работника за работой в целях оперативного решения вопроса в случае необходимости;
  • отследить, сколько работник реально тратит времени на выполнение работы;
  • требовать срочного выполнения работы, которая предполагает связь по телефону, электронной почте и т.п., если произошли технические неполадки связи;
  • привлечь работника к дисциплинарной ответственности по основанию несоблюдения работником действующих в организации правил внутреннего трудового распорядка и иных положений, направленных на укрепление дисциплины труда;
  • отследить утечку информации, составляющей коммерческую тайну организации.

Для работника минусы удаленной работы состоят прежде всего в отсутствии:

  • полноценного общения с коллегами по работе и, как следствие, нахождение «вне социума»;
  • «соцпакета», связанного с работой на территории работодателя, например, если работодатель предоставляет другим работникам бесплатное питание во время обеденного перерыва.
К сведению

В этом ключе скажем о преимуществе дистанционной работы перед работой по гражданско-правовому договору (для работника). Так, при наличии трудового договора с дистанционным работником на него распространяются гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в отличие от работы по гражданско-правовому договору (гражданское законодательство не предусматривает никаких социальных гарантий при оказании услуг или выполнении работ), в том числе социальных льгот и пособий беременным женщинам и женщинам, имеющих малолетних детей. Кроме того, немаловажно, что в трудовом договоре с дистанционным работником предусматриваются случаи и порядок его расторжения, в отличие от гражданско-правового договора, который каждая из сторон может расторгнуть в любое время, предупредив об этом в предусмотренный договором срок, без объяснения причин.

Кто может работать дистанционно?

Как указано в ч. 2 ст. 312.1 ТК РФ, дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе. Закон не определяет конкретные категории лиц, которые могут работать дистанционно. То есть чтобы работать удаленно, достаточно заключить соответствующий трудовой договор с работодателем. Разумеется, дистанционно работают лишь те люди, которым по каким-либо причинам неудобно работать иным способом или которые не могут в силу различных обстоятельств трудиться на территории работодателя. Дистанционная работа подходит прежде всего людям с ограниченными возможностями, лицам с семейными обязанностями, совместителям, студентам, пенсионерам и пр.

Отметим, что на практике дистанционную работу иногда путают с...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Рекомендовано для вас

4 главных изменения для работодателей, у которых в штате есть водители

Сотрудники на служебных автомобилях всегда были в центре внимания ГИТ. Причем инспекторы традиционно проверяют не только транспортные организации и их документы на водителей, а всех работодателей, у кого есть корпоративный автопарк. Речь идет о безопасности, охране здоровья, и наказание за нарушения может быть очень серьезным. Рассказываем об основных изменениях, которые произошли за последнее время, в частности как изменились требования к работникам-водителям, режиму их труда и отдыха, а также охране труда.

Составляем приказ о назначении ответственных за пожарную безопасность

Разберемся с тем, кого можно назначить ответственным за пожарную безопасность всей организации, как оформить такой приказ. Ответим на вопросы: кто кроме него и за что может отвечать в данной сфере, почему назначение ответственных лучше закрепить отдельным приказом, по каким поводам и как часто переиздавать эти приказы, как правильно оформлять на них отметки об ознакомлении, какое обучение должны пройти ответственные?

Как работать с самозанятыми

Компании необходимо выполнить какие-то работы и, желая сэкономить на налогах и взносах, она находит самозанятого специалиста, уплачивающего налог на профессиональный доход. В сотрудничестве с самозанятыми есть неоспоримые плюсы. Но не надо забывать и о минусах. Не посчитают ли проверяющие (трудовые инспекторы и налоговики), что под самозанятость замаскированы трудовые отношения? Выявление признаков трудовых отношений является основанием для проверки и привлечения работодателей к ответственности за нарушение налогового и трудового законодательства. Поэтому важно знать о рисках сотрудничества с гражданами, применяющими налог на профессиональный доход. Чтобы их избежать, расскажем об особенностях взаимоотношений с самозанятыми, о том, как правильно составить договор, на что необходимо обратить особое внимание. А также выясним, что в действительности интересует проверяющих и суды при разрешении споров по поводу работы самозанятых.

Учебный отпуск: порядок и особенности предоставления

Рассказываем про порядок оформления учебного отпуска. Какие документы необходимо предоставить работнику? На какой срок он может взять отпуск? Всегда ли такой отпуск оплачивается? Можно ли сократить продолжительность отпуска, указанного в справке-вызове? Отозвать из отпуска или продлить его? Когда нужно оплачивать проезд до места учебы? Какие еще обязательства есть у работодателя в отношении сотрудника, который получает образование? Как оформить учебный отпуск? Даем образцы заявления на отпуск, приказа о предоставлении отпуска, оформления записей в табеле учета рабочего времени и личной карточке работника.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Медосмотры при приеме на работу

В некоторых случаях заключение с сотрудником трудового договора без проведения обязательного предварительного медицинского осмотра является нарушением законодательства о труде. Из статьи вы узнаете, для каких категорий работников обязательны такие обследования, о порядке их проведения и налогообложении расходов на медосмотры.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Если совместительство становится основным местом работы: позиция Роструда

Зачастую работа по совместительству становится для сотрудника основной. При этом кадровики чаще всего в данной ситуации производят оформление посредством перевода, дополнительного соглашения либо через увольнение работника. В статье рассматривается правомерность вышеуказанных процедур. Кроме того, автор пытается найти ответы на следующие вопросы: что же такое совместительство – вид трудового договора либо его условие, кто вправе делать запись о совместительстве, возможна ли автоматическая трансформация совместительства в основное место работы?