Top.Mail.Ru

Смена владельца бизнеса: что делать с работниками?

На конкретных примерах разбираем в деталях, что происходит с работниками организации (ИП) при смене фактического владельца(ев) бизнеса, собственника(ов) имущества. Когда по общему правилу можно увольнять работников, когда нельзя и есть ли исключения? По какой статье происходит расторжение трудовых договоров? Когда это лучше сделать через перевод на постоянную работу в другую организацию? В какие сроки осуществляются отдельные кадровые действия? Узнаете также, какие проблемы могут возникнуть у работодателя в связи с разным уровнем зарплат сотрудников реорганизованных организаций, если индивидуальный предприниматель продает бизнес и снимает с себя статус ИП, когда продается только часть бизнеса (одно из направлений или подразделения в отдельных регионах), бизнес сливается или поглощается другой компанией.

Раскрученный бизнес со стабильным доходом, наработанной клиентской базой и безупречной репутацией – ​мечта предпринимателя. Но даже в такой ситуации у фактического собственника может появиться идея его продать полностью или частично, скажем:

  • владелец сети ресторанов и тепличного хозяйства решил сосредоточиться только на выращивании овощей;
  • организация оставляет розничный аптечный бизнес, а вендинговые аппараты по продаже контактных линз готова продать в добрые руки;
  • предприниматель устал от своего швейного бизнеса и хочет вообще уйти от дел;
  • участники ООО продают свои доли новому человеку в прежнем бизнесе, чтобы основать новый и вплотную им заняться.

Примеры можно приводить до бесконечности. А ведь бизнес – ​это не только помещение, оборудование, товар в производстве и на складе, секреты производства, дилерская сеть, иные техники реализации и т. д., но еще и люди. Новые владельцы могут быть сильно заинтересованы получить готовых специалистов, поскольку:

  • и они дело знают (именно здесь, на этом конкретном оборудовании),
  • и дело знает их (клиенты, посетители, поставщики).

Сотрудники тоже бывают рады остаться на привычном месте, особенно если оно рядом с домом и подобрался хороший коллектив.

Далее рассмотрим:

  • какие встречаются варианты продолжения работы у нового(ых) владельца(ев) в зависимости от способа продажи бизнеса;
  • когда требуется оформлять дополнительные кадровые документы, а когда без них можно обойтись.

Организация прежняя, а хозяин новый

Ситуация 1. Два друга – ​владельца ООО – ​продают свои доли третьему лицу и выходят из игры. ООО остается на месте, только с новым единственным участником. Что происходит с работниками организации?

В данном случае изменение состава участников организации никак не влияет на трудовые отношения. Работодателем для сотрудников выступает юридическое лицо – ​организация (ч. 4 ст. 20 ТК РФ). Она по-прежнему ведет деятельность, поэтому трудовые отношения продолжаются в неизменном виде.

Иногда смену участников организации путают со сменой собственника имущества организации. Последнее представляет собой переход или передачу права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу (лицам), в частности:

  • при приватизации государственного или муниципального имущества, т. е. отчуждении имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и/или юридических лиц (ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178‑ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст. 217 ГК РФ);
  • при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность (подп. 7 п. 2 ст. 235 ГК РФ);
  • при передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и наоборот;
  • при передаче федерального государственного предприятия в собственность субъекта РФ и наоборот.
  • Тогда трудовые отношения могут быть прекращены новым собственником в 2 случаях:

    • в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ по инициативе работодателя с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером (это можно сделать не позднее 3 месяцев со дня возникновения у него права собственности);
    • согласно п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по инициативе любых работников, не согласных продолжать работу в связи со сменой собственника имущества организации.

Как видите, при изменении состава участников ООО  1 смены собственника имущества организации как таковой не происходит, ведь этим имуществом по закону владеет непосредственно сама организация, а не конкретный участник (у него нет права собственности на имущество организации, а есть право управлять организацией посредством участия в общем собрании, получать дивиденды и т. п.). Верховный Суд РФ обращал на это внимание в п. 32 постановления Пленума от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Поэтому работники остаются на своих местах. Вносить какие-либо изменения в кадровые документы тоже не требуется, т. к. информация об участниках ООО в них никак не фигурирует.

Может так оказаться, что один из прежних участников одновременно был руководителем организации (генеральным директором и т. п.) и ушел из организации вместе с продажей своей доли. Соответственно, будет и новый единоличный исполнительный орган общества. Но даже в этом случае трудовые отношения со всеми работниками остаются в прежнем виде. Изменять соглашением «шапку» трудового договора, где указаны сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями (т. е. информацию о прежнем руководителе), не нужно. Это не условие трудового договора, а необходимые для его заключения сведения. Часть 3 ст. 57 ТК РФ предусматривает лишь дополнение договора недостающими сведениями, а вот изменять верные (на момент подписания договора) и своевременно внесенные данные указания нет.

Кстати, с наемным руководителем организации (генеральным директором и т. п.) в случае смены участка(ов) общества трудовые отношения, как и со всем остальным персоналом, по умолчанию тоже продолжаются. Однако если нового(ых) участника(ов) не устраивает его кандидатура, то он(и) вправе расстаться  2 с прежним руководителем на основании п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ в связи с принятием решения о прекращении трудового договора и с выплатой компенсации не ниже трехкратного среднего месячного заработка. Конкретный ее размер должен быть закреплен в трудовом договоре. Выплата полагается при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя (ст. 279 ТК РФ).

А если кто-то из работников не готов работать с новым(и) участником(ами) ООО? Что же, труд в нашей стране свободен. Несогласные работники могут прекратить трудовые отношения в обычном порядке – ​по собственному желанию с соблюдением срока предупреждения.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Понижение в должности. Анахронизм советского права или работающий механизм?

Что понимается под понижением в должности, когда и как можно понизить в должности работника, а в каких случаях этого делать нельзя? Как доказать, что работник не справляется с текущими обязанностями и не соответствует занимаемой должности? Можно ли без неблагоприятных для работодателя последствий сократить работнику круг обязанностей и, как следствие, понизить ему заработную плату? Является ли понижение квалификационной категории или разряда понижением в должности или нет? В статье отвечаем на эти и связанные с ними вопросы, опираясь на судебную практику.

Занятость в новом формате

Что изменилось в законе о занятости. Кто теперь считается занятым, кого нельзя признать безработным. Как новшества отразятся на работодателях: кого и в какие сроки надо информировать об изменениях в деятельности работодателя и проводимых им кадровых мероприятиях, что делать с новыми правилами квотирования рабочих мест для инвалидов.Что изменилось в законе о занятости. Кто теперь считается занятым, кого нельзя признать безработным. Как новшества отразятся на работодателях: кого и в какие сроки надо информировать об изменениях в деятельности работодателя и проводимых им кадровых мероприятиях, что делать с новыми правилами квотирования рабочих мест для инвалидов.

О временном переводе в связи с декретным отпуском сотрудницы

Ведущий экономист ушла в декретный отпуск. Можно ли на время ее отсутствия временно ввести должность экономиста и временно перевести на нее другого сотрудника? Будет ли это являться исполнением обязанностей отсутствующего сотрудника?

Можно ли внести в трудовую книжку запись о награждении через несколько лет после события (работник отказался от бумажной книжки)?

Сотрудник работал в организации с 2008 по 2020 год. В 2017 году он был награжден работодателем. Запись в трудовую книжку не внесли ни в 2017 году, ни при увольнении. Повторно он принят на работу в 2021 году, предоставил сведения о трудовой деятельности (перешел на электронную трудовую). В 2024 году он обратился с просьбой внести запись о награждении. Можно ли сделать запись сейчас? К какой ответственности могут привлечь работодателя за то, что запись не была внесена ранее?

Спорные ситуации при увольнении по собственному желанию

Увольнение по собственному желанию – наименее проблемное основание для расторжения трудового договора. Однако и в этом случае до суда доходит множество споров. Рассмотрим типичные ситуации, а также нестандартные случаи (получение копии заявления об увольнении по собственному желанию, наличие долгоиграющего конфликта с увольняющимся сотрудником, просьба беременной женщины восстановить ее в должности и т.д.). Дадим советы работодателю, как действовать в разных ситуациях, чтобы минимизировать риски конфликтов.

Нужен ли журнал учета выдачи трудовых книжек при оформлении трудовой книжки в электронном виде?

При ведении трудовой книжки сведения вносились в журнал учета выдачи трудовых книжек. При оформлении трудовой книжки в электронном виде ведение такого журнала не требуется?

ТОП-5 изменений в форме и порядке заполнения ЕФС-1 с 2024 года

Порядок заполнения, а также единая форма отчета утверждены СФР России и действуют в обновленном виде с 1 января 2024 года. Кадровым службам предлагаем обратить внимание на изменения, которые произошли в представлении отчета ЕФС-1 и заполнении отдельных подразделов формы, относящихся к их компетенции.

Уведомление о сокращении: формулировки, которые помогут в споре с работниками

Успешность мероприятий по сокращению численности и/или штатов работников во многом зависит от правильности составления уведомлений о предстоящем сокращении и полноты содержащейся в них информации. Чтобы процедура сокращения максимально защищала работодателя от возможных претензий со стороны работников, риска проигрыша дела в суде, в уведомления целесообразно включить ряд оговорок, которые подтвердят соблюдение работодателем требований законодательства в полном объеме и не дадут сотрудникам возможности требовать восстановления на работе. Расскажем, какие это оговорки, и приведем образец уведомления о сокращении, который рекомендуем использовать всем работодателям.