Рассмотрим, как подготовиться к спецоценке, какие мероприятия организовать, кого включить в комиссию по ее проведению, на что обратить внимание при составлении перечня рабочих мест, а также как выбрать специализированную организацию для спецоценки. Поясним отличия существующих правил от ранее действовавшей процедуры аттестации. Затем пошагово опишем, что нужно сделать после проведения спецоценки, как утвердить отчет, ознакомить с ним работников и применить результаты на практике.
C 1 января 2015 г. ужесточились меры ответственности работодателей за нарушения в сфере охраны труда. В частности, в Кодексе об административных правонарушениях РФ появилась ст. 5.27.1, предусматривающая ответственность не только за нарушение государственных нормативных требований охраны труда вообще, но и за конкретные нарушения работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда (далее – спецоценка) на рабочих местах или за ее не проведение. Такие нарушения влекут наложение административного штрафа на должностных лиц до 10 000 рублей; на компании – до 80 000 рублей. Чтобы избежать штрафов, необходимо точно следовать трудовому законодательству при проведении спецоценки. Рассмотрим, как это сделать.
Конституцией РФ закреплено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Для обеспечения данного права в ст. 212 ТК РФ закреплена обязанность работодателя проводить спецоценку условий труда.
В 2013 году был принят Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Напомним, что ранее действовавший порядок аттестации рабочих мест регулировался подзаконным актом – приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее – Приказ № 342н).
Готовимся к спецоценке
Шаг 1. Формируем комиссию по проведению специальной оценки условий труда
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализирующейся на этом организацией (ст. 8 Закона № 426-ФЗ). В рамках своих обязанностей работодатель образует комиссию по проведению спецоценки, а также утверждает график ее проведения (ч. 1 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
При формировании комиссии нужно соблюдать следующие правила:
- число ее членов должно быть нечетным;
- комиссию возглавляет работодатель или его представитель;
- состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением);
- в состав комиссии включаются:
1) представители работодателя (в том числе специалист по охране труда),
2) представители профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
Мнение эксперта
Борисов Антон, юрист ООО «Интер-ТРЕЙД»
Как видите, состав комиссии, проводящей спецоценку условий труда, иной, нежели комиссии, проводящей аттестацию рабочих мест. Теперь в нее не входят представители (эксперты) организации, проводящей спецоценку условий труда. Если специалиста по охране труда в штате нет, то нужно привлечь его со стороны, заключив гражданско-правовой договор для осуществления функций службы охраны труда на время проведения спецоценки.
О создании комиссии работодателю следует издать приказ (Пример 1).
Шаг 2. Составляем перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке
Как видно из приказа (см. Пример 1), комиссия до начала выполнения работ по спецоценке должна утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться спецоценка. Для этого следует определить, в отношении каких рабочих мест она нужна.
Иногда руководители компаний думают, что проведение спецоценки не является обязательным. Рассмотрим, в каких случаях можно не проводить спецоценку.
1. В ст. 27 Закона № 426-ФЗ указано, что если компания проводила аттестацию рабочих мест до 01.01.2014, то спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения аттестации.
Однако, несмотря на подобное исключение, в некоторых случаях необходимо провести внеплановую спецоценку условий труда (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Это:
- ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
- получение предписания инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными нарушениями;
- изменение технологического процесса, замена оборудования;
- изменение состава применяемых материалов или сырья;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай или выявленное профессиональное заболевание;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников.
Обратите внимание, что теперь работник не может выдвинуть требование о проведении спецоценки, тогда как ранее порядок проведения аттестации, утвержденный Приказом № 342н, предусматривал такую возможность.
Как видите, в перечисленных ситуациях спецоценку придется провести даже при наличии аттестации рабочих мест. Законом № 426-ФЗ определен срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка, – 6 месяцев со дня наступления указанных случаев.
2. Согласно ст. 3 Закона № 426-ФЗ спецоценка в отношении рабочих мест надомников и дистанционных работников не проводится. При этом условия о надомной и дистанционной работе должны быть отражены в трудовых договорах и должностных инструкциях (при их наличии).
3. Также не проводится спецоценка рабочих мест сотрудников, трудящихся у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Все иные рабочие места подлежат спецоценке. Нередко у работодателей возникает вопрос, подлежат ли спецоценке рабочие места офисных работников. Ранее п. 4 Приказа № 342н позволял не проводить аттестацию рабочих мест, где сотрудники были заняты исключительно работой на компьютерах. Теперь Закон № 426-ФЗ не делает для данных рабочих мест исключений в обязательности проведения спецоценки. Таким образом, если в организации не проводилась аттестация рабочих мест и нет ни надомников, ни дистанционных работников, то все рабочие места подлежат спецоценке.
Обратите внимание на особенности составления перечня в отношении некоторых категорий рабочих мест. На аналогичных рабочих местах достаточно провести оценку в отношении 20% от общего числа таких мест, но не менее двух мест. Полученные результаты распространяются на все аналогичные места. В перечне следует сделать отметку о том, что данные места аналогичны.
Согласно ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые:
- расположены в одном или нескольких однотипных помещениях,
- оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения,
- обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
А также на которых сотрудники:
- работают по одной и той же профессии (должности, специальности);
- выполняют одинаковые трудовые функции;
- трудятся в одинаковом режиме рабочего времени;
- осуществляют работу при ведении однотипного технологического процесса;
- используют одинаковое производственное оборудование и т.д.
Пример 1. Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки
Например, если в охранной организации 50 охранников, работающих в сходных условиях, то спецоценка будет проводиться только для 10 мест, а полученные результаты и рекомендации будут применены на всех рабочих местах. Но, если будет установлено, что из рабочих мест, ранее признанных аналогичными, хотя бы одно не соответствует признакам аналогичности, спецоценку нужно будет провести на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ч. 1-2 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).
Нередко в организациях трудятся сотрудники с разъездным характером работы или которые меняют место работы в зависимости от проекта или объекта (например, рабочие на стройке). Рабочие места таких сотрудников также необходимо включить в перечень. Согласно ч. 4 ст. 16 Закона № 426-ФЗ на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами проводится предварительное определение типичных технологических операций с одинаковыми вредными (опасными) факторами. Далее дается оценка воздействия на работников этих факторов при выполнении работ / операций. Время выполнения каждой технологической операции определяется экспертом на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и хронометрирования.
Специфику данных рабочих мест также необходимо отметить в перечне (Пример 2).
Шаг 3. Определяем сроки и составляем график проведения спецоценки
Согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ спецоценка может проводиться поэтапно до 31.12.2018 в отношении рабочих мест сотрудников, должности которых не включены в специальные списки (для досрочного назначения пенсии) и компенсации за работу с вредными факторами которым не предоставляются (далее – Списки).
Для систематизации мероприятий необходимые сроки проведения спецоценки для разных категорий рабочих мест можно определить так (Таблица 1):
Таблица 1. Сроки проведения спецоценки
Пример 2. Фрагмент перечня рабочих мест для проведения спецоценки
Здесь следует отметить, что проверяющие органы (инспекция труда, прокуратура) полагают, что не проведение спецоценки нарушает права граждан, и выносят соответствующие предписания о привлечении работодателей к административной ответственности в виде штрафа, а также обращаются в суд с исками об обязании проведения спецоценки.
В настоящий момент судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Некоторые суды встают на сторону проверяющих органов (см. решения Московского городского суда от 14.11.2014 по делу № 7-4900, от 20.10.2014 по делу № 7-4325/2014, апелляционное определение Мурманского областного суда от 26.11.2014 № 33-3725 и т.д.).
Другие суды, которых значительно меньше, выносят решения в пользу работодателя (см., например, определение Приморского краевого суда от 02.07.2014 по делу № 33-5613).
На наш взгляд, при отсутствии результатов спецоценки условий труда у работодателя имеется значительный риск привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре должны быть указаны условия труда на рабочем месте. Речь идет о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки. Если спецоценка не проводилась, то организация не сможет отразить данное условие в трудовых договорах и тем самым нарушит ст. 57 ТК РФ. В связи с этим имеется риск привлечения к ответственности по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ за ненадлежащее оформление трудовых договоров, что подтверждается и судебной практикой (см., например, решение Московского городского суда от 02.09.2014 по делу № 7-7508/2014).
Как видите, организацию могут привлечь к ответственности за отсутствие спецоценки, даже если в компании отсутствуют специальности, включенные в списки. Для снижения подобного риска следует начать подготовительные работы для проведения спецоценки, в том числе создать комиссию, определить перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, составить график проведения мероприятия, найти организацию для ее проведения, заключить с ней договор и пр. Все эти действия, возможно, помогут убедить инспектора труда в том, что компания не игнорирует законодательство об охране труда и планирует провести спецоценку в положенные сроки.
Этот этап завершается составлением графика проведения спецоценки условий труда (Пример 3). На какие этапы разделить проведение спецоценки, работодатель решает самостоятельно (см. письмо Минтруда РФ от 08.12.2014 № 15-1/В-1829).
Шаг 4. Заключаем договор с организацией для проведения спецоценки
Следующим обязательным шагом является заключение гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку (далее – организация, специализированная организация) (ч. 1, 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
Пример 3. Приказ об утверждении графика проведения спецоценки с фрагментом графика в виде приложения к данному приказу
Организация, которая была аккредитована на проведение аттестации рабочих мест и аттестат аккредитации испытательной лаборатории которой действителен по состоянию на 01.01.2014, имеет право проводить спецоценку. Оценка осуществляется до истечения срока действия аттестата аккредитации, но не позднее чем до 31.12.2018 включительно (ч. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
При подборе организации для проведения спецоценки важно сделать правильный выбор. Законом № 426-ФЗ установлены следующие требования к специализированной организации:
- основной вид деятельности по ее уставным документам – проведение спецоценки условий труда;
- в ее структуре должна быть аккредитованная испытательная лаборатория;
- наличие в штате не менее 5 экспертов с сертификатами на выполнение работ по спецоценке;
- она должна быть зарегистрирована в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
При включении организации в реестр Минтруд России выдает ей уведомление. Его работодатель может проверить, принимая решение о заключении договора с организацией. На сайте ведомства можно ознакомиться со сведениями из реестра. Кроме того, работодатель вправе письменно запросить в Минтруде России сведения об организации, осуществляющей спецоценку.
Также обратите внимание на сведения об экспертах организации, которую вы собираетесь выбрать. К ним, в частности, предъявляются следующие требования:
- наличие высшего образования;
- наличие дополнительного профессионального образования (в объеме не менее 72 часов) в области спецоценки;
- стаж работы в сфере оценки условий труда, в том числе по аттестации рабочих мест, не менее 3 лет;
- сертификат эксперта (выдается Минтрудом России по итогам прохождения аттестации на право выполнения работ по спецоценке сроком на 5 лет).
Статья 14.54 КоАП РФ предусматривает ответственность специализированной организации за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда: налагается штраф в размере до 100 000 руб. на работодателя и до 30 000 руб. – на должностное лицо (эксперта организации).
После того как выбор сделан, со специализированной организацией следует заключить договор (Пример 4).
Пример 4. Фрагмент договора о проведении спецоценки
Специализированная организация проводит спецоценку
Чтобы специализированная организация могла приступить к спецоценке, работодатель обязан предоставить ей необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий, сертификаты соответствия производственного оборудования, машин), а также дать разъяснения по вопросам проведения спецоценки. Если работодатель не сделает этого, организация приостановит проведение спецоценки или не приступит к ней (ст. 6 Закона № 426-ФЗ).
Отметим, что существенных отличий от ранее действовавшей процедуры аттестации нет. Однако появился новый этап – идентификация.
Этап идентификации
После получения необходимых документов и разъяснений специализированная организация приступит к идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов на основании Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты идентификации эксперт заносит в протокол, который обсуждается и утверждается комиссией работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Мнение эксперта
Борисов Антон, юрист ООО «Интер-ТРЕЙД»
При идентификации эксперт выявляет имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, источники потенциально вредных и (или) опасных факторов и описывает их. Затем устанавливает совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса и сопоставляет их с факторами, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Соответственно, если при идентификации вредные или опасные производственные факторы на конкретном рабочем месте не обнаружены, то измерения не проводятся. В этом случае работодатель включает сведения о данном рабочем месте в декларацию соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.
Причем декларирование соответствующих условий труда никак не связано с добровольным декларированием, которое практиковалось Рострудом и государственными инспекциями труда раньше. Напомню, работодатель обращался в Государственную инспекцию труда в своем субъекте РФ и сообщал, что у него соблюдаются трудовое законодательство и законодательство по охране труда. Сейчас же подтвердить отсутствие вредных и опасных производственных факторов можно, только если вы не нашли их в Классификаторе. Оформляется декларация в порядке, установленном Минтрудом России, и входит в Реестр деклараций соответствия условий труда. В данном случае дополнительные измерения и процедуры проводить не надо. Это позволит значительно снизить расходы на проведение спецоценки.
Срок действия декларации – пять лет. Если за это время на рабочем месте, которое включено в декларацию, не произошло несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, за исключением тех, которые произошли по вине третьих лиц, то декларация продлевается еще на пять лет. Если же это случилось, то срок действия декларации прекращается и назначается внеплановая спецоценка.
Добавим также, что выявлять вредные или опасные производственные факторы на рабочих местах «на глазок» нельзя. Для этого необходимо использовать техническую и технологическую документацию, проекты строительства и реконструкции производственных объектов, характеристики применяемых в производстве веществ, материалов, сырья, деклараций о соответствии и сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, материалов, сырья и прочего, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний), должностных инструкций и иных документов, регламентирующих обязанности работников. Все документы и информацию работодатель должен предоставить перед спецоценкой, ведь эксперты – представители организации, проводящие специальную оценку условий труда, – не знают специфики конкретного производства, с ней знакомы лишь представители и члены комиссии по спецоценке.
Обратите внимание: выявление вредных (опасных) производственных факторов может проводиться путем обследования рабочих мест методом осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работниками в режиме штатной работы, а также путем опроса работников и (или) их непосредственных руководителей.
Что касается Классификатора, то он содержит вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, которые всем известны, были установлены еще ГОСТом в 1976 г. и с тех пор практически не менялись. Причем в документ входят только факторы, которые доказанно влияют на здоровье работников и могут привести к профессиональному заболеванию или травме. А это физические, химические и биологические факторы, а также тяжесть и напряженность трудового процесса. К физиологическим отнесены микроклимат, виброакустические факторы, ионизирующие и неионизирующие излучения, аэрозоли и световая среда.
Если опасных / вредных факторов не обнаружено, сразу после утверждения результатов идентификации подводятся итоги проведения спецоценки.
По сведениям специализированных организаций, на практике случаи отсутствия вредных или опасных факторов пока очень редки, они обнаруживаются даже при оценке офисных помещений. И хотя их последующие замеры выявляют допустимые пределы, но само их наличие обязывает специализированную организацию после идентификации переходить к этапу замеров.
Этап замеров
В случае выявления на рабочем месте вредных / опасных факторов необходимо измерить их фактические значения. Эти измерения эксперт производит с помощью специальных приборов непосредственно на рабочих местах.
Мнение эксперта
Борисов Антон, юрист ООО «Интер-ТРЕЙД»
Особой специфики при исследовании и измерении факторов производственной среды и трудового процесса, по сути, нет. Однако при их измерении должны применяться аттестованные методики измерения вредных и опасных производственных факторов. За исключением разве что самых простых, например, температуры, скорости движения воздуха в помещении, влажности. Здесь нет и не может быть методик. Однако есть ряд достаточно важных и серьезных измерений, например, химических факторов, которые без аттестованных методик невозможны.
Кстати, работники вправе присутствовать при проведении спецоценки условий труда на их рабочем месте, обращаться к работодателю, специализированной организации, эксперту за получением разъяснений по вопросам проведения спецоценки.
Этап классификации условий труда
По результатам измерений эксперт устанавливает класс условий труда на рабочем месте в зависимости от степени отклонения фактических значений вредных (опасных) факторов от нормативов согласно Методике проведения спецоценки.
Мнение эксперта
Борисов Антон, юрист ООО «Интер-ТРЕЙД»
После идентификации вредных факторов и всех измерений можно устанавливать классы и подклассы условий труда. Их, как и раньше, четыре. Оптимальные условия труда, или 1 класс, – это условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровней, установленных нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятых в качестве безопасных для человека. Создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника. К сожалению, таких рабочих мест практически не существует.
Допустимые условия труда, или 2 класс, – это условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы. Их уровни воздействия не превышают уровней, установленных нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены). Это наиболее часто встречающийся класс условий труда. Именно к нему относится большинство офисных рабочих мест.
Вредные условия труда (3 класс) – это условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда. Третий класс вредных условий подразделяется на 4 подкласса в зависимости от вредности. По сути, класс 3.2 – это гарантированные профессиональные заболевания после 15 и более лет работы без потери профессиональной трудоспособности; класс 3.3 – после 20–25 лет, часто с потерей профессиональной трудоспособности в период трудовой деятельности; класс 3.4 – вредные условия приводят к развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний с потерей общей трудоспособности.
Последний 4 класс, или опасные условия труда, – это условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы. Их уровни воздействия в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Причем с введением спецоценки у работодателя впервые появилась возможность снизить подкласс условий труда на одну степень. Например, был 3.3 класс – стал 3.2. Напомню, что размер дополнительных страховых тарифов в Пенсионный фонд России зависит от класса и подкласса условий труда. Для класса 4 – опасные условия труда – это максимальные ставки, превышающие те, что были первоначально заложены в пенсионном законодательстве. С каждым подклассом их размер снижается. Для классов 2 и 1 их размер составляет ноль. Поэтому для работодателя так важно сократить свои финансовые затраты на дополнительные страховые взносы в ПФР. Он может уменьшить класс и подкласс условий труда. Скажем, если работодатель выдал работникам эффективные средства индивидуальной защиты от вредных производственных факторов и они применяют их.
Делается это не в автоматическом режиме. Снижает классы и подклассы комиссия на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда. Кстати, снизить класс (подкласс) условий труда более чем на одну степень возможно, но только по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора.
Этап составления отчета
Результаты специальной оценки оформляются в виде отчета по форме, утвержденной Приказом № 33н (ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Отчет должен содержать следующие документы и информацию (ч. 15 Закона № 426-ФЗ):
- сведения об организации, проводившей спецоценку;
- перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, с указанием вредных (опасных) факторов;
- карты спецоценки с указанием класса (подкласса) условий труда;
- протоколы проведения исследований и измерений;
- протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
- сводную ведомость спецоценки условий труда;
- перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- заключения эксперта специализированной организации.
Проводим мероприятия после спецоценки
Шаг 5. Утверждаем отчет о проведении специальной оценки условий труда
После составления отчета комиссия по проведению спецоценки, состоящая из представителей работодателя и работников, рассматривает отчет о спецоценке и обсуждает ее итоги. Работодатель должен обратить внимание на то, какой класс (подкласс) вредности устанавливается на том или ином рабочем месте. Ведь каждому классу вредности соответствуют необходимые компенсации, которые работодатель должен будет предоставлять сотруднику, работающему на таком рабочем месте.
Если ни у кого не возникает разногласий по поводу отчета, то он подписывается всеми членами комиссии по проведению спецоценки и утверждается председателем комиссии (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Если член комиссии не согласен с ее результатами, он вправе в письменной форме изложить мотивированное особое мнение, которое прилагается к отчету (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
В случае несогласия с результатами спецоценки работодатель, работник, первичная профсоюзная организация вправе обжаловать ее результаты в суд (п. 3 ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 26 Закона № 426-ФЗ). Судебная практика подтверждает, что работники пользуются этим своим правом.
Работники обратились в суд с иском о признании карт спецоценки незаконными. Суд иск удовлетворил исходя из того, что перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, не составлялся, нарушено право работников присутствовать при спецоценке, работники с отчетом о спецоценке не ознакомлены, кроме того, обнаружены нарушения в оформлении протоколов замеров: не проводился необходимый хронометраж, не хватает подписей специалистов, нет доказательств проведения всех соответствующих замеров и т.д. (апелляционное определение Иркутского областного суда от 19.11.2014 по делу № 33-9563/14).
Шаг 6. Знакомим работников с отчетом
С результатами проведения спецоценки работодатель должен ознакомить работников под личную подпись (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ). Срок для ознакомления составляет 30 календарных дней со дня утверждения отчета. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Способ ознакомления работников с отчетом о спецоценке законодательством не регулируется. Ознакомить их можно, например, путем предложения работникам поставить подпись в специальном листе ознакомления, составленном в произвольной форме. Если этого не будет сделано, работодателя могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Шаг 7. Размещаем сведения о спецоценке на сайте организации
Если у компании есть сайт в Интернете, то в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки она обязана разместить там данные о результатах (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В частности, взять информацию из разделов V и VI отчета о проведении специальной оценки условий труда:
- установленные классы (подклассы) условий труда на рабочих местах;
- перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка.
Шаг 8. Контролируем передачу данных в Роструд
Согласно ст. 18 Закона № 426-ФЗ сведения о спецоценке передаются специализированной организацией в Федеральную службу по труду и занятости. Раньше такая обязанность лежала на работодателе. После этой даты специализированная организация будет вносить информацию непосредственно в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда, которая заработает с указанной даты.
Мнение эксперта
Борисов Антон, юрист ООО «Интер-ТРЕЙД»
В систему учета передаются сведения о работодателе (наименование, место нахождения, ИНН, ОГРН, количество рабочих мест, распределение рабочих мест по классам / подклассам условий труда и другая); о рабочем месте (номер, код профессии работника, СНИЛС, численность сотрудников, занятых на данном рабочем месте, основание для формирования прав на досрочную трудовую пенсию по старости и другие), а также сведения о самой организации, проводившей спецоценку.
Доступ к этой информационной системе имеют все госорганы, которые так или иначе связаны со специальной оценкой условий труда. Это и Минтруд России, и Пенсионный фонд Российской Федерации, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и Фонд социального страхования Российской Федерации, и Федеральная служба по труду и занятости, и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Шаг 9. Уведомление ФСС РФ о результатах спецоценки
Работодатель обязан сообщить в Фонд социального страхования РФ сведения о результатах спецоценки (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Это необходимо сделать при подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме 4-ФСС.
Шаг 10. Применяем результаты спецоценки
С момента утверждения отчета о спецоценке работодатель обязан применять результаты специальной оценки (письмо Минтруда России от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579).
Применение включает в себя прежде всего предоставление гарантий и компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда. Обязанность работодателей их предоставлять предусматривается ст. 92, 117, 147 ТК РФ. В Таблице 2 отражены те из них, которые работодатель обязан предоставлять работнику в зависимости от класса (подкласса) условий труда, установленного спецоценкой.
Таблица 2. Гарантии и компенсации в соответствии с классами условий труда
Таким образом, если организация провела спецоценку и по ее результатам рабочие места были отнесены к 3 или 4 классам, в бюджете организации необходимо предусмотреть расходы на предоставление работникам гарантий и компенсаций.
Имейте в виду, что по результатам спецоценки также может измениться перечень категорий работников, подлежащих медосмотрам.
Шаг 11. Вносим изменения в трудовые договоры работников
Статья 57 ТК РФ указывает на обязательное включение в трудовой договор пунктов об условиях труда на рабочем месте и гарантиях и компенсациях за работу во вредных (опасных) условиях труда. Если спецоценка проведена позже заключения трудового договора, то соответствующие изменения можно внести в трудовой договор, заключив дополнительное соглашение с работником на основании ст. 72 ТК РФ (Пример 5).
Пример 5. Фрагмент дополнительного соглашения о внесении изменения в трудовой договор
<. .>
Трудовой договор от 09.05.2011 № 25 дополнить пунктом 1.8 следующего содержания:
«1.8. Условия труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности являются допустимыми условиями труда (2 класс), что подтверждается отчетом о проведении специальной оценки условий труда от 30.04.2015 № 1.
<. .>
Мы уже отмечали, но еще раз подчеркнем, что с 2015 года отдельно устанавлена ответственность за ненадлежащее оформление трудового договора (Ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ), что влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до 20 000 рублей на юридических лиц – до 100 000 рублей.
Инспекции труда придерживаются практики, согласно которой отсутствие указания класса условий труда в трудовом договоре со ссылкой на отчет о спецоценке является ненадлежащим оформлением трудового договора. Судебная практика по данному вопросу еще формируется, но уже есть решения, подтверждающие, что суды поддерживают проверяющие органы (см., например, ранее упоминавшееся решение Московского городского суда от 02.09.2014 по делу № 7-7508/2014).