По общему правилу с апреля этого года печать организации стала не обязательным атрибутом. Если компания продолжает использовать печать как и прежде, работа кадровиков никак не изменится. А вот если она решила отказаться от такого реквизита на документах, стоит разобраться, какие документы могут не содержать печать, а какие (несмотря на изменения) по-прежнему требуют ее наличие.
Законодатель нередко меняет устоявшиеся привычки кадровиков. Принятие Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печатей хозяйственных обществ» (далее – Закон № 82-ФЗ) вызвало у сотрудников кадровых служб вопросы об оформлении документов, которые встречаются в повседневной работе. Рассмотрим, как отмена обязательности применения печати отразится на практике.
С 07 апреля 2015 года некоторые юридические лица не обязаны, как раньше, а лишь имеют право применять собственную печать наряду с другими средствами индивидуализации (например, штампами и бланками).
Теперь могут не использовать в своей деятельности печать следующие организации:
- акционерные общества (АО) (ст. 2 Закона № 82-ФЗ, п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);
- общества с ограниченной ответственностью (ООО) (ст. 6 Закона № 82-ФЗ, п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Отмена печатей произошла не для всех юридических лиц. Так, например, по-прежнему должны иметь печать:
- некоммерческие организации (ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);
- государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
- жилищные накопительные кооперативы (ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»).
Компания решила…
…продолжать использовать печать
Новый закон вовсе не отменяет использование печатей ООО и АО, а делает такое использование необязательным. Если руководство компании решит, что печать необходима, организация вправе продолжать пользоваться печатью, как и прежде. Только необходимо проверить, что сведения о наличии печати есть в уставе организации (ст. 2, 6 Закона № 82-ФЗ). Если таких сведений нет, то юристам компании следует внести в устав компании соответствующие изменения. Обратите внимание: раньше сведения о печати не нужно было включать в устав, поскольку законами была установлена обязанность по ее использованию.
В случае, когда компания продолжает пользоваться печатью, работа кадровиков никак не изменится.
…не пользоваться печатью
Если компания решила не использовать печать, а в уставе содержалась информация о ее наличии, то юристам компании следует подготовить и передать на государственную регистрацию соответствующие изменения в устав, чтобы содержание документа не расходилось с действительным положением дел.
Несмотря на то что теперь законодательство позволяет компаниям не использовать печать, в законе указано, что федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества применять печать (ст. 2, 6, 16 Закона № 82-ФЗ). Поэтому на практике в отношении некоторых документов возникают вопросы о необходимости использования печати.
Рассмотрим, на каких кадровых документах однозначно не требуется печати, если компания больше не использует ее в своей деятельности, а какие остаются под вопросом.
Печать можно не ставить
1. Гражданско-правовые договоры
Хотя работа сотрудников отдела кадров напрямую не связана с заключением гражданско-правовых договоров, иногда им приходится участвовать в их подготовке. Это могут быть, например, договоры с такими контрагентами, как аутсорсинговые или рекрутинговые компании. Кроме того, в некоторых случаях с гражданами оформляются гражданско-правовые договоры (подряда, услуг) на выполнение разовых работ.
Согласно п. 1 ст. 160 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) скрепление договоров печатью считается дополнительным требованием к их форме, поэтому печать можно не...