Top.Mail.Ru
Некоторые руководители считают, что если в их компании работают только офисные работники, то охрана труда им не нужна. Однако это ошибочное мнение. ТК РФ налагает на всех работодателей обязанность обеспечивать охрану труда. Действительно, некоторые положения и нормы ТК РФ на конкретную компанию могут и не распространяться. Не все работники подлежат медосмотрам. Не всем требуется спецодежда, выплачиваются компенсации за работы в трудных условиях. Но вот инструктажи и обучение по охране труда, наличие локальных нормативных актов по охране труда, проведение спецоценки инспекция труда проверяет практически в любой компании в отношении любых работников. Как обеспечить охрану труда, читайте в статье нашего автора.
Начало статьи. Окончание в № 03 / 2016
Начало статьи. Окончание в № 03 / 2016

Рассмотрим, какие мероприятия необходимо провести в компании, чтобы организовать охрану труда офисных работников, и какие документы обязательно затребует инспекция труда при проверке.

Работа в офисе не связана с вредным производством. Нет опасных для жизни и сложных механизмов. Сотрудники не трудятся на улице под дождем и снегом. От чего же охранять труд работника? Некоторые руководители считают, что если в их компании работают только офисные работники, то охрана труда им не нужна. Но ошибаются. Ведь ТК РФ налагает на всех работодателей обязанность обеспечивать охрану труда. Конечно, некоторые нормы ТК РФ на конкретную компанию могут и не распространяться. Не все работники подлежат медосмотрам. Не всем требуется спецодежда, не каждому выплачиваются компенсации за работу в трудных условиях. Но вот инструктажи и обучение по охране труда, наличие локальных нормативных актов по охране труда, проведение спецоценки инспекция труда проверяет практически в любой компании в отношении любых работников1.

Обратите внимание, согласно отчету Ростуда из всех выявленных за 2014 год нарушений на долю нарушений по охране труда приходится 46%, то есть практически каждое второе нарушение – по охране труда. При этом с января 2015 года штрафы за нарушения в сфере охраны труда выросли в несколько раз (ст. 5.27.1 КоАП РФ). Поэтому так важно ­организовать работу по охране труда правильно.

Этап 1. Определяем лицо, ответственное за охрану труда

Прежде всего, за охрану труда несет ответственность генеральный директор в силу ст. 212 ТК РФ, ведь он является уполномоченным представителем работодателя. Но непосредственно выполняет обязанности по организации охраны труда в компании, как правило, другой человек.

Шаг 1. Определить, требуется ли вводить должность специалиста по охране труда

Согласно ст. 217 ТК РФ если численность организации превышает 50 человек, то вводится должность специалиста по охране труда, если менее 50 человек – то руководитель может заниматься этим самостоятельно либо ­привлечь специалиста или организацию по гражданско-правовому ­договору.

Таким образом, если в компании больше 50 человек, то необходим специалист по охране труда. Такого же мнения придерживается ­Роструд в письме от 06.08.2012 № ТЗ/6389-3-5.

Если же согласно штатному расписанию персонала меньше, чем 50 человек, то можно ограничиться тем, что назначить кого-то из ­работников ответственным по охране труда.

Шаг 2. Разработать должностные обязанности для специалиста

Обратите внимание. ГОСТ 12.0.004-90 утратил силу с 01.03.2017 в связи с введением в действие нового ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст, далее – ГОСТ 12.0.004-2015). Для разработки программ инструктажей следует руководствоваться приложением Б «Программы обучения безопасности труда» к ГОСТ 12.0.004-2015.

Если оказалось, что в компании требуется специалист по охране труда, то следует разработать отдельную должностную инструкцию. Если в компании менее 50 человек и можно ограничиться ответственным по охране труда, стоит сформулировать должностные обязанности, которые ­необходимо включить в должностную инструкцию этого работника.

При разработке должностных обязанностей специалиста по охране труда или ответственного по охране труда можно использовать профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н (далее – профстандарт «Специалист в области охраны труда»). Приведем пример описания должностных обязанностей специалиста по охране труда (Пример 1).

Пример 1. Фрагмент должностной инструкции специалиста по охране труда

<. .>

2. Должностные обязанности

Специалист:

2.1. Осуществляет мероприятия, направленные на реализацию политики Общества в сфере охраны труда.

2.2. Выявляет опасные и вредные производственные факторы на рабочих местах. Проводит анализ состояния и причин производственного травматизма, профес­сиональных и производственно-обусловленных заболеваний.

2.3. Разрабатывает совместно с руководителями Общества мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.4. Организует обучение по охране труда как у внешнего провайдера, так и внутреннее обучение в соответствии с действующим законодательством, в том числе составляет перечни профессий для получения удостоверений, обеспечивает ­составление протоколов и получение удостоверений.

2.5. Организует специальную оценку условий труда, в том числе подготовку ­документов, контроль работы контрагента, проверку представленных документов.

2.6. Составляет списки профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры, ­организует проведение медосмотров.

2.7. Организует проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми сотрудниками, вновь принимаемыми на работу, а также командированными сотрудниками.

2.8. Осуществляет контроль над своевременным проведением инструктажей на рабочих местах в подразделениях Общества, а также оказывает методическую помощь руководителям подразделений при проведении данных инструктажей.

2.9. Разрабатывает и актуализирует локальные нормативные акты в сфере охраны труда, пожарной безопасности и электробезопасности, в том числе инструкции по охране труда для всех категорий работников и видов работ, обязательных приказов и положений в соответствии с действующим законодательством, программы инструктажей.

2.10. Обеспечивает взаимодействие со структурными подразделениями Общества по вопросам, относящимся к его компетенции.

2.11. Выполняет поручения руководства Общества, вытекающие из задач и ­характера деятельности Отдела.

2.12. Осуществляет своевременную подготовку отчетов по вопросам, относящимся к его компетенции, по заданию начальника Отдела.

2.15. Немедленно извещает своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом ­несчастном случае, произошедшем на производстве.

<. .>

Шаг 3. Внести изменение в штатное расписание (если необходимо)

Если в компании менее 50 человек, то можно перейти к Шагу 5, если более – ввести в штатное расписание должность специалиста в сфере охраны труда. Не обязательно это должна быть целая ставка, если это компания небольшая, возможно включение в штатное расписание 0,5, 0,25 ставки или менее.

При определении количества ставок специалистов по охране труда следует руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10. Изменение в штатное расписание вносится путем издания приказа в произвольной форме в обычном порядке.

Шаг 4. Принять на работу специалиста по охране труда (если необходимо)

Обратите внимание ГОСТ 12.0.004-90 утратил силу с 01.03.2017 в связи с введением в действие нового ГОСТ 12.0.004-2015. Формы журналов смотрите в Приложении А ГОСТ 12.0.004-2015.

Если в компании должен быть специалист по охране труда, то после введения в штатное расписание должности следует принять на нее работника. Если в штатное расписание введена только часть ставки, то на нее можно принять внутреннего или внешнего совместителя. При определении требований к специалисту можно также ориентироваться на ­профстандарт «Специалист в области охраны труда».

При приеме на работу с новым сотрудником заключается трудовой договор, он знакомится с локальными нормативными актами, в том числе со своей должностной инструкцией, до подписания трудового договора и издается приказ о приеме его на работу согласно трудовому ­законодательству в обычном порядке.

Шаг 5. Издать приказ о назначении ответственного

Неважно, будет ли выполнять обязанности по охране труда специалист по охране труда или ответственным назначат работника, занимающего другую должность, следует издать приказ о таком назначении. Специальная форма приказа не предусмотрена, поэтому компания может издать его в произвольной форме (Пример 2).

Пример 2. Приказ о назначении ответственного по охране труда

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как организовать охрану труда в офисе (часть 2)

Одним из основных моментов в организации охраны труда в офисе является разработка и утверждение инструкций по охране труда. Часть из них являются обязательными (например, инструкция по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве), какие-то компания утверждает согласно своим интересам (например, положение об обучении охране труда). Проанализируем, что следует учесть при их составлении, как оформить приказы, каким образом вести журналы учета и ­выдачи инструкций и пр.

Обязательное обучение для руководителя компании

Трудовое законодательство предусматривает ряд требований не только к образованию и стажу руководителя, но также и к его обучению в некоторых областях. Причем в случае отсутствия документов, подтверждающих обучение директора в области охраны труда, пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, он и компания могут подвергнуться весьма серьезным штрафам. Тогда как затраты на обучение руководителя в данных сферах незначительные, да и процесс обучения и проверки знаний не такой сложный. Рассмотрим основные виды обучения, которые должен пройти генеральный директор, чтобы уберечься от штрафов.

Профстандарт «Специалист в области охраны труда»: на что обратить внимание?

В отличие от большинства должностей в штатном расписании, которые могут предусматриваться в организации на усмотрение работодателя, наличие и количество специалистов по охране труда регламентируется законодательно. Утвержденный профстандарт устанавливает довольно высокие требования к образованию, знаниям и умениям такого специалиста, а также подробно определяет его трудовую функцию. Рассмотрим, на что следует обратить внимание при подборе работника и как при этом использовать профстандарт.

Разрабатываем и утверждаем должностную инструкцию

Важность правильного, четкого закрепления должностных обязанностей носит двусторонний характер. С одной стороны – работник понимает, что именно он должен выполнять в рамках своей должности и что от него ждет работода тель. С другой – работодатель имеет возможность контролировать работника в процессе его трудовой деятельности. Разберемся, когда лучше составить отдельный ЛНА, когда – сделать должностную инструкцию приложением к трудовому договору, а также какие требования к оформлению документа предъявляет законодательство.

Обязательное обучение для руководителя компании

Трудовое законодательство предусматривает ряд требований не только к образованию и стажу руководителя, но также и к его обучению в некоторых областях. Причем в случае отсутствия документов, подтверждающих обучение директора в области охраны труда, пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, он и компания могут подвергнуться весьма серьезным штрафам. Тогда как затраты на обучение руководителя в данных сферах незначительные, да и процесс обучения и проверки знаний не такой сложный. Рассмотрим основные виды обучения, которые должен пройти генеральный директор, чтобы уберечься от штрафов.

Как организовать охрану труда в офисе (часть 2)

Одним из основных моментов в организации охраны труда в офисе является разработка и утверждение инструкций по охране труда. Часть из них являются обязательными (например, инструкция по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве), какие-то компания утверждает согласно своим интересам (например, положение об обучении охране труда). Проанализируем, что следует учесть при их составлении, как оформить приказы, каким образом вести журналы учета и ­выдачи инструкций и пр.

Новые штрафы за нарушение трудового законодательства

С 1 января 2015 года меняются нормы КоАП РФ, касающиеся ответственности за нарушения норм трудового права. Вводится дифференциация нарушений, а также ужесточается ответственность работодателя и сотрудников, ответственных за работу с персоналом. К чему готовиться работодателям, читайте в статье нашего эксперта.

Разрабатываем и утверждаем должностную инструкцию

Важность правильного, четкого закрепления должностных обязанностей носит двусторонний характер. С одной стороны – работник понимает, что именно он должен выполнять в рамках своей должности и что от него ждет работода тель. С другой – работодатель имеет возможность контролировать работника в процессе его трудовой деятельности. Разберемся, когда лучше составить отдельный ЛНА, когда – сделать должностную инструкцию приложением к трудовому договору, а также какие требования к оформлению документа предъявляет законодательство.