Не секрет, что многочисленное количество нарушений работодателей в области воинского учета связано с незначительностью ответственности. Компании серьезно не воспринимают штраф в 1000 рублей, предпочитая не вести воинский учет вовсе либо вести частично, например, лишь заполнять раздел о воинском учете в личных карточках. Если же в организацию поступил запрос из военкомата о предоставлении документов, воинский учет вести придется, поскольку ответственность в данном случае гораздо более значительна. Рассмотрим ошибки, которые работодатели допускают в этой сфере чаще всего.
Наиболее часто встречающейся ошибкой работодателей в отношении воинского учета является то, что многие компании не ведут его вовсе. Некоторые полагают, что если не являются государственными, бюджетными организациями, то заниматься этим они не обязаны, другие не находят на это ресурсы (например, могут потребоваться дополнительные работники в отделе кадров). Однако законодательство прямо предусматривает обязанность работодателя вести воинский учет. Давайте рассмотрим типичные ошибки работодателей в этом вопросе.
Обязательность ведения воинского учета установлена в следующих нормативных актах:
- статья 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее – Закон об обороне);
- статья 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Закон о мобилизационной подготовке);
- статья 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности);
- пункт 1 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее – Положение);
- Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 (далее – Методические рекомендации).
Не секрет, что нарушения работодателей в области воинского учета связаны с незначительностью ответственности. Единственной нормой, которая предусматривает ответственность за недостатки воинского учета, является ст. 21.4 КоАП РФ. За несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы военнообязанных гражданах по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ штраф составляет от 300 до 1000 рублей. Конечно, компании не воспринимают такой штраф серьезно. Поэтому предпочитают не вести воинский учет вовсе либо вести частично, например только заполнять раздел о воинском учете в личных карточках.
Однако при поступлении в компанию запроса из военкомата о предоставлении документов воинский учет вести придется. Если требования военкомата о предоставлении документов в соответствии с законодательством будут проигнорированы, то последуют взыскания:
- штраф от 2000 до 4000 рублей на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);
- штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 рублей на должностных лиц за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом (ст. 19.7 КоАП РФ);
- штраф от 10 000 до 20 000 на компанию и от 1000 до 2000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет на должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор.
Таким образом, в случае запросов из военкомата и при сообщении о проверке военкоматом ведения воинского учета риск из незначительного становится довольно ощутимым.
Поэтому рассмотрим ситуацию, в которой ведение воинского учета стало для компании насущным вопросом в связи с обращением военкомата и компании необходимо оформить документы таким образом, чтобы не вызвать нареканий и тем более штрафов со стороны военкомата. Для упрощения возьмем ситуацию, в которой компания не обязана вести бронирование и выполнять задания по мобилизационной подготовке (подп. 11 п. 1 и п. 2 ст. 9 Закона о мобилизационной подготовке).
Проанализируем, какие основные ошибки совершают работодатели при организации и ведении воинского учета.
1. Компания не требует от работника документы воинского учета
Согласно п. 27–30 Положения воинский учет граждан ведется по личным карточкам работников, которые заполняются на основании документов воинского учета:
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, – для призывников;
- военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) – для военнообязанных.
Таким образом, кадровая служба не сможет заполнить раздел II личной карточки (по форме № Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) без документов воинского учета, а значит, не выполнит данную норму. Обязанность предъявлять эти документы предусмотрена ст. 57 ТК РФ. На практике отдел кадров снимает с них копии и хранит в личных делах работников. Обратите внимание, что следует не только снимать копии с первого разворота документов (как ошибочно поступают в некоторых организациях), но и копировать все заполненные страницы. Ведь нужные сведения имеются во всех частях военного билета.
Требование о применении этой унифицированной формы содержится в п. 27 Положения: «Воинский учет граждан в организациях осуществляется по личным карточкам работников (форма № Т-2, раздел 2) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (форма № Т-2 ГС (МС), раздел 2), утвержденным в установленном порядке».
Иногда при приеме обнаруживается, что у работника не в порядке документы воинского учета. Например:
- утерян или испорчен военный билет;
- нет отметки о постановке на учет в военкомате по месту регистрации;
- у работника удостоверение подлежащего призыву, тогда как он старше 27 лет;
- у призывника с удостоверением отсутствует отсрочка от призыва.
В таком случае у компании при ведении воинского учета и проверке военкомата могут возникнуть проблемы, поэтому следует проявить настойчивость при истребовании у работников документов воинского...