Не секрет, что многочисленное количество нарушений работодателей в области воинского учета связано с незначительностью ответственности. Компании серьезно не воспринимают штраф в 1000 рублей, предпочитая не вести воинский учет вовсе либо вести частично, например, лишь заполнять раздел о воинском учете в личных карточках. Если же в организацию поступил запрос из военкомата о предоставлении документов, воинский учет вести придется, поскольку ответственность в данном случае гораздо более значительна. Рассмотрим ошибки, которые работодатели допускают в этой сфере чаще всего.

Наиболее часто встречающейся ошибкой работодателей в отношении воинского учета является то, что многие компании не ведут его вовсе. Некоторые полагают, что если не являются государственными, бюджетными организациями, то заниматься этим они не обязаны, другие не находят на это ресурсы (например, могут потребоваться дополнительные работники в отделе кадров). Однако законодательство прямо предусматривает обязанность работодателя вести воинский учет. Давайте рассмотрим типичные ошибки работодателей в этом вопросе.

Обязательность ведения воинского учета установлена в следующих нормативных актах:

  • статья 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее – Закон об обороне);
  • статья 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Закон о мобилизационной подготовке);
  • статья 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности);
  • пункт 1 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее – Положение);
  • Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 (далее – Методические рекомендации).

Не секрет, что нарушения работодателей в области воинского учета связаны с незначительностью ответственности. Единственной нормой, которая предусматривает ответственность за недостатки воинского учета, является ст. 21.4 КоАП РФ. За несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы военнообязанных гражданах по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ штраф составляет от 300 до 1000 рублей. Конечно, компании не воспринимают такой штраф серьезно. Поэтому предпочитают не вести воинский учет вовсе либо вести частично, например только заполнять раздел о воинском учете в личных карточках.

Однако при поступлении в компанию запроса из военкомата о предоставлении документов воинский учет вести придется. Если требования военкомата о предоставлении документов в соответствии с законодательством будут проигнорированы, то последуют взыскания:

  • штраф от 2000 до 4000 рублей на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);
  • штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 рублей на должностных лиц за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом (ст. 19.7 КоАП РФ);
  • штраф от 10 000 до 20 000 на компанию и от 1000 до 2000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет на должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор.

Таким образом, в случае запросов из военкомата и при сообщении о проверке военкоматом ведения воинского учета риск из незначительного становится довольно ощутимым.

Поэтому рассмотрим ситуацию, в которой ведение воинского учета стало для компании насущным вопросом в связи с обращением военкомата и компании необходимо оформить документы таким образом, чтобы не вызвать нареканий и тем более штрафов со стороны военкомата. Для упрощения возьмем ситуацию, в которой компания не обязана вести бронирование и выполнять задания по мобилизационной подготовке (подп. 11 п. 1 и п. 2 ст. 9 Закона о мобилизационной подготовке).

Проанализируем, какие основные ошибки совершают работодатели при организации и ведении воинского учета.

1. Компания не требует от работника документы воинского учета

Согласно п. 27–30 Положения воинский учет граждан ведется по личным карточкам работников, которые заполняются на основании документов воинского учета:

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, – для призывников;
  • военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) – для военнообязанных.

Таким образом, кадровая служба не сможет заполнить раздел II личной карточки (по форме № Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) без документов воинского учета, а значит, не выполнит данную норму. Обязанность предъявлять эти документы преду­смотрена ст. 57 ТК РФ. На практике отдел кадров снимает с них копии и хранит в личных делах работников. Обратите внимание, что следует не только снимать копии с первого разворота документов (как ошибочно поступают в некоторых организациях), но и копировать все заполненные страницы. Ведь нужные сведения имеются во всех частях военного билета.

К сведению

Требование о применении этой унифицированной формы содержится в п. 27 Положения: «Воинский учет граждан в организациях осуществляется по личным карточкам работников (форма № Т-2, раздел 2) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (форма № Т-2 ГС (МС), раздел 2), утвержденным в установленном порядке».

Иногда при приеме обнаруживается, что у работника не в порядке документы воинского учета. Например:

  • утерян или испорчен военный билет;
  • нет отметки о постановке на учет в военкомате по месту регистрации;
  • у работника удостоверение подлежащего призыву, тогда как он старше 27 лет;
  • у призывника с удостоверением отсутствует отсрочка от призыва.

В таком случае у компании при ведении воинского учета и проверке военкомата могут возникнуть проблемы, поэтому следует проявить настойчивость при истребовании у работников...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Считаем стаж за периоды декретных отпусков

Уходящие в отпуск по беременности и родам, а потом и по уходу за ребенком работницы часто задаются вопросом: будут ли входить эти периоды в трудовой и страховой стажи, которые влияют на назначение пенсии, пособий и другие виды отпусков. Объясняем на пальцах, чтобы вы могли снять все вопросы у молодых мам.

ТОП-5 ошибок в сфере работы с персональными данными

Одна из самых опасных тем для работодателей сегодня – ​персональные данные. Опасной ее делают сразу несколько факторов: это последние изменения в законодательстве, возможный штраф до 6 млн рублей, возобновление проверок Роскомнадзора. А еще – риски жалоб от сотрудников и даже кандидатов. Выделим 5 самых распространенных ошибок работодателей в вопросах защиты персональных данных. И расскажем, что делать, чтобы их избежать. Это как раз те случаи, когда можно учиться на чужих ошибках.

Как уволиться, если скончался работодатель

Пандемия коронавируса поднимает важный вопрос, связанный со смертью работодателя: когда скончался генеральный директор, являющийся единственным участником ООО, или работодатель – ​индивидуальный предприниматель. В статье даем советы, куда обращаться в зависимости от конкретных обстоятельств и как получить невыплаченную зарплату. Приводим образцы документов – ​обращения к наследнику работодателя и уведомления о приостановке работы.

Какие изменения нужно срочно внести в ЛНА

Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как меняется трудовое законодательство. И такие изменения часто требуют от работодателя срочно внести корректировки в локальные нормативные акты. Иначе неактуальная и противоречащая законодательству редакция может повлечь споры с работниками и штрафы со стороны контролирующих органов. Поэтому в статье рассказываем о наиболее актуальных и интересных большинству работодателей изменениях трудового законодательства, в связи с которыми нужно внести правки в локальные нормативные акты. Особое внимание наши эксперты уделили спорным в практике кадровиков вопросам.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Медосмотры при приеме на работу

В некоторых случаях заключение с сотрудником трудового договора без проведения обязательного предварительного медицинского осмотра является нарушением законодательства о труде. Из статьи вы узнаете, для каких категорий работников обязательны такие обследования, о порядке их проведения и налогообложении расходов на медосмотры.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Если совместительство становится основным местом работы: позиция Роструда

Зачастую работа по совместительству становится для сотрудника основной. При этом кадровики чаще всего в данной ситуации производят оформление посредством перевода, дополнительного соглашения либо через увольнение работника. В статье рассматривается правомерность вышеуказанных процедур. Кроме того, автор пытается найти ответы на следующие вопросы: что же такое совместительство – вид трудового договора либо его условие, кто вправе делать запись о совместительстве, возможна ли автоматическая трансформация совместительства в основное место работы?