Top.Mail.Ru

ТОП-10 вопросов работодателя о персональных данных

Автор выделяет 10 ключевых вопросов, которые задают работодатели, обрабатывая персональные данные сотрудников. Составляя собственный локальный нормативный акт – Положение о работе с персональными данными, вы можете воспользоваться рекомендациями о том, на что нужно обратить внимание и что следует в него включить.

Заключая трудовые договоры с работниками, и даже еще раньше – при осуществлении подбора сотрудников – работодатель обрабатывает персональные данные (ПД). На первый взгляд все просто: обязанность уведомительной регистрации в Роскомнадзоре отсутствует, но работодатель все равно является оператором персональных данных, а значит должен учитывать множество глобальных вопросов и даже нюансов, связанных с обработкой и защитой персональных данных, которые имеют важное значение.

1. Каковы законодательные требования к обработке ПД, которые необходимо учитывать работодателю?

Начать следует с международно-правовых норм. Российская Федерация ратифицировала1 Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбург, 28.01.1981) (далее – Конвенция), которая вступила в силу для нашей страны с 1 сентября 2013 года.

Статья 24 Конституции Российской Федерации устанавливает запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ), являющийся основным законодательным актом в этой сфере правового регулирования, базируется на тех же, что и Конвенция, основных принципах. Однако имеет свои особенности, например, устанавливает нашумевшую и широко обсуждавшуюся в СМИ в прошлом году обязанность оператора осуществлять хранение персональных данных российских граждан на территории РФ.

Глава 14 ТК РФ конкретизирует особенности защиты персональных данных применительно к работникам. Следует также учитывать и применять действующие нормативные правовые акты в сфере обработки персональных данных, например, постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» и другие.

2. Какая ответственность может грозить работодателю за нарушения в сфере обработки ПД?

Статья 13.11 КоАП РФ в настоящий момент содержит всего один общий состав, предусматривающий одинаковую ответственность за любое нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Размер штрафа для юридических лиц может колебаться от 5000 до 10 000 рублей. Данное наказание является малозначительным, давно не соответствует тяжести административного правонарушения и не обеспечивает превентивной функции, что в итоге приводит к массовому игнорированию требований действующего законодательства и к нарушениям в процессе их обработки.

Однако уже с 1 июля 2017 года ситуация изменится: в КоАП РФ внесены соответствующие изменения, благодаря которым в ст. 13.11 появятся новые составы административных правонарушений, а также увеличится размер штрафа2.

В отдельные составы правонарушения будут выделены обработка ПД в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо их обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ3). Должностное лицо будет оштрафовано по этой норме на сумму от 5000 до 10 000 рублей, а организация – от 30 000 до 50 000 рублей.

Самостоятельный состав будет образовывать обработка ПД без письменного согласия их субъекта (работника) либо обработка ПД с нарушением требований к составу сведений, включаемых в письменное согласие (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Должностному лицу компании-работодателя грозит штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей, а организации – от 15 000 до 75 000 рублей.

Оператора ПД (работодателя) теперь накажут также за невыполнение обязанности по предоставлению субъекту ПД информации, касающейся их обработки (ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ). Ответственный сотрудник может быть оштрафован за такое нарушение на сумму от 4000 до 6000 рублей, индивидуальный предприниматель как работодатель – от 10 000 до 15 000 рублей,...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Привлекаем льготника к работе в выходной и праздничный день

Государство заботится о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Поэтому в трудовом законодательстве есть много оговорок для наиболее уязвимых категорий работников. Рассматриваем, как правильно привлечь к работе в выходной и праздничный день работников-льготников. Выясняем, кто ни при каких обстоятельствах не может работать в эти дни, а кто при определенных условиях – ​может (даем образцы оформления документов для таких ситуаций). Приводим мнение Роструда и судебную практику по спорным вопросам. Советуем, как поступить в неоднозначных случаях.

Пять ответов на вопросы по графику отпусков

Наступил ноябрь, работа над новым графиком отпусков в самом разгаре. Он хоть и утверждается руководителем организации (или его приказом), но составителем, как правило, выступает кадровик. Соблюдение норм трудового законодательства при планировании отпусков – ​это зона ответственности кадровика. Порою она бывает очень ощутима. Мы отобрали 5 наиболее часто встречающихся у наших читателей-кадровиков вопросов, касающихся графиков отпусков, и подготовили ответы них. В частности, необходимо ли включать в график на следующий год ранее перенесенные части отпуска; обязан ли работодатель учитывать пожелания работников по времени отпуска; должен ли он перед составлением графика разъяснять работникам-льготникам их право выбирать удобное время отдыха; надо ли планировать отпуска декретниц и работников в отпусках по уходу за ребенком в графике и если да, то как это осуществить; можно ли включать в график отпуска за рамками рабочего года (спойлер: нельзя, это будет нарушением трудового законодательства, но есть варианты, как попытаться соблюсти баланс интересов работодателя и сотрудников).

Дистанционный труд с разъездным характером на автомобиле работника

Может ли работодатель установить дистанционному работнику разъездной характер труда? Разрешено ли работнику при этом использовать для разъездов собственный автомобиль? Как прописать в трудовом договоре дистанционщика место работы с разъездным характером? Приведет ли это к необходимости регистрировать обособленное подразделение? Какие выплаты полагаются при разъездном характере работы? Приравниваются ли расходы на бензин к расходам по проезду согласно ст. 168.1 ТК РФ? Как оформляется использование личного авто в служебных целях и как оплачивается: перечислять ли работнику компенсацию согласно трудовому договору или заключить с ним договор аренды на его авто? Что выгоднее? В статье отвечаем на эти и связанные с ними вопросы, приводим образец дополнительного соглашения к трудовому договору с сотрудником о дистанционной работе с разъездным характером труда и использованием им собственного автомобиля для служебных поездок.

Особенности дистанционной работы

С момента внесения в ТК РФ первых норм о дистанционной работе прошло уже 10 лет. За это время законодатель успел принять масштабные изменения в регулирование дистанционного труда (в 2021 году), а судебная практика – ​выработать подходы по спорным вопросам. Роструд и Минтруд России тоже не остались в стороне, отвечая на многочисленные запросы как работников, так и работодателей, кадровиков. Ведь данный вид занятости оказался очень востребован на практике. Поэтому мы решили с учетом уже имеющегося массивного багажа знаний заново исследовать эту тему. Начиная с подробного и системного разбора, что относится к дистанционной работе и когда она возможна, на какой срок можно ее установить и когда можно комбинировать с другими видами занятости, каков порядок взаимодействия при обмене и ознакомлении с документами с дистанционным сотрудником (даем удобную таблицу, которую можно использовать как шпаргалку в работе), каковы особенности обеспечения работника оборудованием, как прописывается в трудовом договоре место работы дистанционщика, а также что еще необходимо учесть в нынешних реалиях. И заканчивая новыми готовыми образцами трудового договора (вместе с чек-листом по его составлению) и дополнительного соглашения о дистанционной работе к (ранее заключенному) трудовому договору, а также приказа о временном переводе на удаленку.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

С 2023 года вместо ПФР и ФСС России появится единый Социальный фонд России. Его создание и функционирование требует существенного изменения многих норм. Для работников упростится порядок получения соцвыплат. Все социальные гарантии можно будет получить в режиме «одного окна». Снизятся издержки и государства, вместо двух фондов останется один. Но большинство изменений затронет, конечно же, работодателей. Власти предполагают, что это позволит снизить нагрузку на бизнес. Ведь сократится количество отчетов, работодатели станут платить все взносы единым платежом. Но появятся и новые обязанности, например, в отношении граждан, с которыми заключен гражданско-правовой договор. Автор простым языком (чтобы было понятно не только кадровикам и бухгалтерам, но и всем интересующимся) рассказывает про изменения, вступающие в силу с 2023 года, и приводит удобные таблицы-шпаргалки, которыми можно пользоваться на практике, чтобы ничего не упустить из нововведений. Дает рекомендации работодателям, что надо успеть сделать и учесть до вступления их в силу.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.