Госорганами предъявляется повышенное количество требований к организациям торговли, в том числе при оформлении персонала. Расскажем, на что обращать внимание кадровикам при приеме на работу торговых сотрудников, какие нюансы учитывать. В частности, в отношении медосмотров работников, заключения договоров о полной материальной ответственности, а также режима работы, графика учета рабочего времени, применения санитарных и иных норм.
Одним из самых крупных секторов экономики по количеству занятых в нем работников, по данным Росстата, является оптовая и розничная торговля. Именно к организациям торговли госорганами предъявляется повышенное количество требований, в том числе при оформлении персонала. Расскажем, на что обращать внимание кадровикам при приеме на работу торговых сотрудников, а также какие нюансы учитывать.
Основные требования к предприятиям торговли связаны с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Кроме того, к труду работников торговли предъявляются дополнительные требования в части обеспечения работникам безопасных условий труда. С другой стороны, работники торговли непосредственно обслуживают денежные и товарные ценности, им вверяется имущество, и работодатели заинтересованы в оформлении отношений с работниками таким образом, чтобы защитить свои интересы, не допустить хищений, иметь возможность взыскать с работников причиненный ущерб в полном объеме, оградить свою собственность от недобросовестных, ненадежных сотрудников.
Медицинские осмотры
Первое, что приходит на ум, когда говоришь об особенностях оформления трудовых отношений с работниками торговли, – необходимость прохождения поступающими в компанию людьми предварительных медосмотров. В данном случае предварительный медицинский осмотр направлен не только на выявление противопоказаний к работе, наличия профзаболеваний и т.п. факторов, но и на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В ч. 2 ст. 213 ТК РФ установлено, что указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний проходят работники:
- организаций пищевой промышленности,
- общественного питания и торговли,
- водопроводных сооружений,
- медицинских организаций,
- детских учреждений.
Роспотребнадзор также пояснил: работники отдельных профессий, производств и организаций должны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры – для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний (ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), письмо Роспотребнадзора от 07.11.2017 № 09-23004-17-16 «О проведении медицинских осмотров и наличии личных медицинских книжек»).
Минздравсоцразвития приказом от 12.04.2011 № 302н утвердило:
1. Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования);
2. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями
(далее – Перечни и Порядок).
Прохождение медосмотров является не правом, а обязанностью работников. Причем отказавшиеся от их прохождения сотрудники к работе не допускаются (п. 4 ст. 34 Закона № 52-ФЗ).
Данные о пройденных медосмотрах подлежат внесению в личные медицинские книжки сотрудников и учету государственными и муниципальными медорганизациями (п. 5 ст. 34 Закона № 52-ФЗ). Форма медкнижки утверждена приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402. Отдельного документа, устанавливающего правила ее обращения и хранения, нет, но в утвержденной форме указано, что она должна:
1) иметь печать организации Роспотребнадзора, выдавшей медкнижку;
2) содержать подпись владельца;
3) храниться у работодателя, но может быть выдана работнику по его требованию.
При увольнении работодатель возвращает сотруднику медицинскую книжку, и последний ее предъявляет по месту новой работы.
Таким образом, помимо общих документов (ст. 656 ТК РФ), от работников торговых организаций после прохождения медицинского осмотра следует потребовать личную медицинскую книжку.
У работодателей нередко возникал вопрос, всем ли работникам торговых организаций необходимо иметь личные медицинские книжки и проходить медосмотры, или эта обязанность установлена только для тех, кто непосредственно задействован в торговой деятельности, контактирует с товарами и населением, а работников администрации, бухгалтерии и прочих вспомогательных подразделений можно освободить от этой обязанности? Долгое время существовали различные точки зрения на этот счет, в т.ч. и со стороны Роспотребнадзора.
В Перечне не содержится какой-либо конкретизации категорий работников, подлежащих медицинским...