Top.Mail.Ru

Как провести спецоценку условий труда: пошаговая инструкция

Минтруд России в письме от 01.06.2018 № 15-4/10/В‑4010 напомнил, что результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда действуют только до 31.12.2018. С 2019 года могут использоваться лишь данные специальной оценки. Однако на апрель 2018 года по данным чиновников спецоценка проведена лишь на 65% рабочих мест. Поэтому у работодателей есть последний шанс успеть провести ее вовремя. В ином случае штрафа не миновать. Пошагово расскажем, какие документы необходимо составить перед проведением спецоценки, что понадобится делать и как контролировать специализированную организацию, с которой вы заключите договор, кого уведомить и в какие сроки после утверждения отчета о спецоценке; можно ли оспорить ее результаты.

Готовимся к спецоценке условий труда

Проведение спецоценки не займет много времени, если компания небольшая и оценивать будут условия труда на обычных офисных местах. Если же компания более крупная и вредные (опасные) факторы имеются, процедура может затянуться. Поэтому рекомендуем не дожидаться последних чисел декабря.

Главная особенность спецоценки заключается в том, что она проводится работодателем совместно со специализированной организацией (ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее – Закон о спецоценке).

В Схеме 1 покажем действия работодателя по подготовительным мероприятиям до проведения спецоценки.

Схема 1. Действия работодателя по подготовке проведения спецоценки

Для начала работодателю нужно сформировать комиссию по проведению спецоценки условий труда (ч. 1 ст. 9 Закона о спецоценке). В комиссию необходимо включить представителей:

  • работодателя, в том числе специалиста по охране труда (если в штате нет такого сотрудника, то нужно привлечь специалиста по охране труда по гражданско-правовому договору);
  • профсоюзной организации или иного представительного органа работников (если он есть в компании).

Количество членов комиссии должно быть нечетным. Возглавит ее работодатель или его представитель (руководитель организации).

О создании комиссии следует издать приказ в свободной форме. В нашем примере организация небольшая, численность работников – 15 человек, профсоюзной организации в компании нет (см. Пример 1).

Пример 1. Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки условий труда

Для проведения спецоценки условий труда необходимо составить перечень рабочих мест. Обратите внимание: оценка будет проводится на всех местах, которые будут перечислены в этом перечне. На аналогичных рабочих местах достаточно провести оценку в отношении 20% от общего числа таких мест, но не менее двух мест. Причем полученные результаты распространяются на все аналогичные места. В перечне следует сделать отметку о том, что данные места аналогичны.

Аналогичными рабочими местами (ч. 6 ст. 9 Закона о спецоценке) признаются места, которые:

  • расположены в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения;
  • обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты;
  • на которых сотрудники работают по одной и той же профессии (должности, специальности);
  • выполняют одинаковые трудовые функции;
  • трудятся в одинаковом режиме рабочего времени;
  • осуществляют работу при ведении однотипного технологического процесса;
  • используют одинаковое производственное оборудование и т.д.

Например, если в офисной компании на должности менеджера продаж трудится 15 человек в сходных условиях,...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Чего ожидать от нового закона об электронных повестках

В середине весны вступил в силу большой пакет законодательных поправок, связанных с воинским учетом. Основные изменения коснулись закона о воинской обязанности и воинской службе. Эти нововведения, прозванные журналистами «законом об электронных повестках», сразу же внесли большую сумятицу в умы соотечественников. Причем мнения об актуальности и необходимости таких изменений высказываются самые разные. Мы тщательно изучили новшества, а также проекты Минобороны и Минцифры России о воинском учете и двух подготавливаемых реестрах, увязали их с имеющимися наработками в данной сфере и теперь рассказываем вам, в чем смысл законодательных изменений, какие дополнительные обязанности они влекут для работодателей, а также как влияют на объявленный Президентом РФ призыв на военные сборы.

9 согласий на обработку персональных данных

В сентябре прошлого года вступили в силу изменения, которые коснулись требований к согласиям на обработку персональных данных. И вызвали на практике ряд вопросов, в том числе к перечню и составу необходимых для оформления согласий. В статье подробно разбираем согласия на обработку персональных данных, которые необходимо взять с работников в различных ситуациях, приводим образцы их форм, а также даем совет по оптимизации документооборота.

Как проходит профилактический визит ГИТ

Автор объясняет, в чем заключается это мероприятие, когда к вам могут прийти, как вы сами можете запросить визит инспектора, а также показывает образцы заявления о проведении профилактического визита ГИТ и акта о профвизите.

Топ-8 ответов на вопросы о ежегодных отпусках

Близится отпускная пора, поэтому мы собрали ответы на наиболее интересные вопросы, которые озадачили наших читателей-кадровиков в связи с использованием работниками ежегодных оплачиваемых отпусков. В частности, узнаете: можно ли работать во время отпуска? как быть, если сотрудник хочет уйти в отпуск по основной работе, но продолжить работать по внутреннему совместительству? может ли сотрудник подписывать документы во время отпуска? можно ли отозвать работника из отпуска, если он занят во вредных условиях труда и сам просит прервать отпуск? продлевается ли отпуск, когда у работника заболел ребенок? можно ли уволить за прогул, если работник вышел из отпуска позже, чем должен был? возможен ли перевод работника во время отпуска или его увольнение по сокращению?

ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

С 2023 года вместо ПФР и ФСС России появится единый Социальный фонд России. Его создание и функционирование требует существенного изменения многих норм. Для работников упростится порядок получения соцвыплат. Все социальные гарантии можно будет получить в режиме «одного окна». Снизятся издержки и государства, вместо двух фондов останется один. Но большинство изменений затронет, конечно же, работодателей. Власти предполагают, что это позволит снизить нагрузку на бизнес. Ведь сократится количество отчетов, работодатели станут платить все взносы единым платежом. Но появятся и новые обязанности, например, в отношении граждан, с которыми заключен гражданско-правовой договор. Автор простым языком (чтобы было понятно не только кадровикам и бухгалтерам, но и всем интересующимся) рассказывает про изменения, вступающие в силу с 2023 года, и приводит удобные таблицы-шпаргалки, которыми можно пользоваться на практике, чтобы ничего не упустить из нововведений. Дает рекомендации работодателям, что надо успеть сделать и учесть до вступления их в силу.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Выделим основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году, о которых работодателям надо знать и к которым лучше подготовиться. В частности, затронем порядок расчета и уплаты пособий, выдачи больничных, привлечения к административной ответственности за передачу неверных сведений в ФСС РФ, квотирования рабочих мест для инвалидов и охрану труда. Поговорим и о том, какие важные поправки на дату передачи статьи в печать только планируются законодателем.