Как провести спецоценку условий труда: пошаговая инструкция

Минтруд России в письме от 01.06.2018 № 15-4/10/В‑4010 напомнил, что результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда действуют только до 31.12.2018. С 2019 года могут использоваться лишь данные специальной оценки. Однако на апрель 2018 года по данным чиновников спецоценка проведена лишь на 65% рабочих мест. Поэтому у работодателей есть последний шанс успеть провести ее вовремя. В ином случае штрафа не миновать. Пошагово расскажем, какие документы необходимо составить перед проведением спецоценки, что понадобится делать и как контролировать специализированную организацию, с которой вы заключите договор, кого уведомить и в какие сроки после утверждения отчета о спецоценке; можно ли оспорить ее результаты.

Готовимся к спецоценке условий труда

Проведение спецоценки не займет много времени, если компания небольшая и оценивать будут условия труда на обычных офисных местах. Если же компания более крупная и вредные (опасные) факторы имеются, процедура может затянуться. Поэтому рекомендуем не дожидаться последних чисел декабря.

Главная особенность спецоценки заключается в том, что она проводится работодателем совместно со специализированной организацией (ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее – Закон о спецоценке).

В Схеме 1 покажем действия работодателя по подготовительным мероприятиям до проведения спецоценки.

Схема 1. Действия работодателя по подготовке проведения спецоценки

Для начала работодателю нужно сформировать комиссию по проведению спецоценки условий труда (ч. 1 ст. 9 Закона о спецоценке). В комиссию необходимо включить представителей:

  • работодателя, в том числе специалиста по охране труда (если в штате нет такого сотрудника, то нужно привлечь специалиста по охране труда по гражданско-правовому договору);
  • профсоюзной организации или иного представительного органа работников (если он есть в компании).

Количество членов комиссии должно быть нечетным. Возглавит ее работодатель или его представитель (руководитель организации).

О создании комиссии следует издать приказ в свободной форме. В нашем примере организация небольшая, численность работников – 15 человек, профсоюзной организации в компании нет (см. Пример 1).

Пример 1. Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки условий труда

Для проведения спецоценки условий труда необходимо составить перечень рабочих мест. Обратите внимание: оценка будет проводится на всех местах, которые будут перечислены в этом перечне. На аналогичных рабочих местах достаточно провести оценку в отношении 20% от общего числа таких мест, но не менее двух мест. Причем полученные результаты распространяются на все аналогичные места. В перечне следует сделать отметку о том, что данные места аналогичны.

Аналогичными рабочими местами (ч. 6 ст. 9 Закона о спецоценке) признаются места, которые:

  • расположены в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения;
  • обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты;
  • на которых сотрудники работают по одной и той же профессии (должности, специальности);
  • выполняют одинаковые трудовые функции;
  • трудятся в одинаковом режиме рабочего времени;
  • осуществляют работу при ведении однотипного технологического процесса;
  • используют одинаковое производственное оборудование и т.д.

Например, если в офисной компании на должности менеджера продаж трудится 15 человек в сходных условиях, то спецоценка...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Рекомендовано для вас

Составляем приказ о назначении ответственных за пожарную безопасность

Разберемся с тем, кого можно назначить ответственным за пожарную безопасность всей организации, как оформить такой приказ. Ответим на вопросы: кто кроме него и за что может отвечать в данной сфере, почему назначение ответственных лучше закрепить отдельным приказом, по каким поводам и как часто переиздавать эти приказы, как правильно оформлять на них отметки об ознакомлении, какое обучение должны пройти ответственные?

Согласие на распространение персональных данных: новые требования

В марте 2021 года вступили в силу изменения, связанные с использованием персональных данных граждан путем их распространения среди неопределенного круга лиц. Нововведения касаются в т.ч. и работодателей, которые так или иначе раскрывают персональные данные работников для неограниченного круга. Например, размещая краткую информацию о своих сотрудниках в интернете на корпоративном сайте или на доске информации в офисе. Новые правила требуют более внимательного и ответственного отношения со стороны компаний, которые в своей деятельности используют персональную информацию, защищаемую законом. Читайте обо всех ключевых изменениях, а также используйте в работе приведенные в статье образцы согласия на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, и его отзыва.

Учебный отпуск: порядок и особенности предоставления

Рассказываем про порядок оформления учебного отпуска. Какие документы необходимо предоставить работнику? На какой срок он может взять отпуск? Всегда ли такой отпуск оплачивается? Можно ли сократить продолжительность отпуска, указанного в справке-вызове? Отозвать из отпуска или продлить его? Когда нужно оплачивать проезд до места учебы? Какие еще обязательства есть у работодателя в отношении сотрудника, который получает образование? Как оформить учебный отпуск? Даем образцы заявления на отпуск, приказа о предоставлении отпуска, оформления записей в табеле учета рабочего времени и личной карточке работника.

Дисквалификация: процедура и последствия

За административное правонарушение может быть взыскан штраф. Но для руководителей и некоторых других категорий работников есть и более серьезное наказание – ​дисквалификация. Оно заключается в лишении права занимать определенные должности и осуществлять управление юридическим лицом, а также некоторые другие виды деятельности. Работодателю лучше заранее готовиться к дисквалификации директора (или другого сотрудника), в противном случае такое наказание может парализовать всю работу. Мы подготовили ответы на топ-10 самых актуальных и наболевших вопросов о дисквалификации, в т. ч.: кого и за что могут дисквалифицировать, в течение какого времени ожидать такое наказание, какой запрет могут установить, в чем конкретно на практике заключается дисквалификация, можно ли ее обжаловать и в какие сроки, когда она начинается, сколько действует и чем еще грозит для самого «виновника» и работодателя, что должен сделать дисквалифицированный в обязательном порядке и как проверить, не вынесено ли в отношении трудоустраиваемого кандидата решение о дисквалификации.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Медосмотры при приеме на работу

В некоторых случаях заключение с сотрудником трудового договора без проведения обязательного предварительного медицинского осмотра является нарушением законодательства о труде. Из статьи вы узнаете, для каких категорий работников обязательны такие обследования, о порядке их проведения и налогообложении расходов на медосмотры.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Если совместительство становится основным местом работы: позиция Роструда

Зачастую работа по совместительству становится для сотрудника основной. При этом кадровики чаще всего в данной ситуации производят оформление посредством перевода, дополнительного соглашения либо через увольнение работника. В статье рассматривается правомерность вышеуказанных процедур. Кроме того, автор пытается найти ответы на следующие вопросы: что же такое совместительство – вид трудового договора либо его условие, кто вправе делать запись о совместительстве, возможна ли автоматическая трансформация совместительства в основное место работы?