Рекомендации Роструда и Минтруда России по оформлению отпусков – ​2020

Из-за нерабочих дней, самоизоляции и карантина у многих сотрудников периоды отпусков в 2020 году оказались сдвинуты на конец лета – ​начало осени. Проанализируем ответы Роструда и Минтруда России на свежие вопросы работодателей об отпусках, их оформлении, переносе, продлении в связи с карантином, «больничными», объявленными нерабочими днями и пр. А также расскажем про разбивку на части, предоставление внеочередных ежегодных отпусков; уход в отпуск из командировки и работников с ненормированным рабочим днем. Вооружим образцами документов.

Начнем с того, что работникам ежегодные отпуска предоставляются с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 ТК РФ). См. Схему.

Схема. Ежегодный оплачиваемый отпуск

Извещение работника об отпуске

Перечень документов, необходимых кадровику для оформления отпуска 1, выглядит следующим образом:

  • график отпусков;
  • извещение (уведомление) о начале отпуска;
  • приказ об отпуске 2.

Работник не обязан писать заявление на отпуск, предоставляемый по графику 3. Наоборот, это работодатель обязан заблаговременно поставить сотрудника в известность, что у него скоро отпуск. Так, о времени начала отпуска работник должен быть извещен под подпись не позднее чем за две недели до его начала (ч. 3 ст. 123 ТК РФ). При этом ознакомление с графиком отпусков не является извещением работников о начале отпуска 4.

Форму и способы оповещения об отпуске работодатель определяет самостоятельно (извещения / уведомления, ознакомительные листы, ведомости и т.п.). По нашему мнению, это может быть и подпись об ознакомлении на приказе об отпуске, если он издается заранее – не менее чем за две недели до начала отпуска. Но Роструд считает, что этого недостаточно. При этом специалисты ведомства допускают внесение изменений в форму № Т-7 5 (график отпусков), дополнив ее графами 11, 12: в одной из них работник сможет расписываться в том, что дата начала отпуска ему известна, а в другой – указать дату уведомления о начале отпуска (письмо Роструда от 30.07.2014 № 1693-6-1). Не забудьте, что в этом случае видоизмененная форма графика отпусков должна быть утверждена для применения в организации в установленном порядке.

Если извещение осуществляется путем вручения отдельного документа, то Роструд рекомендует 6 составить два экземпляра:

  • один для работника,
  • второй с отметкой сотрудника об ознакомлении (дата, Ф.И.О. и подпись работника) оставить в организации.

Кстати, по мнению Роструда, если в графике отпусков указан лишь месяц (без дат), то работник вправе пойти в отпуск в любой день этого месяца 7.

Если работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала, то работодатель по письменному заявлению работника обязан перенести отпуск на другой срок, согласованный с работником 8. Впоследствии о времени перенесенного отпуска его так же следует предупредить не позднее, чем за две недели до начала.

Ведомство высказалось еще по двум спорным вопросам. Во-первых, если отпуск предусмотрен графиком отпусков, то работник может уйти в отпуск без приказа, и это не будет считаться прогулом. Во-вторых, если отпуск не предусмотрен графиком отпусков, то работник может уйти в отпуск, если из подписи директора на заявлении явно следует его согласие предоставить указанный отпуск 9.

Кстати, в определении от 22.06.2020 № 13-КГ20-1-К2 Верховный Суд РФ пришел к выводу, что нельзя уволить работника за прогул, если он заявление об отпуске написал, но работодатель отказался его предоставить и не уведомил об этом сотрудника (хоть в судебном деле речь и шла об отпуске за свой счет, но данная позиция заслуживает внимания).

Пример 1. Уведомление о предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Обязанности работодателя в связи с COVID-19

Пандемия коронавирусной инфекции добавила работодателям новые обязанности. Их спектр достаточно широк – ​от норм безопасности в офисе до измерения температуры сотрудников. Расскажем, какие из них являются рекомендательными, а за какие можно поплатиться рублем. Выясним, какие кадровые документы нужно составить (с образцами), чтобы проверяющие не оштрафовали, о чем необходимо информировать работников и в какой форме, когда отстранять от работы и можно ли не организовывать тестирование на коронавирус, если сотрудники письменно отказались от его проведения.

Медосмотры сотрудников в условиях пандемии

Безопасные условия труда для сотрудников сегодня заботят кадровиков особенно сильно. И понятно почему. Чаще всего под этим сейчас понимают именно требования в связи с коронавирусом: маски, дезинфекция, перегородки, разметка и т. д. Но никто не отменял и базовые правила. В частности, обязательные медицинские осмотры для сотрудников. Расскажем, что изменилось и добавилось в правилах проведения таких осмотров.

Работница подлежала сокращению 28 апреля, а уволили ее 15 мая. Требовалось ли организации изадать приказ о нерабочих днях в этот период

Работник подлежал сокращению 28 апреля. Указами Президента объявлены нерабочие дни, и в этот период нельзя увольнять работников. Торговый центр, в котором работала сотрудница, возобновил деятельность 15 мая, работник была уведомлена о возобновлении работы, явилась на работу и была уволена 15 мая. Затем она обратилась с иском о восстановлении в суд, поскольку была уволена не 28 апреля, а 15 мая. 15 мая организация возобновила деятельность, так как в продаже появились товары первой необходимости. Нужно ли было издать приказ об объявлении нерабочих дней в период с 11 мая по 15 мая?

Елена Кожемякина: «“Работа в России” стала еще одним “подарком” для работодателей»

Весной этого года с началом пандемии у работодателей возникла новая обязанность – ​регистрироваться на портале «Работа в России» и сообщать через него о целом ряде кадровых событий, включая увольнения, перевод на «удаленку», неполное рабочее время и пр. Несмотря на то что обязанность временная (пока она установлена до конца 2020 года, но, возможно, будет продлена) и существует уже несколько месяцев, вопросов по ней очень много. Что из себя представляет портал? Всем ли необходимо там регистрироваться? Нужно ли для этого быть зарегистрированным на портале госуслуг? Какая ответственность за неуведомление службы занятости? Надо ли подавать информацию о чем-то еще, например дистанционной работе и переходе на неполный рабочий день? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» собрал самые частые вопросы кадровиков и поговорил о них с Еленой Кожемякиной, управляющим партнером юридической фирмы BLS.

Медосмотры сотрудников в условиях пандемии

Безопасные условия труда для сотрудников сегодня заботят кадровиков особенно сильно. И понятно почему. Чаще всего под этим сейчас понимают именно требования в связи с коронавирусом: маски, дезинфекция, перегородки, разметка и т. д. Но никто не отменял и базовые правила. В частности, обязательные медицинские осмотры для сотрудников. Расскажем, что изменилось и добавилось в правилах проведения таких осмотров.

Устанавливаем разделение рабочего дня на части

Ограничения, введенные из-за коронавируса, оказали значительное влияние на трудовые отношения. Некоторые работодатели стали делить рабочий день сотрудников на части. С одной стороны, для защиты персонала – чтобы они не ездили в общественном транспорте в час пик на работу, а также для обеспечения требуемой дистанции между присутствующими в офисе сотрудниками во время рабочего дня. С другой стороны, из-за пандемии у многих перестроился поток клиентов / покупателей и оказалось бессмысленно держать на работе сотрудников в те часы, когда клиентов / покупателей нет. Расскажем, в каких случаях законодатель разрешает поделить рабочую смену / день на периоды и как пошагово перейти на режим разделения рабочего дня на части.

Обязанности работодателя в связи с COVID-19

Пандемия коронавирусной инфекции добавила работодателям новые обязанности. Их спектр достаточно широк – ​от норм безопасности в офисе до измерения температуры сотрудников. Расскажем, какие из них являются рекомендательными, а за какие можно поплатиться рублем. Выясним, какие кадровые документы нужно составить (с образцами), чтобы проверяющие не оштрафовали, о чем необходимо информировать работников и в какой форме, когда отстранять от работы и можно ли не организовывать тестирование на коронавирус, если сотрудники письменно отказались от его проведения.

Работница подлежала сокращению 28 апреля, а уволили ее 15 мая. Требовалось ли организации изадать приказ о нерабочих днях в этот период

Работник подлежал сокращению 28 апреля. Указами Президента объявлены нерабочие дни, и в этот период нельзя увольнять работников. Торговый центр, в котором работала сотрудница, возобновил деятельность 15 мая, работник была уведомлена о возобновлении работы, явилась на работу и была уволена 15 мая. Затем она обратилась с иском о восстановлении в суд, поскольку была уволена не 28 апреля, а 15 мая. 15 мая организация возобновила деятельность, так как в продаже появились товары первой необходимости. Нужно ли было издать приказ об объявлении нерабочих дней в период с 11 мая по 15 мая?