Top.Mail.Ru
Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как меняется трудовое законодательство. И такие изменения часто требуют от работодателя срочно внести корректировки в локальные нормативные акты. Иначе неактуальная и противоречащая законодательству редакция может повлечь споры с работниками и штрафы со стороны контролирующих органов. Поэтому в статье рассказываем о наиболее актуальных и интересных большинству работодателей изменениях трудового законодательства, в связи с которыми нужно внести правки в локальные нормативные акты. Особое внимание наши эксперты уделили спорным в практике кадровиков вопросам.

Вот уже около полутора лет борьба с коронавирусной инфекцией меняет многое в нашей жизни. Повлияла она и на трудовое законодательство. Необходимость снижения количества очных социальных контактов подтолкнула законодателя к стимулированию работодателей и работников к переходу на полностью или частично дистанционный способ организации труда.

С 01.01.2021 существенно скорректированы 1  положения ТК РФ, регулирующие дистанционный труд. Одним из нововведений является то, что теперь работодатель сможет переводить работников без их согласия на дистанционную работу в одностороннем порядке в случаях катастрофы, аварии, несчастного случая, пожара, эпидемии и т. п., а также при принятии соответствующих решений органами госвласти и местного самоуправления. Но при этом тонкости такого перевода должны быть урегулированы локальным нормативным актом о временном переводе (ч. 3 ст. 312.9 ТК РФ). В этом документе следует прописать:

1) обстоятельство (случай), послужившее основанием для принятия работодателем решения о временном переводе сотрудников на дистанционную работу;

2) список работников, временно переводимых на дистанционную работу;

3) срок, на который они временно переводятся на дистанционную работу;

4) порядок обеспечения их оборудованием и программно-техническими средствами, необходимыми для выполнения работы, а также порядок выплаты работникам компенсации расходов, связанных с дистанционным выполнением трудовой функции (использование собственного оборудования, затраты на электроэнергию, интернет и т. п.);

5) порядок организации труда работников, временно переводимых на дистанционную работу (режим рабочего времени, порядок взаимодействия с работодателем, порядок и сроки предоставления отчетов о выполненной работе и т. п.);

6) иные положения, связанные с организацией труда работников, временно переводимых на дистанционную работу.

Отметим, что законодательство не говорит о том, что принять такой локальный нормативный акт уже сейчас должны все работодатели. Хотя некоторые специалисты на этом настаивают. Принять его (или внести соответствующие положения в уже действующий локальный нормативный акт) нужно, когда работодатель будет переводить работников на дистанционный труд временно в одностороннем порядке. Заранее принять его, не зная причины, послужившей основанием для такого перевода, невозможно.

Если же сотрудники уже работают или будут работать дистанционно по соглашению с работодателем, то указанные требования ст. 312.9 ТК РФ не являются обязательными.

Предусмотренные законом поправки не ограничиваются только лишь возможностью перевода работников без их согласия на дистанционную работу. Другими важными изменениями является и то, что теперь:

  1. Законодательство прямо указывает: дистанционная работа может выполняться как на постоянной основе (в течение срока действия трудового договора), так и временно. При этом она также может осуществляться периодически при условии чередования периодов выполнения работником трудовой функции дистанционно и на стационарном рабочем месте. Ранее вопрос о возможности чередования дистанционной и офисной работы был весьма спорным.
  2. Сведения о дистанционной работе вносятся в трудовую книжку работника по его желанию. Ранее была предусмотрена несколько другая формулировка: что сведения могут...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Ознакомление с документами: на бумаге и в электронном виде

Вопросы о том, каким способом работники должны знакомиться с документами в той или иной ситуации, неминуемо возникают у любого кадровика независимо от типа организации, в которой он работает. Надо понять не только, с какими документами следует ознакомить сотрудников, но и в какие сроки и как это сделать. Что лучше: лист ознакомления или проставление подписей прямо на документе? А может, журнал ознакомления с документами? Как прописать в ЛНА порядок ознакомления? Каким образом знакомить с кадровыми документами дистанционных работников? Какую электронную подпись можно использовать? Об этом читайте в статье.

Новые правила обязательного психиатрического освидетельствования

С 01.09.2022 действует новый порядок прохождения обязательного психосвидетельствования, который применяется в отношении отдельных категорий работников. Рассказываем, что изменилось по сравнению с ранее действовавшими правилами, на что работодателям надо обязательно обратить внимание, какие новеллы кадровикам учесть в работе. Выделяем спорные и неурегулированные вопросы, а также предлагаем способы их решения. Например, о предварительном психиатрическом освидетельствовании (в новом нормативном документе слово «соискатель» отсутствует) и периодичности его проведения (новый порядок не устанавливает такую периодичность). Приводим образец заполнения обязательного журнала учета выданных направлений на психиатрическое освидетельствование.

К чему готовиться работодателям в 2023 году?

Прошлый 2022 год был богат на события. Работодатели испытали сразу несколько шоковых ситуаций. Помимо изначально запланированных масштабных законодательных изменений, например, касающихся охраны труда, были и многочисленные не предвиденные заранее, с которыми кадровикам пришлось работать в авральном режиме. Наш журнал попросил экспертов подвести итоги года и рассказать, на какие нововведения в кадровой сфере нужно обратить внимание уже с начала 2023 года, а также какие тренды на рынке труда будут преобладать. Мы обсудили электронный кадровый документооборот, объединение ПФР и ФСС России, трудовые отношения с иностранными работниками, мобилизацию, ожидаемые проверки работодателей, назревающие судебные споры с работниками, цифровизацию в подборе и оценке кандидатов, возможности профессионального роста HR-специалистов. А теперь делимся с вами экспертными мнениями.

Меняем систему премирования и порядок индексации зарплаты

Под конец года работодателю стоит задуматься о том, не нужно ли поменять систему премирования и/или порядок индексации заработных плат, ведь текущий год оказался во многом непростым. Особенно если уже сейчас понятно, что организация финансово не потянет повышения ФОТ в начале следующего года в той степени, как это изначально было предусмотрено во внутренних документах. Разбираем, что и как желательно поменять в ЛНА об индексации и премировании, чтобы обезопасить работодателя от необходимости выполнения обязательств, которые оказались непомерными, а также надо ли заранее уведомлять работников о таких изменениях. Приводим образцы формулировок в ЛНА (на примере Положения об оплате труда), а также варианты расчета индексации, документального оформления внесения изменений в трудовой договор и ЛНА (приказы для различных ситуаций, уведомление работнику и пр.), которые выручат работодателя в сложной финансово-экономической ситуации. Узнаете и о позиции судов по спорным вопросам, а также каков порядок выплаты годовой премии в случае мобилизации работника.

Электронный пропускной режим: контроль рабочего времени

Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – ​вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.

Три дня в офисе, два – дистанционно: допустим ли смешанный способ организации труда?

Вопрос о возможности применения дистанционно-офисного, или, иными словами, комбинированного, способа организации труда назревал уже давно. Многие работодатели размышляли о том, можно ли работникам трудиться, например, 3 дня в офисе, а 2 дня удаленно (дистанционно) или 4 часа в день в офисе, а 4 удаленно и иным подобным образом. Пандемия новой коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничительные меры властей увеличили количество работодателей, интересующихся этим вопросом. Выясним, как это регулируется действующим трудовым законодательством, какие планы у Правительства РФ по модернизации существующих норм, что думают о таком спорном вопросе Роструд и Минтруд России. А также расскажем, как снизить риски при переводе сотрудников на смешанный режим работы уже сейчас, пока нововведения в ТК РФ не приняты.

Как изменилась дистанционная работа с 2021 года

Пандемия и вынужденный массовый перевод сотрудников на «удаленку» выявили значительные пробелы в трудовом законодательстве. Было решено их заполнить, приняв соответствующие изменения в ТК РФ. Правда, в результате спорных и нерешенных вопросов осталось немало. Расскажем, как изменилась дистанционная работа в связи со вступлением в силу с 1 января 2021 года поправок в ТК РФ: в каких случаях можно перевести сотрудника на удаленную работу; всегда ли требуется его согласие; как ознакамливать «дистанционщиков» с документами; когда и какие электронные подписи необходимо использовать; нужно ли обмениваться бумажными документами; чем работодатель должен обеспечить таких работников; какие изменения следует срочно внести в локальные нормативные акты и трудовые договоры с дистанционными сотрудниками; по каким причинам их можно уволить и др. Мы проанализировали все важные положения гл. 49.1 ТК РФ, а также опросили экспертов о том, что станет удобнее для работодателей, где возможны злоупотребления со стороны работников, какие проблемы остались неурегулированы.

Как без проблем сдать отчет по форме СЗВ-ТД

С 2020 г. некоторые работодатели должны ежемесячно сдавать новый отчет – ​СЗВ-ТД. Форма и порядок ее заполнения утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 25.12.2019 № 730п. Форма СЗВ-ТД является обязательной и дополнила персонифицированные отчеты по работникам после введения электронных трудовых книжек. Кто должен заполнить и сдать данную форму? Как заполнять в первый раз по новому работнику и в последующем регулярно? Куда сдавать? Какие есть нюансы при заполнении на сотрудников, которые работают по совместительству и дистанционно? Все эти и другие вопросы в статье, которая поможет работодателю правильно и вовремя сдать отчет по новой форме.