Правила этики на работе и ответственность за их несоблюдение

Не все работодатели знают, как правильно воздействовать на злостных нарушителей этических норм, оставаясь при этом в правовом поле, чтобы в последующем не нарваться на претензии со стороны проверяющих, не быть втянутыми в судебные тяжбы (а если все-таки придется оказаться в суде, как выйти из процесса победителем). Авторы объясняют на конкретных примерах, какие документы нужно оформить работодателю, чтобы наказать сотрудника за несоблюдение им правил этики, какова позиция по этому вопросу у Роструда и Минтруда России. Приводят образцы формулировок, которые понадобится заранее включить в локальные нормативные акты, чтобы минимизировать риски как привлечения работодателя и его должностных лиц к административной ответственности, так и трудовых споров (показаны примеры их разрешения в пользу работодателей и работников).

Большинство кадровиков представляют, как привлечь работника к ответственности (вплоть до увольнения) за невыполнение или ненадлежащее выполнение им трудовых обязанностей. А вот каким образом лучше действовать в случае нарушения сотрудником этических норм, многие не в курсе. Случаи, когда работник нарушает правила этики, например, повышает голос на коллег (клиентов) или даже оскорбляет их, распускает нелицеприятные слухи и пр., на практике нередки. За это тоже можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Но, как и в случае с наложением дисциплинарных взысканий за обычное нарушение трудовых обязанностей, здесь важны нюансы, знание которых отличает профессионалов от просто хороших кадровых специалистов.

Корпоративная этика – ​репутация компании

В первую очередь уточним, что термина «этика» в ТК РФ попросту нет. При этом широко используемое на практике понятие «корпоративная этика» включает в себя такие аспекты, как профессиональное поведение, уважение к коллегам и клиентам, соответствие нормам делового стиля в отношении внешнего вида, отсутствие высказываний и действий дискриминационного характера и т. д.

Стоит отметить, что кодексы профессиональной этики (обязательные правила поведения для работников определенной сферы деятельности) на федеральном уровне утверждены для многих служащих и некоторых профессий, например:

  • Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по труду и занятости (утв. приказом Роструда от 22.03.2011 № 45-к) 1 ;
  • Кодекс профессиональной этики и служебного поведения служащих Банка России (одобрен решением Совета директоров Банка России от 21.06.2013, протокол № 13) 2 ;
  • Кодекс профессиональной этики адвоката (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003)  3;
  • Кодекс профессиональной этики аудиторов (редакция № 1) (утв. решением Правления СРО ААС от 22.12.2023, протокол № 657);
  • Кодекс судейской этики (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012);
  • Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23.12.2010, протокол № 21)  4.

Все чаще и обычные коммерческие компании стали утверждать свои кодексы корпоративной этики как отдельные локальные нормативные акты (ЛНА). Подобный документ призван регламентировать поведение работников внутри организации и вовне ее – ​с клиентами, представителями госорганов и пр. Целями его принятия обычно является не только закрепление приверженности персонала определенным ценностям, принципам, правилам и стандартам, действующим в организации, но и возможность наказать виновных за отступление от установленных правил. Ведь о компании судят по отдельным ее сотрудникам, и, если поведение кого-то из них выходит за установленные рамки, это может отразиться на репутации организации. Поэтому работодателю необходимо иметь рычаги воздействия на нарушителей.

Наказание работника

Если работники под подпись (или иным способом, установленным для кадрового электронного документооборота, на ведение которого персонал выразил свое согласие, либо для взаимодействия с дистанционным сотрудником) ознакомлены с кодексом этики (или иным подобным ЛНА) 5 , то в случае нарушения его норм работодатель сможет легально привлечь привинившихся к дисциплинарной ответственности в порядке ст. 193 ТК РФ. Об этом заявляли и Минтруд России, и Роструд.

Фрагмент документа

Письмо Минтруда России от 16.09.2016 № 14-2/В-888

Как следует из ст. 189 ТК РФ, в правилах внутреннего трудового распорядка или иных локальных нормативных актах, трудовых договорах работодатель вправе установить правила поведения работников внутри организации.

Кодекс не содержит положений, содержащих термин «вежливое обращение».

Вместе с тем полагаем: если в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах или в трудовом договоре есть положения, предусматривающие недопустимость грубых, резких выражений при общении с коллегами или клиентами, то к работнику, нарушающему данные положения, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия.

Фрагмент документа

Письмо Роструда от 14.02.2022 № ПГ/01665-6-1

…с целью улучшения психологического климата в трудовом коллективе работодатель может предотвратить грубость на рабочем месте, утвердив отдельный локальный нормативный акт, предусматривающий правила поведения работников в организации и их ответственность в случае неэтичного поведения (например, положение о деловой этике и служебном поведении в организации).

Что включить в кодекс этики

Как и в любом локальном нормативном акте, в кодексе этики рекомендуется прописывать общие правила поведения работника, в том числе то, что работникам делать нельзя или нежелательно.

Пример 1. Фрагмент Кодекса этики работников (об общих нормах общения на работе)

4. Этика общения.

4.1. При любом общении с руководителями, коллегами, клиентами, иными контрагентами и посетителями Компании Работник не должен допускать:

  • грубости, агрессии, нецензурной речи, проявления пренебрежительного тона, запугивающих действий и поступков;
  • враждебных, предвзятых замечаний, угроз, оскорбительных выражений;
  • разговоров на повышенных тонах;
  • обсуждения личных недостатков других работников, представителей или непосредственно самих клиентов, иных контрагентов и посетителей Компании;
  • распространения информации, содержащей недостоверные факты, искажения, необоснованные обвинения и предположения;
  • перебивания собеседника;
  • распространения оскорбительных материалов, в том числе анекдотов и рисунков.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Когда в компании профсоюза нет, но мнение представителя работников надо учитывать

В некоторых случаях при принятии решения работодатель должен учитывать мнение соответствующего профсоюзного органа или иного представителя работников. В небольших и средних компаниях первичные профсоюзные организации практически не встречаются. Однако и у них могут выявиться работники – члены профсоюза. От создания иных (не профсоюзных) представительных органов или просто избрания единоличного представителя работников сейчас никто из работодателей тоже не застрахован. Как в таких ситуациях действовать кадровику? Какие риски, связанные с профсоюзными членами в рабочем коллективе, грозят работодателям? Как быть, если в компании нет первичной профсоюзной организации, но нужно сократить или привлечь к дисциплинарной ответственности члена профсоюза? А если в компании создан совет работников и он хочет заключить коллективный договор?

Принимаем меры к недисциплинированным работникам

Какие меры на практике действительно помогают навести порядок в коллективе, не создав повод для трудовых споров. Как подготовиться к потенциальному конфликту, если его не избежать, аудит какой документации обязательно провести хотя бы своими силами, что успеть подправить до обострения ситуации. И как корректно дать понять нерадивому сотруднику, что он теперь на карандаше и либо он исправляет свое поведение, либо работодатель будет вынужден организовать тотальный контроль всей его работы (что само по себе мало кому приятно), по результатам которого будет принято решение (в строгом соответствии с действующим законодательством, конечно). Предлагаем подборку судебной практики, на которую стоит ориентироваться в спорных вопросах.

Офисное хамство: распознать и нейтрализовать

О том, кто такой хам, в каких формах встречается хамство (уделяем внимание офисному хамству), всегда ли это прямые оскорбления оппонента, каковы причины хамства и почему на практике приходится встречаться не только с регулярным хамством, но и случайным. Даем советы: какой прием может положить конец хамскому поведению коллеги, что не стоит делать для нейтрализации хама, какие меры дисциплинарного характера можно применить.

Если на работе появился возмутитель спокойствия

В любом коллективе бывают конфликтные ситуации, часто по причине действий конкретных сотрудников. Работодатели, пытаясь их предотвратить, стараются действовать на опережение – составляют локальные нормативные акты таким образом, чтобы в случае агрессивного или токсичного поведения привлечь абьюзера к дисциплинарной ответственности. В этот раз поговорим о трех часто встречающихся ситуациях: если сотрудник плохо воспитан и лузгает семечки на работе, если любит выпить, когда это не положено, и если докучает противоположному полу.

Электронный пропускной режим: контроль рабочего времени

Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – ​вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.

Когда в компании профсоюза нет, но мнение представителя работников надо учитывать

В некоторых случаях при принятии решения работодатель должен учитывать мнение соответствующего профсоюзного органа или иного представителя работников. В небольших и средних компаниях первичные профсоюзные организации практически не встречаются. Однако и у них могут выявиться работники – члены профсоюза. От создания иных (не профсоюзных) представительных органов или просто избрания единоличного представителя работников сейчас никто из работодателей тоже не застрахован. Как в таких ситуациях действовать кадровику? Какие риски, связанные с профсоюзными членами в рабочем коллективе, грозят работодателям? Как быть, если в компании нет первичной профсоюзной организации, но нужно сократить или привлечь к дисциплинарной ответственности члена профсоюза? А если в компании создан совет работников и он хочет заключить коллективный договор?

За что работодателю может «прилететь» штраф?

Как показывает практика, работодатели серьезно не относятся к соблюдению некоторых требований законодательства и это приводит их к штрафам при проверке. Выделим 5 типичных ошибок, которые допускают работодатели (часто из-за не слишком серьезного к ним отношения). В частности, поговорим об ошибках, которые затрагивают вопросы обучения по охране труда, привлечения к труду в нерабочее время, оформления трудового договора, привлечения к дисциплинарной ответственности и удержаний из зарплаты.

Суды об электронной переписке в трудовых отношениях

В заключительной части цикла статей расскажем, как суды оценивают электронную переписку, которая ведется в рамках трудовых отношений. Проанализируем судебную практику, в которой рассмотрены ситуации, когда через Интернет по электронной почте направлялись следующие документы: с просьбой работника выслать трудовую книжку по почте, уведомлением сотрудника от открытом больничном листке, а также письмо-поручение руководителя подчиненному.