Top.Mail.Ru

Ментальные ошибки, мешающие правильному решению

Существуют ментальные ловушки, мешающие принятию правильных решений. Попадающие в них жертвы приходят к ошибочным заключениям и делают неверный выбор, а затем их же собственная некомпетентность не дает возможности осознать, что выбор был неудачен. И в итоге они остаются с ошибочным ощущением полного порядка. Знание ментальных ловушек позволяет грамотно фильтровать входящую информацию, понимать поведенческие особенности людей, прогнозировать дальнейшие шаги собеседника, а также понимать, что движет теми или иными человеческими поступками.

С необходимостью принятия решения мы сталкиваемся ежедневно, зачастую даже много раз за день. Какие-то решения очевидны и не требуют большого умственного напряжения, другие – напротив, даются нам сложно. Более того, для скорейшего принятия решения мы склонны прибегать к различного рода мотиваторам: от историй успеха и картинок в интернете до сознательного ускорения и просьб к окружающим дать совет или направить. Однако в кажущемся привычным поле выбора решения кроются ментальные ошибки, заготовленные нашим мозгом. Давайте обозначим самые частотные из них, чтобы по возможности избежать спрятанного «ментального капкана», ведь кадровикам это умение пригодится как никому другому.

Систематическая ошибка выжившего 1

С этим типом ментальной ошибки мы встречаемся буквально каждый день, открыв страницу любой социальной сети, популярный журнал или сайт. «50 правил богатства», «10 главных уроков жизни для 30-летних», «20 вещей, которые никогда не делают успешные люди», «7 типов людей, которых надо избегать», «Похудеть, как звезды шоу-бизнеса». Это все реальные заголовки статей, взятые из сегодняшней ленты. И все это – типичные систематические ошибки выжившего. Так что же это за ошибка?

Систематическая ошибка выжившего – это ошибка отбора, который совершается по условно «выжившим», то есть тем, кто добился успеха. При этом опыт «погибших» не учитывается. Хотя в большинстве случаев именно он имеет большую ценность. Приведем примеры.

Многие слышали, что Марк Цукерберг, Билл Гейтс, Ричард Брэнсон, Шарлиз Терон, Джонни Депп бросили школу и при этом стали миллионерами, а то и миллиардерами. Соответственно выводится тезис, что не нужно тратить деньги и время на учебу, чтобы стать предпринимателем или звездой кино, нужно просто идти и делать. При этом совершенно не учитывается тот факт, сколько людей, бросивших учебу, влезли в кредиты и долги, потеряли все и так и остались без образования. На одного успешного человека находится огромное количество тех, кто потерпел фиаско. О победителях говорят много, о проигравших забывают. Но при этом, когда вам нужно принять то или иное решение, гораздо важнее оказывается статистика удач и промахов, она куда показательнее, чем один случай уникального успеха. Ведь звезды кино, шоу-бизнеса, предпринимательства потому и звезды, что смогли воплотить свою уникальность и оказаться в нужное время на волне.

Еще один пример показателен в плане выработки логически построенного правильного решения, игнорирующего систематическую ошибку выжившего.

Пример 1

Абрахаму Вальду, венгерскому математику, во время Второй мировой войны поручили важное решение по укреплению брони истребителей. Английские бомбардировщики, которые возвращались на базу, имели серьезные повреждения от зениток и истребителей на хвосте и крыльях. Возникал вопрос, нужно ли укреплять именно эти части самолетов. Ответ математика был однозначен: как раз таки эти части укреплять не надо, укреплять нужно остальные – топливный бак и кабину – так как, когда снаряды попадают в них, самолеты на базу уже не возвращаются.

Известный случай со знаменитым английским фокусником Дерреном Брауном и вовсе является наглядным доказательством систематической ошибки выжившего.

Пример 2

Деррен Браун поверг в шок телевизионную аудиторию Великобритании. Он заявил, что подбросит монетку вверх десять раз подряд и каждый раз выпадет орел. Что и было им сделано. Однако за кадром осталось то, что трюк этот снимался 9 часов к ряду, пока орел и впрямь не выпал 10 раз. Все неудавшиеся попытки просто не попали в ролик.

И еще один из примеров, о котором часто говорят в отношении систематической ошибки выжившего, – это спасение дельфинами людей. Спасенные пловцы, которых дельфины вытолкали на берег, рассказывают об их уме и доброте. Но мы не можем знать рассказов тех, кого, возможно, дельфины толкали в противоположную берегу сторону. Существует даже мнение, что дельфины выталкивают человека на берег, потому что там, следуя их...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание! Стартовала скидка
на 1-е полугодие 2023 г.

Успейте воспользоваться!

Рекомендовано для вас

Как определить токсичность кандидата на этапе собеседования

В предыдущем номере журнала мы рассмотрели основные типажи токсичных работников, при этом выделив среди них как умышленных, так и неумышленных вредителей офисной атмосферы. Несмотря на то что часть работников действует без умысла, нервозный накал в коллективе меньше не становится. Что же делать для профилактики токсичных отношений в офисе? Подобно тому, как болезнь легче предупредить, чем потом лечить, так и токсичного работника лучше в офис изначально не пускать. Для этого следует учесть, что часть «симптомов» токсичности соискателя видна уже на собеседовании или даже перед ним. С помощью нашей статьи станете обладателем такого навыка – пригодится как в работе, так и в обычной жизни.

Как когнитивные искажения влияют на восприятие информации

Разбираем самые частотные и именно сейчас ярко проявляющиеся искажения восприятия действительности. В частности, такие ментальные ошибки, как ложный консенсус, наивный реализм и наивный цинизм, склонность к подтверждению своей точки зрения, эффект третьего лица, бумеранга и пр. Зная их «в лицо», сможете сами не попасть в ловушку когнитивных искажений, а также распознаете в окружающих, если кто-то окажется им подвержен. В итоге это поможет адекватно воспринимать информацию извне и не расстраиваться из-за того, что на самом деле является следствием таких искажений.

Токсичные работники: типажи и чем опасны

В психологической литературе все чаще можно столкнуться с термином «токсичный человек». Встречаются с ним и кадровые специалисты. Ведь именно они чаще всего на передовой, общаются с разными сотрудниками, причем далеко не всегда в приятных обстоятельствах. Давайте разберемся: кто такие токсичные работники и что такое офисная токсичность? какие токсы представляют наибольшую опасность для трудового процесса? Сможете по характерным признакам сразу распознавать действительно токсичного человека, поймете и причины, почему он таковым является. Пригодится как на работе, так и в обычной жизни.

Как выключить «тревожную кнопку»?

Сложно сейчас найти человека, который не испытывал бы целую бурю, прямо скажем, не самых позитивных эмоций в связи с происходящими событиями. У кого-то зашкаливает уровень тревожности, у кого-то начинаются приступы паники и страха, есть и те, кто испытывает вину и стыд. Давайте разберемся, как управлять собственными эмоциями и реакциями и все-таки взять себя в руки.

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Топ‑10 эффективных способов борьбы с сонливостью на работе

Сонливость на работе – ​крайне неприятное состояние. Спать хочется, а нельзя. Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна; зачем проветривать помещение; что предпринять, чтобы быстро засыпать и высыпаться; какие упражнения делать, чтобы проснуться; какой запах использовать в аромалампе и как психологически настроиться на продуктивный сон.

Как отдыхать правильно: вечерами, на выходных и в отпуске

Работоспособность стоит на трех китах – ​здоровье, энергия и выносливость. Если же вы работаете 24 часа в сутки без выходных и полноценного отдыха, то постепенно они подкосятся и повлияют на результативность вашей работы. Отдыхать надо уметь. Недостаточно просто выключить компьютер или закрыть дверь офиса. Следует научиться отдыхать эффективно. Автор делится лайфхаками по отдыху после рабочего дня, на выходных и в отпуске.