Top.Mail.Ru
Под мотивацией персонала принято понимать систему стимулирующих воздействий, побуждающих сотрудников организации к трудовой деятельности. Общепринятая классификация делит ее на две большие группы – ​материальную и нематериальную мотивацию. Причем в настоящее время в современных компаниях имеется явный перекос в сторону материальных стимулов, что, на наш взгляд, в корне неверно. Спору нет, от правильной материальной мотивации может быть существенная польза. Но идея искать в этом ключ к решению всех проблем весьма спорна.

Если вы хотите построить корабль,
не стоит созывать людей,
чтобы идти в лес валить деревья, распиливая их,
и затем сшивать полученные доски.
Вместо этого научите их мечтать о море

Антуан де Сент-Экзюпери

Тема мотивации персонала волнует многих работодателей. Трудно найти второй столь же актуальный на сегодняшний день вопрос для обсуждения в деловых кругах, разве что разговор пойдет о техниках развития продаж. Оно и понятно – продолжающийся с 2008 года кризис существенно уменьшил и количество оставшихся на рынке компаний, и их обороты, и количество работающих граждан. В этих условиях любой работодатель стремится найти универсальную «таблетку» для решения проблем. И большинству кажется, что искать следует именно в этих двух областях – продажи и мотивация персонала.

Не хлебом единым…

Под мотивацией персонала принято понимать систему стимулирующих воздействий, побуждающих сотрудников организации к трудовой деятельности. Общепринятая классификация делит ее на две большие группы – материальную и нематериальную мотивацию. Причем в настоящее время в современных компаниях имеется явный перекос в сторону материальных стимулов, что, на наш взгляд, в корне неверно. Почему этот перекос имеет место? У каждой личности есть потребности, которые необходимо удовлетворять. Для этого нужны деньги, которые люди зарабатывают, продавая работодателям свою рабочую силу. Таким образом, если поставить заработную плату в зависимость от выполнения целей компании, то люди станут лучше работать, повышать производительность труда, создавать дополнительную прибыль организации.

Спору нет, от правильной материальной мотивации может быть определенная польза. Но идея искать в этом ключ к решению всех проблем представляется весьма спорной.

Пример 1

Вспоминается опрос, проводимый во время прямого эфира одного из телевизионных каналов. Пока ведущие обсуждали с кем-то из приглашенных экспертов тему повышения МРОТ, зрителям задали вопрос для sms-голосования: «Если Вам станут больше платить, будете ли Вы лучше работать?» Конечно, выборку нельзя считать вполне репрезентативной, но тем не менее мнения респондентов разделились в пропорции примерно 50 на 50. Если оставить за скобками ехидные замечания отдельных граждан о том, что на самом деле вопрос надо ставить наоборот, то все равно сама по себе картина на первый взгляд кажется противоречащей здравому смыслу – половина опрошенных утверждают, что даже наличие дополнительной финансовой мотивации не будет стимулировать их работать лучше.

А что по этому поводу думает наука?

Иерархия потребностей

Когда мы говорим о научной теории мотивации, в первую очередь вспоминается имя Абрахама Маслоу (психолог, основатель гуманистической психологии). Наверное, всем людям, более или менее причастным к работе с персоналом, известна так называемая пирамида Маслоу – общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение его идей. Изначально эта концепция была изложена в работе «Теория человеческой мотивации» 1.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах (Рисунок 1). В основании – физиология (утоление голода, жажды и т.п.). Выше разместилась потребность в безопасности, над ней – нужда в привязанности и любви, а также в принадлежности к какой-либо социальной группе. Следующая ступень – необходимость в уважении и одобрении. Затем следуют познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации) и нужда в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). Наивысшая ступень пирамиды – духовные потребности (познание, самоактуализация, самовыражение и пр.). Что интересно, в трудах самого Маслоу изображение пирамиды отсутствует, оно появилось позже.

Рисунок. Пирамида Маслоу

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Полиграф в кадровой работе

Из статьи узнаете: что представляет собой исследование на полиграфе; как регламентируется его использование в российском законодательстве; в чем может быть польза от его применения работодателем, какие риски следует принимать во внимание; как сейчас складывается практика использования полиграфа в трудовых и связанных с ними отношениях. В вашем распоряжении – ​образцы формулировок в локальные нормативные акты и трудовые договоры, согласий на прохождение работниками и соискателями психофизиологического исследования с применением полиграфа и на обработку общих и специальных категорий персональных данных.

Как сохранить хорошие отношения после корпоратива

На службе по работе с персоналом (нередко совместно с отделом связей с общественностью, службой безопасности, юридическим отделом и пр.) лежит важная обязанность по организации корпоративных мероприятий. Как известно, одной из целей корпоратива является сплочение персонала, ликвидация потенциальной или уже существующей напряженности в коллективе. Особенно удачно это можно сделать именно под Новый год: праздник считается в России традиционно семейным, одним из самых любимых. Вот и коллектив предприятия хорошо поместить в теплую семейную обстановку. Но порой получается все с точностью до наоборот, когда именно после корпоратива работники делают неутешительное заключение: «Я думал, у нас нормальная контора, а у нас…». Рассказываем, откуда может проистекать такой пессимизм, что обычно служит ему причиной и на что обратить внимание, чтобы праздничное мероприятие запомнилось надолго позитивными эмоциями.

Как адаптироваться к работе после праздников

На последствия новогодних каникул жалуются многие работодатели. Их основная претензия заключается в том, что после праздников на рабочих местах сильно страдает дисциплина труда: работники тяжело включаются в трудовой процесс. Руководители организаций и кадровые службы задаются справедливым вопросом: что же сделать, чтобы праздники прошли для персонала без неблагоприятных последствий для трудового процесса, а работа после них началась наиболее эффективно? Даем рекомендации работникам и руководителям, чтобы после длительного отдыха все быстро и с новыми силами включились в работу.

Бесплатные российские сервисы видеоконференций

Несмотря на уход с российского рынка многих иностранных компаний, в том числе и сервисов для проведения онлайн-совещаний и встреч, нашим пользователям есть из чего выбрать. Знакомим вас с 6 популярными отечественными сервисами для проведения веб-конференций, перечисляем их основные функции, достоинства и недостатки. Сравниваем критерии их использования, чтобы вы могли выбрать наиболее подходящий вариант.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Подводные камни проверки компетенций работников

В целях эффективного функционирования каждый работодатель желает, чтобы в его компании были только сотрудники с необходимыми компетенциями. Но что такое «компетенции работника»? Как их проверить (именно с точки зрения законодательства) и зафиксировать результаты (чтобы, например, в случае недостаточности компетенций сотрудника можно было уволить или же, наоборот, обоснованно повысить ему заработную плату)? Ответим на эти вопросы с помощью наглядных примеров из судебной практики. Среди прочего уделим внимание таким доступным работодателям инструментам, как установление испытательного срока и проведение аттестации. Про иные методы оценки компетенций тоже расскажем.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.