Под мотивацией персонала принято понимать систему стимулирующих воздействий, побуждающих сотрудников организации к трудовой деятельности. Общепринятая классификация делит ее на две большие группы – материальную и нематериальную мотивацию. Причем в настоящее время в современных компаниях имеется явный перекос в сторону материальных стимулов, что, на наш взгляд, в корне неверно. Спору нет, от правильной материальной мотивации может быть существенная польза. Но идея искать в этом ключ к решению всех проблем весьма спорна.
Если вы хотите построить корабль,
не стоит созывать людей,
чтобы идти в лес валить деревья, распиливая их,
и затем сшивать полученные доски.
Вместо этого научите их мечтать о море
Антуан де Сент-Экзюпери
Тема мотивации персонала волнует многих работодателей. Трудно найти второй столь же актуальный на сегодняшний день вопрос для обсуждения в деловых кругах, разве что разговор пойдет о техниках развития продаж. Оно и понятно – продолжающийся с 2008 года кризис существенно уменьшил и количество оставшихся на рынке компаний, и их обороты, и количество работающих граждан. В этих условиях любой работодатель стремится найти универсальную «таблетку» для решения проблем. И большинству кажется, что искать следует именно в этих двух областях – продажи и мотивация персонала.
Не хлебом единым…
Под мотивацией персонала принято понимать систему стимулирующих воздействий, побуждающих сотрудников организации к трудовой деятельности. Общепринятая классификация делит ее на две большие группы – материальную и нематериальную мотивацию. Причем в настоящее время в современных компаниях имеется явный перекос в сторону материальных стимулов, что, на наш взгляд, в корне неверно. Почему этот перекос имеет место? У каждой личности есть потребности, которые необходимо удовлетворять. Для этого нужны деньги, которые люди зарабатывают, продавая работодателям свою рабочую силу. Таким образом, если поставить заработную плату в зависимость от выполнения целей компании, то люди станут лучше работать, повышать производительность труда, создавать дополнительную прибыль организации.
Спору нет, от правильной материальной мотивации может быть определенная польза. Но идея искать в этом ключ к решению всех проблем представляется весьма спорной.
Вспоминается опрос, проводимый во время прямого эфира одного из телевизионных каналов. Пока ведущие обсуждали с кем-то из приглашенных экспертов тему повышения МРОТ, зрителям задали вопрос для sms-голосования: «Если Вам станут больше платить, будете ли Вы лучше работать?» Конечно, выборку нельзя считать вполне репрезентативной, но тем не менее мнения респондентов разделились в пропорции примерно 50 на 50. Если оставить за скобками ехидные замечания отдельных граждан о том, что на самом деле вопрос надо ставить наоборот, то все равно сама по себе картина на первый взгляд кажется противоречащей здравому смыслу – половина опрошенных утверждают, что даже наличие дополнительной финансовой мотивации не будет стимулировать их работать лучше.
А что по этому поводу думает наука?
Иерархия потребностей
Когда мы говорим о научной теории мотивации, в первую очередь вспоминается имя Абрахама Маслоу (психолог, основатель гуманистической психологии). Наверное, всем людям, более или менее причастным к работе с персоналом, известна так называемая пирамида Маслоу – общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение его идей. Изначально эта концепция была изложена в работе «Теория человеческой мотивации» 1.
Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах (Рисунок 1). В основании – физиология (утоление голода, жажды и т.п.). Выше разместилась потребность в безопасности, над ней – нужда в привязанности и любви, а также в принадлежности к какой-либо социальной группе. Следующая ступень – необходимость в уважении и одобрении. Затем следуют познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации) и нужда в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). Наивысшая ступень пирамиды – духовные потребности (познание, самоактуализация, самовыражение и пр.). Что интересно, в трудах самого Маслоу изображение пирамиды отсутствует, оно появилось позже.