Расскажем, что такое кадровый резерв и какова его роль в компании. На что обращать внимание HR-специалисту при его создании? Как сделать его работающим? Почему сотрудникам выгодно находиться в кадровом резерве? Как правильно подбирать персонал в резерв, что необходимо учитывать, и зачем призывать сотрудников, чувствующих в себе потенциал, подавать заявки на включение в резерв? Остановимся на вопросах подбора, учета и обучения резервистов.
Любая система (биологическая, техническая, информационная и т.д.) функционирует по принципу избыточности. Это выражается в наличии запасов, дублирующих органов и ненужных, на первый взгляд, функций. Так, например, легковой автомобиль обладает бензобаком, рассчитанным на 40 литров, хотя средний городской автомобилист использует в день не более пяти. В организме две почки, в то время как человек вполне может прожить и с одной. Футбольная команда всегда имеет запасных игроков. Избыточность – универсальна, она позволяет системам функционировать бесперебойно.
Кадровый резерв организации – это та самая вторая почка, дополнительные литры бензина и скамейка запасных. Одна из задач службы персонала – создавать избыточность в организации, формируя особую группу персонала. Эти люди должны в нужный момент приступить к работе, которая пока не является их основной деятельностью.
Зачем нужен кадровый резерв
Польза от создания кадрового резерва очевидна:
1. Позволяет избежать простоя. Есть редкие специальности на рынке труда. Найти работника бывает настолько трудно, что рекрутеры нередко ищут кандидатов годами. Если в организации есть кадровая «заначка», то вопрос поиска дефицитных специалистов быстро закрывается. А если резерва нет, то компания может и приостановить работу. Такие случаи бывают, когда специалист является настолько нужным, что его увольнение становится причиной сбоя.
С появлением резерва компания перестает быть зависимой от отдельных людей, особенно от менеджеров среднего звена. Руководители подразделений часто пользуются тем, что они незаменимы. И это действительно так – только начальник отдела знает все нюансы работы подчиненных. Менеджеры среднего звена пользуются тем, что их ценят, поэтому иногда необоснованно требуют повышения зарплаты или особых льгот. Но если в организации есть резерв, из которого на замену можно всегда выдвинуть кандидатуру, зависимость от конкретного руководителя исчезает.
2. Второй немаловажный аспект заключается в мотивационном потенциале кадрового резерва. Деньги стимулируют не всегда и не всех. Есть сотрудники, которые предпочтут карьеру большой зарплате. А если компания не готова ближайшие год-два предложить повышение? Выходом может быть зачисление в кадровый резерв. Человек будет трудиться и знать, что когда-нибудь его повысят. Если есть перспективы, он не уйдет из организации.
3. Пребывание в кадровом резерве развивает сотрудников. Они не ограничиваются своими повседневными обязанностями, а что-то изучают, вырабатывают у себя новые качества, навыки. Компания не может жить только сегодняшним днем. Ситуация постоянно меняется, товары, работы и услуги, требуемые на рынке сейчас, через пару лет потеряют популярность, и руководителям придется придумывать что-то новое, интересное потребителям. Люди, которые развиваются в резерве, ориентированы на будущее, поэтому они становятся движущей силой компании и проводниками инноваций.
Чтобы все эти положительные эффекты кадрового резерва стали актуальными, необходимо соблюдение двух условий:
1) доступность. Нередко бывает, что кадровый резерв...