Расскажем, что такое графология, а также дадим советы, как кадровику самостоятельно установить связь почерка и характера человека. Поясним, какие признаки стресса можно найти в почерке, как по нему определить стрессоустойчивость сотрудника. Дадим рекомендации по выводу из стресса согласно графологическим признакам.
Знакомство с графологией: доминанта и формула
Графология существует с XVI века, и впервые о ней заговорили во Франции. Аббат Мишон заметил связь почерка и характера человека. Затем его ученик Жюль Крепье-Жамен впервые сформулировал семь графологических признаков, с помощью которых можно «мерять» почерк. В настоящее время графологические школы существуют во всем мире – британская, испанская, итальянская, немецкая, американская и т.д. Графология широко применяется в HR-сфере, судебной практике, криминалистике, психологии. К сожалению, в России графология не получила такого распространения, как на Западе, но с конца ХХ века она начала развиваться и в нашей стране.
Графологи используют два основных принципа при оценке почерка:
Сначала выделяются доминанты – необычные, яркие, индивидуальные особенности почерка, которые делают его уникальным. Затем доминанты складывают между собой в формулы, то есть отдельные доминанты интерпретируют редко – в основном смотрят их в комплексе. Например, когда у человека болит горло, вы не можете поставить диагноз. Нужно померить температуру, понаблюдать, есть ли насморк, болит ли голова и т.д. Тогда в комплексе картина становится понятна. С доминантами тот же принцип.
Попробуйте выделить доминанты самостоятельно. Какие уникальные особенности почерка вы видите на Рисунке 1?
Рисунок 1. Почерк ответственного сотрудника
В этом почерке можно подметить следующие доминанты: углы, интенсивный нажим, однородность (упорядоченность, одинаковость почерка). Формула здесь будет следующей:
Самостоятельно устанавливаем связь между почерком и характером
Люди, которые никогда не задумывались о связи почерка и психики человека, обычно начинают сомневаться в том, есть ли она в действительности. Это очень легко проверить. Напишите любую фразу своим естественным почерком, например «Мама мыла раму».
Затем попробуйте изменить свое состояние: вспомните случай какой-то вопиющей несправедливости по отношению к вам, когда вы сильно обижались или злились, прямо до состояния сжатых кулаков. Вспомните это настроение, войдите в него, прочувствуйте, понаблюдайте его в теле. Если вам действительно удалось поймать злость, обиду, ярость, вернитесь к листу бумаги и напишите в этом новом состоянии ту же самую фразу. Создав себе новое настроение, заметите изменения в почерке. Вы увидите, что почерк стал более нажимным, заостренным, сжатым, хотя вы сознательно в нем ничего не меняли. Просто изменилось настроение.
Не получилось войти в состояние напряжения? Давайте наоборот. Представьте приятную и расслабляющую картину. Скажем, вы на берегу моря с бокалом освежающего напитка в руке. Солнце, легкий бриз и шум прибоя. Вам тепло, хорошо и спокойно. Закройте глаза и прочувствуйте эту картину, посмакуйте, как реагирует ваше тело, как расслабляются руки и ноги, как появляется улыбка на лице. Если у вас получилось войти в это состояние, снова напишите выбранную фразу. Вы увидите, что почерк снова поменялся – стал более легким, текучим, плавным, округлым.
Как видите, почерк отражает состояние человека здесь и сейчас. «Но ведь это сиюминутные изменения, – скажете вы, – как быть с характером?» Дело в том, что характер и личностные качества (компетенции) – это и есть набор наших устойчивых реакций. То есть почерк показывает нам, как и с какой силой мы будем реагировать на разные ситуации и почему так – какая за этим стоит мотивация.
Это снова легко проверить: вы наверняка почувствовали, что в какое-то из двух состояний вам оказалось труднее войти. Это как раз про устойчивые реакции: кто-то психологически скорее выберет напряжение, агрессию, защиту; а кому-то проще и удобнее расслабиться. И это, как вы понимаете, тоже влияет на проявление компетенций.
Почерк, конечно, меняется со временем, не только ситуативно, по настроению. Меняется человек – и почерк, как его зеркало, отражает эти изменения. Если было бы не так, мы бы до сих пор все писали, как в первом классе по прописи, потому что нас когда-то учили писать именно по ней. Но попробуйте повторить эту стилистику сейчас (см. Рисунок 2). Легко? Тяжело? Что говорит вам ваше тело?
Научившись «читать» почерк, вы сможете диагностировать по почерку те качества, которые обычно у человека скрыты и не проявляются на собеседовании. Например, стрессоустойчивость, обучаемость, усидчивость, ориентация «процесс-результат», креативность и многое другое. А ведь эти компетенции выявляются через наблюдение в «полях», но потребуется несколько месяцев – от трех до шести, пока сотрудник адаптируется и перестанет пытаться понравиться, начнет вести себя естественно.
Понятие и виды стрессоустойчивости и стресса
Одна из самых популярных компетенций работника – стрессоустойчивость. Сегодня все работодатели хотят стрессоустойчивых сотрудников, но именно ее практически невозможно диагностировать в условиях интервью.
Существует множество определений стрессоустойчивости. Мы определяем ее как способность достигать результата в условиях ограниченных ресурсов. Ресурсы – это время, деньги, информация, люди, любые материальные и нематериальные ресурсы и т.д.
Стресс – это состояние повышенного напряжения как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (нехватку ресурсов – времени, денег, информации, людей, материальных ресурсов и т.д.).
Стрессоустойчивость принято условно делить на высокую, нормальную и низкую.
Почерк человека с нормальной стрессоустойчивостью будет характеризоваться гибкостью линий, индивидуальностью письма, хорошей динамикой и нажимностью (см. Рисунок 3). Если перевести с графологического языка на человеческий, то такой почерк будет принадлежать лицу:
- с подвижной и гибкой психикой;
- способному подстраиваться под ситуацию;
- готовому к нестандартным решениям (если он не сможет их сгенерировать сам, то сможет их рассмотреть без сопротивления);
- ориентированному на результат
- и имеющему достаточно инициативы и энергии для того, чтобы вынести дискомфортную ситуацию в среднесрочной перспективе.
Но если такого человека поместить в затяжной и интенсивный стресс, то ему понадобится время для восстановления. Однако радует, что он способен отделаться малой кровью.
Рисунок 3. Пример почерка сотрудника с нормальной стрессоустойчивостью
В этом почерке можно выявить следующие доминанты:
- динамика (беглость) в почерке – на графологическом языке называется «графологическая» скорость;
- гибкость линий;
- индивидуальность букв (т.е. он «сочиняет» формы сам).
Получаем формулу:
Почерки людей с высокой стрессоустойчивостью характеризуются высокой динамикой, сильным нажимом, гибкостью и теснотой текста в сочетании с крупными буквами и узкими полями (см. Рисунок 4). Сочетание подобных графологических признаков дает нам инициативного, активного человека, который плохо делегирует и всегда в центре событий, его жизнь напоминает по стилю белку в колесе.
Психика такого человека требует стрессов, потому что они ее тонизируют. Без стрессов уровень его энергии падает, он начинает искать их искусственно, причем бессознательно, создавая себе ситуации аврала. Например:
- откладывает работу до дедлайна, чтобы потом бегать и решать в последний момент;
- берет на себя лишнюю ответственность, чтобы было много работы или всем помогает (вариант лишней ответственности).
Таким образом он чувствует атмосферу деловой активности, насыщенности эмоциями. Причина у этой инициативы – жажда стресса. Именно тогда он чувствует себя живым. Когда все спокойно, жизнь замирает, и он не любит себя в этом.
Плюсы таких сотрудников – они легко входят в стресс, активизируются от него и легко восстанавливаются после. Но существенный минус в том, что работодатель должен давать им стрессовые ситуации, иначе они становятся вялыми и сохнут от скуки.
Рисунок 4. Пример почерка сотрудника с высокой стрессоустойчивостью
В данном почерке можно выделить доминанты:
- динамика (беглость) в почерке;
- высокая плотность текста;
- сильный, интенсивный нажим.
Формула будет следующей:
Почерки сотрудников с пониженной стрессоустойчивостью будут характеризоваться тонким нажимом, стандартной стилистикой написания (мало индивидуальных, уникальных элементов), сниженной динамикой, широкими полями и угловатостью (см. Рисунок 5).
На человеческом языке это будет значить, что работник мотивируется стабильностью, предсказуемостью. Ситуации неопределенности лишают его энергии, которой у него и так не много, отсюда сниженная работоспособность. Ориентация – на процесс, то есть нужны условия, чтобы выполнять работу по предписаниям, алгоритмам. Креативность проявлять не любит, хотя может. Но эта креативность будет касаться скорее бытового творчества, нежели поиска принципиально новых решений в нестандартных рабочих ситуациях.
Рисунок 5. Пример почерка сотрудника с пониженной стрессоустойчивостью
Доминанты в примере почерка следующие:
- слабый нажим (тонкие линии с пропаданием нажима);
- пониженная динамика (почерк не беглый);
- стандартное написание букв (мало индивидуальных элементов);
- широкое левое поле.
Признаки стресса в почерке
Рассмотрим несколько графологических признаков, говорящих о том, что авторы почерков не справились со стрессом, а их стрессоустойчивости оказалось недостаточно для нагрузки в компании (признаки могут встречаться в почерке одновременно). Плюсы такой диагностики в том, что стресс у сотрудника может реально присутствовать, но вы его можете пока не замечать, поскольку не общаетесь доверительно или редко его видите. Внешне все нормально, а по факту стресс его уже серьезно «точит», и процесс выгорания начался. Если вы увидите проблему до того, как ситуация станет критичной, то сможете вовремя сделать профилактику и предотвратить серьезные негативные последствия.
Признак 1. Сжатая середина букв с углами (когда по прописи должны быть округленные и мягкие изгибы, а в почерке присутствуют острые грани) (см. Рисунок 6). На Рисунке 6 вся средняя зона букв (см., например, «а», «о», «п», «н») сжата, как будто ее сдавили по бокам. Обратите внимание, что в такой манере выполнен весь текст.
Рисунок 6. Пример почерка сотрудника, находящегося в стрессе
Такие люди в принципе сильнее подвержены стрессам из-за повышенной тревожности. Нехватка ресурсов связана у них со страхом неопределенности, отсюда желание контролировать и упорядочивать. Это приводит к тому, что люди живут в перманентном стрессе. Выход для них такой: учиться расслабляться, абстрагироваться, останавливать «мысленную жвачку», когда безостановочно продолжается обдумывание какой-то проблемы. Сначала будет сложно, потому что психика уже привыкла жить в напряжении и будет требовать его, но со временем можно и нужно наработать другой шаблон поведения, отказываясь от «режима встревоженного кабанчика».
Признак 2. Зачернения (внезапное и резкое утолщение линии в букве) и наслоения линий (неоднократное обведение) (см. Рисунок 7). Обратите внимание, это происходит не из-за ручки с плохим стержнем, а именно вследствие поведения руки пишущего. Чтобы быть уверенным в графологическом примере, вам необходимо убедиться, что человек пишет качественной, проверенной ручкой, которая не мажет.
Рисунок 7. Пример почерка сотрудника, находящегося в стрессе
Зачернения и наслоение линий также говорят о высокой тревожности, это движение сродни тому, когда вы нервничаете и черкаете на полях блокнота. Причем именно не рисуете со скуки (во время длинного совещания, например, чтобы развлечься), а черкаете (например, когда то же совещание затянулось, у вас куча горящих дел, а конца и края этому совещанию еще нет). Заметьте, что характер линий в случае, когда у человека нервное напряжение, меняется – появляются наслоения линий, вы начинаете резко проводить ручкой по одному и тому же месту, усиливая нажимность. Конечно, это делается неосознанно. Такие движения имеют ту же природу, как и зацикленные движения типа теребить что-то в руках, грызть колпачок от ручки и т.д. Отличие только в том, что если эти зацикленные движения появились в почерке, то человек испытывает тревогу и стресс не ситуативно, а постоянно, в фоновом режиме.
Людям с высокой тревожностью необходимо посоветоваться с психологом. Самостоятельно в одиночку и без профессиональной помощи эту проблему обычно сложно решить.
Признак 3. Точки в неожиданных местах (на линиях букв, в междустрочном пространстве). В примере ниже стрелки показывают точки на линиях. Для того чтобы быть уверенным, что это именно точки, а не потекшие чернила, вам необходимо убедиться в качестве письменных принадлежностей, которыми выполнен графологический образец.
Рисунок 8. Пример почерка сотрудника, находящегося в стрессе
Точки на линиях или около – это признак страха, который, в свою очередь, лучший друг стресса. Они идут рука об руку, особенно если страх не ситуативный, то есть когда выделился адреналин, человек устранил угрозу и потом все в порядке, а это страхи, которые сопровождают человека перманентно. Конечно, эти страхи и тревога не обязательно образуются на пустом месте. Например, наша иллюстрация – это почерк человека, который недавно пережил смерть близкого человека. Но как бы то ни было, точки в почерке – это серьезно, и нужно быть готовым к тому, что психика такого человека уже перегружена и дополнительные стрессы противопоказаны. В случае регулярных точек на линиях рекомендуется обратиться к психологу.
Рекомендации по выводу из стресса согласно графологическим признакам
Если вы обнаружите у сотрудника признаки стресса, это не значит, что нужно от него отказываться и увольнять. Стресс – это все-таки временное явление, и если будет устранена причина возникновения стресса, то и он сам пройдет. Поэтому на время стресса нужно постараться не давать сотруднику сложные задачи или если сделать это необходимо, то обязательно обеспечить поддержку других работников компании. Возможно, лучшим выходом из стресса будет элементарный отдых, отпустите сотрудника на недельку в отпуск или перестаньте просить задерживаться на работе.
Есть и специальные техники, применимые в стрессовых ситуациях. Так, для выхода из состояния тревожности применяются техники расслабления: медитация, йога, арт-терапия, музыкотерапия на постоянной основе. Переключение внимания – но нужна деятельность, с помощью которой будет это внимание удерживаться. Например, если вы понимаете, что тревожность накатывает, когда вы в одиночестве, то идите в люди, организуйте себе досуг, чтобы мысли не успевали крутиться вокруг проблем. В конце концов, вы у себя один, и лучше самому попытаться изменить свою жизнь в сторону большего психологического комфорта.
Кроме общих рекомендаций есть частные. Так, для признака 1, когда сотрудник находится в состоянии повышенной тревожности, рекомендуется обратить внимание на социальную активность человека. Источник стресса у таких людей, как правило, качество социальных связей. В этом случае желательно всерьез задуматься над качеством окружения и исключить токсичных людей из своего круга.
Для людей, в почерке которых присутствуют 2 и 3 признаки проявления стресса (тревожность и страх), рекомендуем способ переключения внимания. Стресс, так или иначе, связан с нехваткой ресурсов, с которой в этом случае психика справиться не может. Расскажем вам об одном упражнении, которое можно сделать самому или посоветовать сделать сотруднику, находящемуся в стрессе.
Упражнение против тревожности при стрессе
- Сесть в спокойной обстановке, чтобы никто не мешал, расслабиться.
- Поймать, на чем возникает тревога, скорее всего она «фонит» постоянно, но по поводу конкретных вещей, людей, событий.
- Выписать все мысли, которые вызывают тревогу.
- Разделить свою «мысленную тревожную жвачку» на категории:
- иррациональные страхи – это так называемые попытки прогнозов, которые не имеют под собой реального основания, просто домыслы и догадки из разряда «а вдруг, а может, а что если…» и т.д.;
- to do list – реальные проблемы, которые вы в состоянии решить (найти ресурсы, сделать что-то конкретное, узнать, спросить, исправить и т.д.);
- список «на подумать» – проблемы, которые вы сейчас не можете решить, потому что нет идей, как это сделать.
Если большинство пунктов попало в иррациональные страхи, нужно усилием воли перестать их переживать и переключиться на другую категорию: to do list. Делайте только то, что реально можете сделать. Список «на подумать» отложите до лучших времен, периодически возвращайтесь к нему, чтобы включиться в поиск вариантов решения, но не чаще раза в неделю.
Сделав это, можно увидеть, что иррациональные страхи занимают львиную долю мозговой активности и «едят» психологическое здоровье. Здоровая психика – это тоже ресурс, но вы (или сотрудник в стрессе) тратите его не на результат, а заставляете его бегать хомяком в колесе. Конечно, возникает нехватка ресурса, уж коли вы его пустили не на дело.
Просто ли будет выполнить это упражнение? Нет. Если психика привыкла к стрессам, как в почерке с признаком 1, то она будет их требовать, подбрасывая новые поводы для волнения. Потребуются усилия, чтобы привить новую привычку думать и действовать по-другому. Но оно того стоит, снижение тревожности поможет увеличить уровень жизненного комфорта, самочувствие и качество жизни.