Top.Mail.Ru

Как зажечь команду: восемь способов против эмоционального выгорания

Разбираемся в причинах эмоционального выгорания сотрудников и ошибках руководителей, которые довели до этого. В частности, к чему приводят отсутствие обратной связи, неправильная мотивация, постоянные требования переработок, скучная и рутинная работа. Расскажем, как бороться с эмоциональным выгоранием. Причем дадим советы не только руководителям в отношении подчиненных – ​как организовать работу, чтобы не допустить стресса у сотрудников, но и порекомендуем работникам, на что обратить внимание в случае, если уже ощущается профессиональное выгорание.

В 2018 году международное рекрутинговое агентство Hays провело исследование, в ходе которого выяснилось, что 79% россиян сталкивались с синдромом профессионального эмоционального выгорания. Самые распространенные причины – стрессы, переработки, отсутствие удовлетворения от работы. Такая статистика неутешительна, учитывая, что эмоциональное выгорание влечет за собой ряд физиологических и психологических заболеваний в хронической форме. Так что любому руководителю, да и hr-отделу в целом, нужно быть внимательным и при возникновении у подчиненных усталости, безразличия к работе и упадка сил принимать меры.

Разбираемся в причинах: ошибки работодателей, из-за которых случается эмоциональное выгорание

По словам Василия Ключевского: «Найти причину зла – почти то же, что найти против него лекарство». Так что начнем мы с разбора ошибок руководителей, которые ведут к эмоциональному выгоранию:

1) переработки. Когда начальство регулярно заставляет подчиненных работать по 12–14 часов в сутки, у последних усталость перерастает в упадок сил. Они допускают больше ошибок, постоянно пребывают в стрессе, и это состояние часто осложняется болезнями. Доказано: сотрудники, которые перерабатывают, чаще уходят на больничный;

2) отсутствие обратной связи. Когда люди работают, но не получают оценки действий, они стоят на месте. Часто они не понимают своих ошибок, не совершенствуются, не растут, а это первый шаг к выгоранию;

3) рутина. Одни и те же задачи каждый день делают работу неинтересной, скучной. Отсюда хандра, а после – и более тяжелое состояние;

4) отсутствие мотивации или неправильная мотивация. Если руководитель не обращает внимания на предложения и пожелания коллектива, те будут лениться, а в дальнейшем успехи и провалы на работе им станут безразличны;

5) отсутствие обучения и развития. Если человек уже пять лет старается, но не получает повышения и не учится новому, у него падает самооценка, появляются мысли о несостоятельности.

Это те вещи, на которые мы рекомендуем обратить внимание в первую очередь. При этом могут быть и другие ошибки. В каждой компании свои: где-то босс слишком требователен, где-то штрафы высокие, где-то много конфликтных клиентов. Например, в организации «Каппа» у нескольких руководителей отделов эмоциональное выгорание появилось из-за частых совещаний. После того как их количество сократили до 1 в 2 недели, все вернулось на круги своя.

Сотрудник, конечно, может перегорать и по каким-то личным причинам. Но если мы говорим о всем коллективе, то здесь явно нужно начинать с анализа менеджмента. Помните известное выражение: «Рыба гниет с головы»?

Дальше надо разобраться, что предпринять, если у сотрудников эмоциональное выгорание. Для этого надо понять, какие симптомы к нему относятся:

  • слабость, усталость;
  • жалобы на головную боль;
  • безразличие или циничное отношение к работе;
  • пессимизм;
  • раздражительность;
  • нежелание принимать решения, брать на себя ответственность;
  • отсутствие интереса...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала только в апреле + 10% по промокоду на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = 30%

Рекомендовано для вас

Планирование в работе и личной жизни

Поговорим о том, что такое планирование, почему оно необходимо, как им правильно заниматься и с чего начинать. Расскажем о часто совершаемых ошибках, а также как их можно избежать. Выясним, зачем нужно «буферное» время; как расставлять приоритеты при составлении плана на день; почему важно контролировать выполнение плана и перенос незавершенных дел; почему невозможно «успеть всё»; когда важно перестать быть перфекционистом и почему нельзя без «плана Б». Обсудим, что делать, если вы все четко запланировали, но потом по какой-то причине ваши планы рушатся и сдвигаются. Ну и наконец, выясним, какой ежедневник в качестве инструмента выбрать.

Как избежать ошибок при разработке системы мотивации

Среди руководителей отношение к стимулированию подчиненных сильно различается. Некоторые полагают, что любое поощрение, не затрагивающее размер заработной платы, – наиболее важный компонент мотивации персонала. Другие считают, что заставить работать сотрудника может только премия или прибавка к зарплате. Рассмотрим, какие ошибки допускают hr-менеджеры, разрабатывая систему мотивации, которая не выражена в денежном эквиваленте, однако для работодателя стоит определенных трат, например бесплатный транспорт от метро до офиса, оплата обедов и занятий в спортзале.

Дмитрий Буньков: «Люди приходят в организацию, а уходят от руководителя»

Какие конфликты в рабочем коллективе бывают? Как не допустить, чтобы рабочий конфликт перешел в личностный? Как понизить уровень стресса? Почему важно рассказывать сотрудникам, что компания планирует предпринять и чего делать точно не собирается? Как понять, что кандидат не впишется в корпоративную культуру? Почему работники должны доверять компании? Эти и другие вопросы журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» обсудил с директором по персоналу «Берингер Ингельхайм» в России Дмитрием Буньковым.

Доступные решения в обучении персонала: наставничество и программы

Из-за кризиса компании повсеместно стали сокращать расходы на обучение персонала. Однако совсем отказываться от него не стоит, ведь развитие персонала – важнейшее направление hr-менеджмента. Расскажем про наиболее дешевые виды обучения – наставничество и использование автоматизации в обучении. Если исправить некоторые изъяны, то эти формы подготовки персонала станут довольно эффективными.

Как избежать ошибок при разработке системы мотивации

Среди руководителей отношение к стимулированию подчиненных сильно различается. Некоторые полагают, что любое поощрение, не затрагивающее размер заработной платы, – наиболее важный компонент мотивации персонала. Другие считают, что заставить работать сотрудника может только премия или прибавка к зарплате. Рассмотрим, какие ошибки допускают hr-менеджеры, разрабатывая систему мотивации, которая не выражена в денежном эквиваленте, однако для работодателя стоит определенных трат, например бесплатный транспорт от метро до офиса, оплата обедов и занятий в спортзале.

Доступные решения в обучении персонала: наставничество и программы

Из-за кризиса компании повсеместно стали сокращать расходы на обучение персонала. Однако совсем отказываться от него не стоит, ведь развитие персонала – важнейшее направление hr-менеджмента. Расскажем про наиболее дешевые виды обучения – наставничество и использование автоматизации в обучении. Если исправить некоторые изъяны, то эти формы подготовки персонала станут довольно эффективными.

Тайм-менеджмент: что поглощает время работника

Любой бизнес должен быть эффективным. Многие привыкли работать по определенным правилам, и любые изменения воспринимаются ими в штыки. Но при исследовании затрат их рабочего времени выясняется, что они выполняют множество функций, которые и вовсе нет нужды выполнять. Чтобы выяснить, что «поглощает» время сотрудников, нужно сделать фотографию рабочего дня.

Дмитрий Буньков: «Люди приходят в организацию, а уходят от руководителя»

Какие конфликты в рабочем коллективе бывают? Как не допустить, чтобы рабочий конфликт перешел в личностный? Как понизить уровень стресса? Почему важно рассказывать сотрудникам, что компания планирует предпринять и чего делать точно не собирается? Как понять, что кандидат не впишется в корпоративную культуру? Почему работники должны доверять компании? Эти и другие вопросы журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» обсудил с директором по персоналу «Берингер Ингельхайм» в России Дмитрием Буньковым.