Аттестация – процедура, призванная установить соответствие квалификации сотрудника занимаемой им должности или выполняемой работе. Оценка квалификации сотрудников собственными силами работодателя трудозатратна, требует наличия в организации экспертов-методологов, которые смогут разработать объективные оценочные средства. Одновременно существует другой путь оценки профессиональных знаний и навыков – независимая оценка квалификации (НОК). О том, каким образом НОК может быть встроена в процедуру аттестации и какие для нее существуют ограничения, разбираем в статье. Даем практические рекомендации тем, кто захочет внедрить у себя такой механизм.
Проведение аттестации должно быть оформлено в соответствии с законодательными требованиями и локальными нормативными актами организации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ). В компании необходимо утвердить (с учетом мнения представительного органа работников – при его наличии) положение об аттестации, включающее информацию о категориях аттестуемых работников, сроках и периодичности аттестации, основаниях для ее проведения, методах оценки, составе аттестационной комиссии и пр. Кроме этого, руководитель организации издает приказ, которым утверждает состав аттестационной комиссии и график проведения аттестации.
Одним из наиболее сложных вопросов при аттестации является оценка профессиональной квалификации сотрудников. В большинстве случаев она проводится силами самой организации. Во многих компаниях доминирующим способом оценки компетентности и результативности работника является характеристика непосредственного руководителя. Но если говорить об объективности, то данный способ оценки не может содержать всей необходимой информации, так как аттестуемый работник может иметь дружеские или, напротив, напряженные отношения с руководителем. Для объективной оценки требуемых знаний и умений необходимо разработать соответствующие оценочные задания.
Очевидно, что разработка оценочных заданий для оценки профессиональной квалификации требует заметных временных затрат и привлечения экспертов в области оцениваемых профессиональных компетенций. Кроме того, далеко не у всех организаций есть ресурсы и необходимые знания для разработки собственных оценочных средств. В итоге аттестационная комиссия рискует получить результат в парадигме Даннинга – Крюгера 1: по факту в этой ситуации эксперты проверяют сами себя, причем исключительно на том уровне, которого достигли.
Задача, связанная с разработкой оценочных заданий для проведения квалификационных испытаний, успешно решается при проведении независимой оценки квалификаций. Процесс разработки оценочных заданий (теоретических и практических) в НОК включает в себя анализ трудовых функций, критерии оценки квалификации и непосредственно разработку самих вопросов и заданий, успешное выполнение которых будет свидетельствовать о наличии у работника необходимых знаний, навыков и умений.
Поэтому решением в данной ситуации может стать включение процедуры НОК в процесс аттестации. Данная возможность отражена в письмах Минтруда России от 05.05.2023 № 14-3/ООГ-3294 от 18.09.2019 № 14-3/В-742.
Фрагмент документа
Письмо Минтруда России от 05.05.2023 № 14-3/ООГ-3294
Независимая оценка квалификации является процедурой подтверждения соответствия квалификации работника (соискателя) положениям профессионального стандарта… Наличие у работника профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения трудовой функции в соответствии с профессиональным стандартом, может быть определено в ходе независимой оценки квалификации…
С целью установления соответствия уровня квалификации работника выполняемой работе работодатель вправе проводить аттестацию работника на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе, проводимую в порядке, установленном в соответствии с законодательством…
В порядок проведения процедуры аттестации может быть включено также положение о направлении работников на независимую оценку квалификации как один из этапов аттестации…
Ниже в табличной форме покажем, как соотносятся обычная аттестация и НОК.