Далеко не каждый сотрудник, даже тот, кому приходится много общаться по телефону, знает правила телефонного этикета. А ведь от звонка может зависеть как получение важного контакта, так и успех будущего проекта. Даем советы, как начать телефонный разговор и как его завершить; как реагировать на второй звонок во время беседы по телефону; какие правила применяются к видеозвонкам и разговорам по громкой связи и пр.
С одной стороны, что может быть проще, чем набрать номер телефона и поговорить? С другой стороны, необходимость звонка может вызвать стресс у участников разговора. Как же сделать так, чтобы ваш звонок был приятен?
Любое дело будет более результативным, если не надеяться на экспромт, а подготовиться. Подумайте, что вы хотите обсудить?
Возможно, стоит написать электронное письмо, чтобы заручиться каким-то решением? Ведь слова к делу не пришьешь, и, если вы о чем-то договоритесь во время телефонного разговора, ссылаться на эти договоренности будет сложнее, чем на электронное письмо.
Когда есть возможность, лучше заранее договориться о времени звонка (см. Пример 1). Если такой возможности нет, то разговор стоит начать с приветствия, обычно уместно представиться, назвав имя, фамилию и компанию, максимально коротко обозначить цель звонка и спросить, удобно ли сейчас говорить? Если неудобно, то когда перезвонить? См. Пример 2.
Использовать ли отчество при обращении? Если вы уже были представлены, то надо обращаться к человеку так, как он себя назвал. Если вы одного ранга, то называете себя аналогично. Если не знаете, как корректно обратиться, как принято в той среде, где работает человек, то лучше используйте отчество, чтобы не промахнуться.
Пример 1. Согласование времени созвона сообщением в мессенджере
Добрый день, Алексей.
Мы познакомились с Вами на конференции <название мероприятия>. Можем созвониться завтра во второй половине дня? В какое время Вам будет удобнее?
На всякий случай ссылка на описание <...>, о котором мы с Вами говорили: <...>
С уважением,
Федор Савельев, главный инженер АО «Нефтехим»