Транспортный налог, несмотря на кажущуюся простоту исчисления, имеет определенные сложности при расчете налоговой базы. Проблемы возникают прежде всего с передачей транспортных средств в структурные подразделения и при отнесении к транспортным средствам машин и механизмов, которые, имея определенные технологические характеристики транспортного средства, таковыми фактически не являются. Кроме того, автор рассмотрит в статье новеллы, которые связаны с расчетом налоговой базы по транспортному налогу, действующие с текущего года.
В статье автор рассмотрит новации в расчете налоговой базы по транспортному налогу, действующие с 2010 года, основными из которых являются дифференцированные ставки налога, применяемые в зависимости от экологического класса и года выпуска транспортного средства. Также в статье проанализированы практические вопросы, возникающие при исчислении налоговой базы по транспортному налогу.
Правовая специфика транспортного налога
Транспортный налог считается одним из наиболее простых налогов. Согласно ст. 258 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. К таким транспортным средствам относятся все транспортные средства, кроме гужевого транспорта и велосипедов.
Плательщиками транспортного налога признаются те лица (для данной статьи — юридические лица), на которых зарегистрированы транспортные средства, что подтверждается не только требованиями налогового законодательства, но и судебной практикой.
Судебно-арбитражная практика
Согласно постановлению ФАС МО от 09.10.2009 г. № КА-А40/10504-09 обязанность по уплате транспортного налога возлагается на собственника, а не на эксплуатанта транспортных средств. Наличие в регистрационных документах на транспортное средство кроме собственника еще и его эксплуатанта не может служить основанием для выполнения последним обязанности по уплате транспортного налога.
Этот вопрос особенно важен для тех организаций, которые передают транспортные средства в свои структурные подразделения, расположенные в одном с ним регионе, или передают их в лизинг. Особенно много противоречий вызывает передача транспортных средств в лизинг. Ряд организаций ошибочно трактует норму п. 2 ст. 20 Федерального закона РФ от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», согласно которому предметы лизинга регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя. И только на основании этого собственник транспортных средств перекладывает обязанность по уплате транспортного налога на лизингополучателя. Это является нарушением налогового законодательства, так как не точно трактует норму законодательства, которое только разрешает лизингодателю поручить лизингополучателю оформить/поставить на учет предмет лизинга, то есть транспортное средство, на имя лизингодателя.
Налоговым периодом по транспортному налогу считается год, а отчетными периодами — первый—третий кварталы (ст. 260 НК РФ). В случае если транспортное средство ставилось или снималось с учета в течение налогового периода, сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как соотношение числа полных месяцев, в течение которых зарегистрированное транспортное средство находилось в эксплуатации у организации-налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Следует помнить, что месяц регистрации и месяц снятия с учета принимаются за полный месяц.
У организации имелось транспортное средство, которое было приобретено, поставлено на учет и введено в эксплуатацию в апреле отчетного года. В декабре данное транспортное средство было снято с учета и продано. Мощность двигателя автомашины составляет 200 л.с., ставка налога — 10 руб./л.с. Июнь и декабрь принимаются за полные месяцы, следовательно, данное автотранспортное средство находилось в собственности и эксплуатации 9 месяцев. Транспортный налог будет уплачиваться за 3 квартал и за год. Сумма налога, уплачиваемая за 2 квартал, составит: 200 л.с. х 10 руб. /3 = 666,7 руб. За третий квартал будет уплачена аналогичная сумма. За налоговый период организация должна уплатить: 200 л.с. х 10 руб. х 9/12 — 1 333,4 руб. = 166,6 руб.
Организация-налогоплательщик независимо от типа и вида транспортного средства всегда исчисляет транспортный налог в соответствии с п. 2.1 ст. 362 НК РФ ежеквартально в размере 1/4 произведения налоговой ставки на налоговую базу.
На практике возникают ситуации, когда организации-налогоплательщики не знают, к какой категории транспортных средств отнести то или иное транспортное средство, например, автопогрузчик, грейдер и т.п. Исходя из этого, они просто не уплачивают налог или же пускаются в длительные объяснения с налоговыми органами и в результате задерживают уплату налога и получают штрафные санкции. В этой ситуации следует исходить не из своих представлений и толкований терминов или из того, какое навесное оборудование на транспортном средстве имеется, а из того, как данное транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД. Если оно зарегистрировано в качестве «автомобиля», то и как объект налогообложения оно будет автомобилем, если в качестве «катера», то и налог надо будет уплачивать с катера, а не с моторной лодки. Имеются и разъяснения Минфина РФ, изложенные в письме от 28.09.2009 г. № 03-05-05-04/12, согласно которым к объектам налогообложения по транспортному налогу относятся пожарные цистерны.
Уплата транспортного налога напрямую связана с наличием регистрации транспортного средства. Если у организации-налогоплательщика транспортное средство имеется, но оно не было зарегистрировано в установленном порядке, то транспортный налог не уплачивается.
Судебно-арбитражная практика
Согласно постановлению ФАСВВОот 30.01.2006г. № А13-16227/2005-35-548 отсутствие регистрации, даже при доказанном факте его владения и использования, признается обстоятельством, освобождающим автовладельца от транспортного налога.
Транспортный налог, несмотря на свою простоту в определении налоговой базы, имеет и некоторые особенности. Согласно п. 2 ст. 358 НК РФ не включаются в расчет налоговой базы по транспортному налогу пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление транспортных перевозок, как пассажирских, так и грузовых. При этом законодатель не делает исключения для формы собственности, в которой находится организация, а под термином «собственность» понимается оперативное управление и хозяйственное ведение.
В бухгалтерском учете суммы уплачиваемого транспортного налога в соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, относятся к расходам по обычным видам деятельности и оформляются следующими проводками:
-
Дебет 20 — Кредит 68 — начислен авансовый платеж по транспортному налогу за отчетный период. Бухгалтерская проводка оформляется мемориальным ордером;
-
Дебет 68 — Кредит 51 — транспортный налог перечисляется в бюджет. Операция оформляется на основании выписки банка с расчетного счета.
Однако имеется категория транспортных средств, на которые транспортный налог начисляться не будет. К ним относятся незарегистрированные и не эксплуатируемые в качестве транспортных средств, а используемые в производственных или бытовых целях транспортные средства, несмотря на то, что они смонтированы на шасси автомобилей или гусеничной техники. Это могут быть передвижные компрессоры, передвижные мастерские, полевые кухни и т.п. То есть те транспортные средства, которые не имеют двигателя и не могут самостоятельно передвигаться.
Организация приобрела полевую кухню для приготовления пищи занятым на строительстве рабочим. Данная полевая кухня не будет регистрироваться в качестве транспортного средства, так как не только не имеет двигателя и не может самостоятельно передвигаться, но также не используется для перевозки грузов или пассажиров, а исключительно в социально-бытовых целях. Другое дело, что полевая кухня будет числиться в составе основных средств, так же как и автотранспорт.
В данном вопросе арбитражные суды встают на сторону организацииналогоплательщика.
Судебно-арбитражная практика
Согласно постановлению ФАС МО от 19.11.2009 г. № КА-А40/10309-09 прицеп-насос к автопогрузчику в целях налогообложения транспортным налогом не оптосится к транспортным средствам.
Транспортный налог в 2010 году
В настоящее время, то есть с 01.01.2010 г., действует новая редакция главы 28 «Транспортный налог» части II Налогового кодекса РФ. Изменения в главу 28 были введены тремя Федеральными законами РФ: от 28.11.2009 г. № 282-ФЗ и 283-ФЗ и от 27.12.2009 г. № 268-ФЗ.
Принятие изменений по транспортному налогу вызвало неоднозначные толкования уже на стадии обсуждения законодательного акта. Вызвавшие негативную реакцию общественного мнения нормы, предлагавшие значительно увеличить ставку налога, не были приняты на федеральном уровне. Федеральный закон РФ от 28.11.2009 г. № 282-ФЗ (далее — Закон № 282-ФЗ) предоставил властям регионов право увеличивать или же уменьшать ставку налога в 10 раз. И несмотря на заявления ряда экспертов, что власти регионов не будут «закручивать гайки», в это не очень верится, особенно учитывая извечное желание региональных властей перераспределять финансовые потоки в свою пользу. По мнению Минфина РФ, изложенному в письме от 03.12.2009 г. № 03-05-06-04/401, это не означает автоматического увеличения ставок налога, а только «расширяет диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по определению ставок транспортного налога». В 2010 году региональные власти не могут изменять ставку налога, так как согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по налогу является календарный год, и в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ законодательные акты в сфере налогообложения вступают в силу не ранее чем через один месяц с даты их официального опубликования и не ранее первого числа начала течения налогового периода. Однако это не исключает возможности увеличения налога региональными властями в 2011 году. Вероятность этого увеличивается, учитывая депрессию в экономике. В первую очередь это может коснуться установления дифференцированных налоговых ставок по транспортному налогу с учетом года выпуска транспортных средств и/или установления дифференцированных ставок по транспортному налогу с учетом экологического класса транспортных средств. В данном случае действия региональных властей будут соответствовать норме Закона 282-ФЗ, который внес изменения в п. 3 ст. 361 НК РФ. Внесенные изменения позволяют региональным властям вводить эти дифференцированные ставки. Поэтому с 01.01.2011 года организациям — плательщикам транспортного налога надо быть готовыми к увеличению расходов. А ранее действовавшие дифференцированные ставки, определяемые с учетом срока полезного использования транспортного средства, отменяются.
Наибольший интерес из вышеуказанных дифференцированных ставок представляют дифференцированные ставки по транспортному налогу с учетом экологического класса транспортных средств. При их установлении региональные власти должны руководствоваться требованиями постановления Правительства РФ от 12.10.2005 г. № 609 «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ». В данной ситуации ставка налога будет тем выше, чем ниже экологический класс транспортного средства. Именно эта дифференцированная ставка будет представлять для организаций-налогоплательщиков наибольшую сложность и потребует наибольших затрат.
Еще одним нововведением является то, что региональные власти получили определенную свободу в деле установления срока уплаты налога и срока уплаты авансовых платежей по налогу. Причем противоречия между федеральным и региональным законодательством по уплате транспортного налога будут устраняться только в судебном порядке. А новая редакция п. 6 ст. 362 НК РФ дает региональным законодателям право устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков возможность не исчислять и не уплачивать ежеквартальные авансовые платежи по транспортному налогу.
Новая редакция транспортного налога фактически действует чуть больше квартала, поэтому еще не накопилось достаточной практики по ее применению в новых условиях. К тому же, начиная с 2011 года, следует ожидать и новаций на региональном уровне.
Особенности определения налоговой базы по транспортному налогу
Сложности, связанные с определением и исчислением налоговой базы по транспортному налогу, можно разделить на две категории: сложности, связанные с определением срока нахождения транспортного средства в собственности организации-налогоплательщика, и сложности, связанные с расчетом собственно налоговой базы, учитывая особенности эксплуатации транспортного средства.
На практике возможна ситуация, когда организация рассчитывает транспортный налог в зависимости от периода фактической эксплуатации транспортного средства. То есть за тот период, когда транспортное средство находилось в ремонте, налог не уплачивается. Такая ошибка несет налоговые риски в части применения штрафных санкций со стороны налоговых органов и необходимости перерасчета налога и подачи уточненной налоговой декларации. Находящиеся в ремонте, независимо от срока ремонта, транспортные средства облагаются транспортным налогом в общеустановленном порядке. . Интересно в этой ситуации и письмо Минфина РФ от 18.02.2009 г. № 03-05-05-04/01, в котором главное финансовое ведомство указывает, что обязанность по уплате транспортного налога связана с его регистрацией на организацию-налогоплательщика, а не с периодом нахождения в ремонте или с периодом эксплуатации.
В организации имеется автобус, который в течение 3 месяцев находился в ремонте после аварии. Организация из расчета транспортного налога эти 3 месяца исключила, мотивируя это тем, что данное транспортное средство не эксплуатировалось. Результатом стали штрафные санкции со стороны налоговых органов, необходимость подавать уточненную налоговую декларацию по транспортному налогу и обязательность пересчета этого налога.
Другой ошибкой, хотя и довольно редкой, является исключение из расчета налога того периода, когда он находился на штрафстоянке в качестве вещественного доказательства. В этой ситуации налогоплательщик также исключает такое транспортное средство из расчета налога исходя из той же мотивации. Однако это будет подобной же ошибкой, имеющей одинаковые последствия. Следует помнить, что транспортное средство не облагается транспортным налогом только в случае снятия его с учета . Арбитражные суды в данном вопросе поддерживают главное финансовое ведомство страны и налоговые органы.
Судебно-арбитражная практика
Согласно постановлению ФАС УО от 18.10.2007 г. № Ф09-8501/07-С3 лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство, является плательщиком транспортного налога независимо от фактического владения или фактического использования транспортного средства..
На практике в подавляющем числе случаев возникает ситуация, когда транспортное средство ставится на учет и снимается с учета в течение одного налогового периода (календарного года). В этом случае организация-налогоплательщик должна руководствоваться исключительно требованиями п. 3 ст. 362 НК РФ, в которой указано, что месяц постановки на учет и месяц снятия с учета принимаются за полный месяц. Если организация ставила на учет и снимала с учета транспортное средство в течение года, то она должна рассчитать корректирующий коэффициент, который рассчитывается как количество полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию-налогоплательщика, поделенное на 12 месяцев. В налоговом учете и в налоговой декларации корректирующий коэффициент указывается до сотого знака после запятой. Никакие округления недопустимы, так как могут привести к снижению суммы уплачиваемого налога.
Организация 2 марта приобрела автобус и в тот же день поставила его на учет в органах ГИБДД. Затем 8 сентября она сняла его с учета и 12 сентября продала. В целом автобус находился у организации в собственности в течение семи полных месяцев. Поэтому при расчете транспортного налога за год будет применяться корректирующий коэффициент в размере 0,58 (7/12).
Наиболее часто встречается ошибка, связанная с уплатой транспортного налога за транспортное средство, переданное в обособленное подразделение организации. Ошибка заключается в том, что организации в этой ситуации исходят из юридического статуса обособленного подразделения или филиала. Но юридический статус обособленного подразделения или филиала не влияет на его правоспособность осуществить регистрацию транспортного средства по месту своего нахождения. Это происходит в том случае, если транспортное средство передается в обособленное подразделение, находящееся в другом регионе. Если же обособленное подразделение и головная организация находятся в одном регионе, то нет необходимости осуществлять перерегистрацию транспортного средства.
Еще одной ошибкой является неверная трактовка того факта, что головной офис юридического лица осуществляет уплату транспортного налога за свои обособленные подразделения. В этом случае организация рассчитывает и перечисляет платежи по транспортному налогу по месту нахождения транспортных средств. Бухгалтерская составляющая этой операции никак не связана с налоговой составляющей.
Организация передала своему филиалу, находящемуся в другом регионе, транспортное средство в марте. Следовательно, уже начиная с апреля транспортный налог рассчитывается и уплачивается по месту нахождения филиала, так как транспортное средство зарегистрировано по местонахождению филиала.
Организация ликвидировала свой филиал, находящийся в другом регионе. Имеющиеся в филиале автотранспортные средства были переданы на баланс головному офису. Таким образом, головной офис должен зарегистрировать эти транспортные средства на себя и уплачивать транспортный налог начиная с месяца, следующего за месяцем регистрации указанных транспортных средств.
В данном случае возникает проблема, связанная с рисками задвоения расчета и уплаты транспортного налога: ведь транспортное средство в течение одного календарного месяца было снято, а затем поставлено на учет в другом регионе. А статья 362 НК РФ указывает, что при расчете транспортного средства месяц постановки/снятия транспортного средства с учета принимается за полный месяц. Однако по этому вопросу имеется письмо Минфина РФ от 27.03.2007 г. № 03-05-06-04/16, в котором указывается, что норма ст. 362 НК РФ распространяется только на те случаи, когда приобретение или отчуждение транспортного средства происходит между двумя самостоятельными юридическими лицами. Передача же транспортного средства внутри одного юридического лица реализацией не считается, и поэтому получатель транспортного средства начинает исчислять и уплачивать транспортный налог по полученному транспортному средству начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем его получения. Аналогичная позиция изложена и в письме Минфина РФ от 24.03.2010 г. № 03-05-05-04/06.
Организация передала транспортное средство из своего филиала, расположенного в Ростовской области, другому филиалу, расположенному в Волгограде. Передача произошла в мае. Следовательно, волгоградский филиал будет исчислять транспортный налог начиная с 1 мая. А налог за апрель будет уплачен прежним владельцем транспортного средства, Ростовским филиалом.
Также возможна и ситуация, когда транспортное средство передано структурному подразделению во временное пользование, для выполнения каких-либо работ. В этом случае такое транспортное средство ставится на временный учет по месту нахождения структурного подразделения, а расчет и уплата транспортного налога будет осуществляться по месту постоянной регистрации, то есть по месту нахождения головного офиса организации.
В случае если транспортное средство было угнано, организация должна обратиться с заявлением в органы внутренних дел за получением справки об угоне и документе, подтверждающем факт возбуждения уголовного дела по его угону. Заявление в органы внутренних дел должно быть оформлено по форме, изложенной в приложении № 1 к «Инструкции по розыску автотранспортных средств», утв. приказом МВД РФ от 17.02.1994 г. № 58. Документ, подтверждающий факт угона транспортного средства, по мнению налоговых органов, должен быть представлен в ИФНС . В организации должны храниться все документы по факту угона. В период нахождения транспортного средства в угоне и розыске транспортный налог на него не начисляется, так как угон является временным выбытием.
Но в данном случае имеется множество сложностей, не разъясненных законодателем. Оригинал справки из органов внутренних дел организация должна представлять ежегодно, в течение всего периода нахождения транспортного средства в розыске. В противном случае начиная с года, следующего за годом угона, ей придется исчислять и уплачивать транспортный налог. Кроме того, организации надо учитывать и то, что налоговые инспекторы могут предъявить претензии по уплате налога в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт угона транспортного средства и факт ведения расследования. Поэтому справку об угоне придется каждый год «обновлять» и представлять в налоговую инспекцию.
Другим способом решения данной проблемы будет снятие угнанного транспортного средства с учета в ГИБДД. Для этого организация должна представить в ГИБДД:
- паспорт транспортного средства;
- документы, подтверждающие ее собственность на угнанное транспортное средство, снимаемое с учета;
- справку об угоне;
- документы, подтверждающие факт невозможности нахождения транспортного средства на территории отдела ГИБДД на время снятия с учета, и документы об отсутствии номеров ввиду того, что они находятся на угнанном транспортном средстве. Обычно такие документы выдаются органами дознания или следствия.
Полученные от ГИБДД документы о снятии транспортного средства с учета организация представляет в налоговую инспекцию.
В случае если транспортное средство было застраховано по системе КАСКО, организация-налогоплательщик может передать его со своего баланса на баланс страховой организации с обязательным снятием с учета. Взамен организация-налогоплательщик, у которой было угнано транспортное средство, может получить денежную компенсацию по страховке. Однако такая возможность представляется только в теоретическом аспекте, так как трудно представить, что страховая компания будет добровольно лишаться денежных средств.
Часто встречается ситуация, когда в паспорте транспортного средства (ПТС) отсутствуют сведения о типе или категории транспортного средства. Это относится к автотранспортным средствам. В ст. 357 НК РФ указываются следующие категории транспортных средств: автомобили легковые и грузовые, автобусы, мотоциклы, мотороллеры, другие самоходные машины на пневматическом и гусеничном ходу. Тип транспортного средства должен быть в обязательном порядке указан в ПТС, как того и требует «Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», утв. приказом МВД РФ № 496, Минэкономразвития № 134, Минпромэнерго № 192 от 23.06.2005 г. Данный приказ устанавливает категории от A до D аналогично квалификационным категориям водительских прав. Сведения о типе транспортного средства передаются из органов ГИБДД в налоговые органы, и именно на основании этих и других сведений о транспортном средстве и его владельце налоговики и исчисляют транспортный налог.
Если же по какой-либо причине информация о типе (категории) транспортного средства в ПТС отсутствует, то организация-налогоплательщик должна самостоятельно обратиться с запросом в органы ГИБДД для получения информации о типе (категории) данного транспортного средства. Также на данный вопрос может ответить и производитель, но лучше все-таки обратиться в органы ГИБДД, осуществляющие регистрацию транспортного средства. Организация может и не обращаться за разъяснениями, но в этом случае она должна учитывать тот факт, что налоговые органы могут воспринять это как попытку оптимизировать налогообложение, и последствия будут носить соответствующий характер. Если в ПТС будут вноситься сведения, определяющие или уточняющие тип транспортного средства, то для целей налогообложения по транспортному налогу эти уточнения будут учитываться не с даты их внесения, а с даты регистрации транспортного средства. То есть организация-налогоплательщик будет вынуждена пересчитывать транспортный налог и сдавать уточненную налоговую декларацию за все налоговые периоды, в течение которых транспортное средство было на него зарегистрировано.
Возможна и ситуация, когда у транспортного средства имеющийся двигатель заменен на двигатель иной мощности, причем в этом случае не важно, на какой — большей или меньшей мощности. Расчет налоговой базы будет исчисляться в зависимости от мощности двигателя в лошадиных силах, как того и требует ст. 359 НК РФ. Замена имеющегося двигателя на новый, более мощный (а это случается в подавляющем числе случаев), означает, что транспортное средство прошло модернизацию и улучшило свои технические характеристики. Изменение мощности двигателя приведет к изменению налоговой базы по транспортному налогу, начиная с месяца, следующего за месяцем замены двигателя. Аналогичная позиция изложена и в письме Минфина РФ от 07.02.2008 г. № 03-05-04-04/01.
Факт замены двигателя должен быть зарегистрирован в органах ГИБДД и отражен в РТС транспортного средства. Если это не будет выполнено организацией-налогоплательщиком, то налоговиками данный факт может быть расценен как попытка незаконной оптимизации транспортного налога и представления заведомо ложных сведений, искажающих налоговую базу по транспортному налогу.