Из статьи вы узнаете, когда и в скольких экземплярах необходимо заполнять товарно-транспортную накладную. Автор приводит примеры заполнения ТТН и оформления товарной накладной по форме ТОРГ–12. В статье объясняется, в каких случаях достаточно оформления ТОРГ–12 без составления товарно-транспортной накладной. Анализируются позиции налоговых органов и арбитражных судов.
Любой аудитор после проверки скажет, что отсутствие товарно-транспортной накладной (ТТН) влечет для организации неприятные налоговые последствия. И он окажется прав, ведь, в соответствии с пунктом 1 статьи 9 закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ), все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Рассмотрим более подробно этот вопрос.
Когда надо составлять ТТН
ТТН (образец заполнения см. в Примере 1) является сопроводительным документом при перевозке грузов автомобильным транспортом (п. 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 г. № 1–794/32–5).
При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н).
Необходимость составления ТТН грузоотправителем подтверждается также пунктом 47 «Устава автомобильного транспорта РСФСР», утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 г. № 12 (далее — Устав). В соответствии с этим документом грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарно-транспортную накладную, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.
Перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной ТТН (п. 2 инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» (далее — Инструкция № 156)).
Мнение эксперта
Ларина С.Н., юрист, налоговый консультант
Еще одним аргументом в пользу составления ТТН можно считать пункт 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090. Согласно указанной норме водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки в том числе товарно-транспортные документы. Отсутствие указанных в пункте 2.1.1 Правил дорожного движения сопроводительных документов является достаточным основанием для ареста перевозимых товарно-материальных ценностей.
ТТН является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета (п. 6 Инструкции № 156).
ТТН на перевозку грузов автомобильным транспортом необходимо составить грузоотправителю на каждую поездку автомобиля для каждого грузополучателя в отдельности с обязательным заполнением всех реквизитов (п. 10 Инструкции № 156).
ТТН должны быть в обязательном порядке приложены к путевым листам (п. 17 Инструкции № 156). Однако здесь есть исключения (п. 5 Инструкции № 156). ТТН не понадобится:
- для перевозки грузов, по которым не ведется складской учет;
- для использования автомобилей при обслуживании линий связи и электропередач, нефтегазопроводов, киносъемок;
- для перевозки почты и периодической печати;
- при научно-изыскательских, геологических работах;
- при сборе вторичного сырья.
Поскольку путевые листы составляются всеми организациями, имеющими собственный или арендованный автотранспорт, при выпуске автомобиля на линию (п. 15 Инструкции № 156) ТТН следует составлять, если доставка груза осуществляется силами грузоотправителя.
Таким образом, ТТН составляется грузоотправителем в двух случаях:
- если доставка груза осуществляется силами автотранспортной организации;
- если доставка груза осуществляется грузоотправителем на собственном или арендованном автотранспорте.
В том случае, если покупатель (грузополучатель) вывозит груз самостоятельно, оформления ТТН не требуется.
|
ТТН или ТОРГ–12?
На вопрос отвечает Ларина С.Н., юрист, налоговый консультант
Из вопроса не ясно, кто осуществляет доставку товара: поставщик самостоятельно или с участием перевозчика. Рассмотрим оба варианта.
-
Доставку товара организация осуществляет, привлекая перевозчика.
Товарная накладная (форма № ТОРГ–12) (образец заполнения смотри в Примере № 2), в соответствии с альбомом унифицированных форм по учету торговых операций, утвержденному постановлением Госкомстата от 25.12.1998 г. № 132, применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Таким образом, ТОРГ–12 является первичным документом, удостоверяющим переход права собственности на товар от продавца к покупателю.
Что же касается ТТН, то, в соответствии с пунктом 2 статьи 785 Гражданского кодекса, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза товарной накладной. К тому же, как было отмечено выше, ТТН является перевозочным документом и на ее основании производится списание груза грузоотправителем и оприходование грузополучателем.
Таким образом, и ТОРГ–12, и ТТН подтверждают совершение одной и той же хозяйственной операции — передачу товара продавцом покупателю. Однако факт перевозки грузов следует оформлять именно товарно-транспортной накладной, а ТОРГ–12 выступает как приложение к ТТН. Дело в том, что, в соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных документов составляются сводные учтенные документы. Поэтому один из документов будет первичным, а второй — сводным.
На наш взгляд, первичной в рассматриваемой ситуации будет именно транспортная накладная, так как она подтверждает факт отгрузки и доставки товара покупателю. Так, на первой странице ТОРГ–12 есть раздел «Транспортная накладная», в который заносится информация о ТТН.
Но имейте в виду, что без ТОРГ–12 в указанной ситуации также не обойтись. Отметим, что, в отличие от торговой накладной, в ТТН отсутствует колонка, в которую необходимо заносить информацию об НДС отдельной строкой. А ведь в соответствии с пунктом 4 статьи 168 Налогового кодекса в расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах суммы НДС должны выделяться отдельной строкой. Именно по этому формальному основанию налоговые работники могут отказать в вычете НДС.
Что касается рисков по отсутствию ТТН, то они могут возникнуть у покупателя либо у грузоотправителя. В первом случае из-за не подтверждения факта транспортировки товара, во втором — в связи с отсутствием товаросопроводительных документов. В любом случае, даже при наличии должным образом оформленной товарной накладной и несмотря на положительную судебную практику, во избежание споров с налоговой рекомендуем оформить и ТТН.
-
Поставщик самостоятельно осуществляет доставку товара.
В этом случае первичным учетным документом будет являться товарная накладная. Первый экземпляр ТОРГ–12 остается у продавца, который сдает материальные ценности и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается покупателю, и на его основании он приходует товары. Второй экземпляр в момент передачи груза передает экспедитор продавца, сопровождающий транспортировку товара. Таким образом, формально в рассматриваемой ситуации достаточно составления ТОРГ–12.
Однако не стоит забывать о требовании пункта 2.1.1 Правил дорожного движения, согласно которым водитель обязан при себе иметь и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки в том числе товарно-транспортные документы. А ведь при их отсутствии груз могут арестовать.
ТОРГ–12, как первичный документ бухгалтерского учета, имеет строго определенное назначение — оформление продажи товарно-материальных ценностей сторонней организации и не является сопроводительным транспортным документом. А вот ТТН выступает не только первичным документом, на основании которого продавец списывает товарно-материальные ценности, а получатель приходует, но и сопроводительным перевозочным документом.
Поэтому и в этой ситуации, аналогично предыдущей, рекомендуем оформлять и ТТН, и ТОРГ–12.
Последствия отсутствия ТТН или неправильно составленных ТТН
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 закона № 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты. Форма товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее — Постановление № 78).
Налоговые органы нередко отказывают в вычете НДС при отсутствии ТТН. Суды нередко становятся на сторону налогоплательщика и указывают, что для вычета НДС вполне достаточно иметь надлежаще оформленную товарную накладную и счет-фактуру. Рассмотрим противоположные ситуации, когда отсутствие или неправильное заполнение ТТН приводит к негативным последствиям для организации.
Судебно-арбитражная практика
Например, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 17.08.2004 г. по делу № А19–5570/04–24-Ф02–3221/04-С1 принял сторону налогового органа, аргументировав свою позицию тем, что наличие товаросопроводительных документов для обоснованности принятия к вычету НДС является обязательным. При подаче налоговой декларации на возмещение налога на добавленную стоимость предприятие не представило товарно-транспортные накладные, которые, по мнению суда, являются первичными документами, подтверждающими принятие товара на учет.
|
Судебно-арбитражная практика
По делу от 23.05.2006 г. № А56–44240/2005 ФАС Северо-западного округа также принял решение об отказе в вычете НДС в связи с тем, что представленные ТТН были неправильно оформлены. Они не могли быть приняты судом в качестве надлежащих доказательств перевозки (транспортировки) и оприходования товара.
|
Судебно-арбитражная практика
По делу от 02.02.2006 г. № А13–1712/2005–28 ФАС Северо-западного округа суд также не принял неправильно оформленные ТТН в качестве доказательств приобретения товара и произведенных затрат.
|
Судебно-арбитражная практика
В постановлении ФАС СЗО от 20.03.2006 г. по делу № А56–37882/2005 отсутствие у организации товарно-транспортных накладных, по мнению суда, явилось одним из доказательств его недобросовестности, на основании которых организации было отказано в налоговых вычетах по НДС.
|
Судебно-арбитражная практика
В постановлении ФАС СЗО от 17.11.2004 г. № А05–6133/04–11 отсутствие ТТН суд расценил как отсутствие первичных документов. На этом основании представители Фемиды приняли решение о привлечении организации к ответственности по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса за отсутствие первичных документов и доначислении налога на прибыль и НДС.
|
Порядок заполнения ТТН
В соответствии с Постановлением № 78 ТТН выписывается в четырех экземплярах. Первый — остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю.
Второй — сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза.
Третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями грузополучателя, сдаются организации — владельцу автотранспорта.
Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, транспортная организация прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику — заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
Более подробная инструкция о заполнении этой формы в нормативных документах отсутствует. В разделе 2 Инструкции № 156 были приведены разъяснения, но они относятся к форме № 1-Т, которая являлась приложением № 1 к данной Инструкции и была отменена Постановлением № 78.