Налоговики имеют право приостановить операции компании по ее счетам в банке, если налогоплательщик не представит декларацию или подтверждение получения требования. Наиболее часто инспекторы направляют бухгалтерам требования о представлении документов или пояснений об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а также уведомление о вызове налогоплательщика в ИФНС. Поскольку последствия весьма серьезные, расскажем, на какие из них необходимо дать ответ и в каком виде следует его представить. Ну и наконец, посмотрим, когда и как нужно отправлять корректировочную декларацию по НДС.
Рассмотрим основные вопросы, которые возникают перед бухгалтерами при отправке отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). В частности, какие требования инспекция отправляет чаще всего, в каком виде на них следует отвечать, в каком виде может поступить требование о представлении пояснений и как на него ответить, а также когда и как нужно отправлять корректировочную декларацию по НДС.
В п. 3 ст. 76 НК РФ указано, что налоговый орган может принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств по одной из следующих причин:
- при отсутствии представления налоговой декларации в инспекцию в течение 10 дней по истечении установленного срока (решение может быть принято в течение трех лет после истечения этого срока);
- в случае неисполнения обязанности по передаче инспекции квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Такими документами являются, например, требование о представлении пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган и другие (решение может быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документа).
Организации и индивидуальные предприниматели, которые обязаны представлять декларации в электронном виде, должны обеспечить возможность получения требований в электронном виде, а также обязаны передать в инспекцию квитанцию о приеме таких документов в электронной форме в течение шести рабочих дней со дня их отправки ИФНС (п. 5.1. ст. 23 НК РФ). Современные системы представления отчетности по ТКС позволяют не только выполнять все описанные выше обязанности, но и своевременно узнавать о входящих требованиях из инспекций через уведомления на электронную почту или в виде SMS на телефон.
1. Какие требования может отправить ФНС и какие из них самые вероятные?
Полный перечень требований (документов) перечислен в приказе ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@ «Об утверждении Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и о признании утратившими силу отдельных положений приказа Федеральной налоговой службы от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@».
На текущий момент наиболее частыми документами, которые используют налоговики при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
- уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) ;
- требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа ;
- требование о представлении документов (информации) ;
- требование о представлении пояснений .
2. На какие требования необходимо давать ответ и в каком виде?
Согласно нормативам представление документов / информации в ответ на требование предусмотрено только в случае получения требования о представлении документов (информации) (КНД 1165013) или требования о представлении пояснений (КНД 1165050).
В зависимости от утвержденных ФНС России форматов, возможностей системы, через которую налогоплательщик взаимодействует с инспекцией, а также желания самого налогоплательщика представить ответ на требование можно в нескольких формах:
- отправить по ТКС по утвержденным форматам с описью;
- отправить почтой;
- принести в инспекцию на бумаге личным визитом.
Причем важно отметить, что у налогоплательщика всегда есть возможность представления документов частями как через один из указанных каналов, так и одновременно разными каналами (например, часть документов можно отправить по ТКС, а часть отнести на бумаге). Главное, сделать это в установленный в требовании срок.
Стоит здесь отметить еще и то, что требования о представлении пояснений (КНД 1165050) стали поступать налогоплательщикам не так давно и в основном они связаны с изменившейся формой отчетности по налогу на добавленную стоимость и в первую очередь в связи с расхождениями представленных данных у контрагентов.
3. В каком виде может поступить требование о представлении пояснений и как на него ответить?
Требование о представлении пояснений (КНД 1165050) может поступить налогоплательщику по ТКС в одном из следующих видов:
1. В виде PDF-файла и не связано с декларацией по НДС.
Для такого требования нет нормативной базы, позволяющей отправить в ответ на него опись с первичными документами (порядок по приказу ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» для требований о представлении документов).
Поэтому ответить на требование на текущий момент возможно в виде письменного сообщения (почтой или через сервис спецоператора) или представить, посетив инспекцию лично. Порядок ответа не регламентирован, поэтому отвечать можно в произвольной форме.
2. В виде PDF-файла и требование относится к декларации по НДС. В нем может содержаться информация об отсутствующих сведениях или о невыполненных контрольных соотношениях.
Налогоплательщик в этом случае может отправить ответ в произвольной форме (почтой или лично).
Сориентироваться, в каком формате поступило требование, довольно сложно, поэтому проще всего понять можно или нет отправить формализованный ответ по ТКС позволяет непосредственно система, через которую осуществляется документооборот с ФНС РФ.
3. И последний вариант, который позволяет ответить на данное требование по ТКС, – в пакете с требованием присутствует xml-файл по формату, утвержденному письмом ФНС России от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752 «О внесении изменений в письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705».
Согласно указанному письму налогоплательщик может (но не обязан) отправить ответ на требование о представлении пояснений в виде xml-файла установленного формата в составе описи по ТКС. Система документооборота даст возможность налогоплательщику такой ответ подготовить и представить в инспекцию.
Во всех случаях организация, кроме отправки ответа на требование, может предоставить корректировочную декларацию. Так как зачастую именно неверные данные в декларации приводят к вопросам со стороны налоговиков.
4. Когда и как нужно отправлять корректировочную декларацию по НДС?
Корректировочную декларацию по НДС необходимо отправлять в следующих случаях:
- если обнаружено, что какие-то сведения отражены частично или не полностью;
- если обнаружены недостоверные сведения и ошибки.
Причем обнаружить эти несоответствия налогоплательщик может как самостоятельно, так и получить требование о представлении информации от налоговой инспекции.
В уточненную декларацию по НДС необходимо включить:
- основную часть декларации (разделы 1–7), даже если изменения вносятся в разделы 8–12;
- те из разделов 8–12, которые были ранее отправлены в ИФНС, с учетом внесенных в них изменений;
- иные приложения из числа разделов в случае внесения изменений (дополнений) в них.
Согласно утвержденному формату декларации в поле «номер корректировки» в самой декларации и в приложениях к ней должно быть указано единое значение, соответствующее номеру подаваемой «уточненки».
Таким образом, ошибкой будет являться представление уточненной декларации по НДС, в которой номер корректировки в декларации и приложениях различаются. Многие из существующих программ для отправки отчетности по ТКС автоматически проставляют во все приложения номер корректировки из основной части декларации.
Появившееся с 2015 года в декларации по НДС поле «признак актуальности» заполняется в приложениях только при отправке уточненной декларации. Он позволяет явно указать, что ранее отправленные приложения к НДС неактуальны и отправляется новая версия приложения, если «признак актуальности» равен 0. Если признак актуальности будет при отправке корректирующей декларации равен 1 в конкретном разделе, это будет означать, что данный раздел ранее был актуален и в уточненной декларации в нем нет изменений.
Опять же при отправке по ТКС во многих системах есть контроль на соответствие «номера корректировки» и «признака актуальности».
Если вносятся изменения в книгу продаж или книгу покупок, то в уточненной декларации представляются, соответственно, приложение 1 к разделу 8 или приложение 1 к разделу 9 (дополнительные листы к книге покупок или к книге продаж). Таким образом, дополнительные листы прикладываются только в случае корректировочного отчета. Например, если в книге продаж была ошибка в сумме одной из продаж, то признак актуальности книги продаж указывается равным 0 и данные исправляются непосредственно в этом разделе. А если к книге продаж добавляются пропущенные сделки, то для самой книги проставляется признак актуальности, равный 1, и добавляется приложение 1 к разделу 9, где отражается пропущенная сделка.