За ненадлежащее оформление копий – штраф в 500 000 руб.?

В настоящее время наблюдается одна интересная тенденция: акционеры все чаще в случае неполучения от акционерных обществ (далее – АО) интересующих их документов с требованием наказать обидчика обращаются не в суд, а в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР).

На этот раз акционеры жаловались не на отказ представить документы, а на то, что выданные им копии не были должным образом заверены (после наложения штрафа ФСФР дело № А40-106838/09-84-593 рассматривалось в Арбитражном суде г. Москвы в сентябре 2009 года, позже оно прошло апелляционную и кассационную инстанции).

В июне 2009 года три компании, являвшиеся акционерами ОСАО «Ингосстрах» и в совокупности владевшие пакетом обыкновенных именных акций в 38%, обратились в АО с требованием о предоставлении копий ряда документов. Представителям акционеров были переданы светокопии (так написано в тексте судебного акта) документов, которые не были прошиты, верность копий не была засвидетельствована, о чем представителем акционеров была сделана пометка на акте приема-передачи документов.

Посчитав, что акционерное общество тем самым нарушило их права на получение информации на рынке ценных бумаг, акционеры обратились в ФСФР. Основные претензии к ОСАО «Ингосстрах» состояли в том, что, вопреки требованиям закона «Об акционерных обществах», Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-Х и иным нормативным правовым актам, оно выдало копии запрошенных документов, не заверенные печатью общества и подписью уполномоченного лица.

В результате ФСФР наложила на АО штраф в размере 500 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ, в связи с непредставлением эмитентом инвестору по требованию последнего предусмотренной законодательством РФ информации. Не согласившись с этим, «Ингосстрах» обратился в суд

Решением Арбитражного суда г. Москвы постановление ФСФР было признано незаконным. Две последующие судебные инстанции оставили решение первой без изменений.

По мнению судей, нормы, на которые ссылаются ФСФР и акционеры, не предусматривают специальных требований в отношении порядка оформления копий документов, представляемых участникам (акционерам) Общества, а устанавливают право на получение информации о деятельности общества, содержание и достоверность которой не определяется реквизитами копий. Из содержания этих норм также не вытекает, что отсутствие печати ОСАО «Ингосстрах» и подписи уполномоченного лица на копиях является признаком состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 15.19 КоАП РФ. Других претензий к копиям документов не предъявлялось.

Вспомнил суд и о том, что Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (п. 1 ст. 2) определяет информацию как сведения (сообщения, данные), т.е. вне зависимости от формы их предоставления, в том числе вне зависимости от наличия печати и подписи уполномоченного лица.

Девятый апелляционный суд одновременно намекнул на то, что акционеры не лишены возможности, в соответствии с п. 3.26 ГОСТа Р 6.30-2003, удостоверить полученные копии запрошенных документов (такая формулировка приведена в решении суда).

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Чем руководствоваться при издании приказов

Существует какой-либо официальный нормативный документ, который регламентирует все вопросы издания приказов (их разработка, кто разрабатывает, как правильно разрабатывать, порядок оформления, правильное название, введение в действие и т.д.)? Чем можно руководствоваться, чтобы все приказы в организации были изданы правильно? Инструкция по делопроизводству на предприятии имеется, но руководитель требует документ «высшего» уровня, типа «Все о приказах с нуля».

Как составить график документооборота на предприятии?

Как правильно составить график документооборота на предприятии? Есть ли образец графика, чем руководствоваться при его составлении?

Кто должен разрабатывать номенклатуры дел структурных подразделений

Кто должен разрабатывать номенклатуры дел структурных подразделений и сводную по организации? Какое распределение обязанностей предусмотрено в нормативных актах Росархива. И что делать, если руководитель вашей организации требует от службы делопроизводства разработать номенклатуру делдля (и за) всех подразделений. Поводом для статьи стал вопрос подписчика. Объясняем, как организовать работу так, чтобы не пугать подразделения требованием разработать свои номенклатуры дел, но при этом получить необходимую информацию для составления сводной номенклатуры. Показываем алгоритм действий, аргументы для руководства, примеры приказа о разработке номенклатуры дел на следующий год.

Как в организации внедрить новые ГОСТы по делопроизводству

В 2025 году вступили в силу важные ГОСТы: сначала терминологический, потом на оформление организационно-распорядительной документации. Как действует принцип добровольности применения стандартов в России. Как организация может оформить свое добровольное присоединение к выполнению этих ГОСТов. Возможно несколько вариантов – объясняем их на примерах. Поводом стал вопрос читателя, которому руководство поручило это реализовать.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Правила оформления даты в документах

ГОСТ Р 7.0.97-2016 описывает правила оформления даты документа предельно лаконично. Поэтому нам есть что добавить! Ставить 0 в начале даты? Можно использовать кавычки? «Длящаяся» дата протокола. Дата совместного документа. Специфика госорганов. Дата подписания электронного документа. Дата доверенности. Дата на обложке дела и на титульном листе ЛНА. В каких реквизитах и как лучше оформлять дату. Подробно остановились на оформлении дат в тексте документа в различных ситуациях. Статья содержит 25 примеров.