Постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 № 852 утверждены «Правила использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг».
Заявитель, использующий квалифицированную подпись, вправе обратиться за получением любых услуг, предоставление которых в электронной форме не запрещено законодательством РФ (п. 2).
При поступлении обращения за получением услуг, подписанного квалифицированной подписью, исполнитель услуг обязан провести процедуру проверки действительности квалифицированной подписи, в том числе проверку соблюдения условий, указанных в ст. 11 Федерального закона «Об электронной подписи» (п. 7).
Если в результате проверки квалифицированной подписи будет выявлено несоблюдение установленных условий признания ее действительности, исполнитель услуги в течение 3 дней со дня завершения проведения такой проверки (?!) принимает решение об отказе в приеме к рассмотрению обращения за получением услуг и направляет заявителю уведомление об этом с указанием оснований отказа.
Итак, любой, кто получил или получит квалифицированную электронную подпись, может направлять свои запросы в любые государственные органы и организации, оказывающие услуги. Проверка подписи – проблема исполнителя услуг (для сравнения: в некоторых европейских странах госорган вправе не принимать электронные запросы, если у него нет необходимой инфраструктуры для их обработки).
Нашим государственным органам стоит подумать о тщательном документировании результатов проверки подписей, основанных на сертификатах, выданных множеством удостоверяющих центров, включая сохранение вместе с самим обращением сертификата ключа проверки, списка отозванных сертификатов либо квитанции о результатах онлайн-проверки действительности сертификата. Особое внимание следует обратить на условия 1) и 4) ст. 11, выполнение которых автоматически не проверяется.