1 апреля 2016 года вступил в силу новый Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (утв. приказом Минфина России от 10.11.2015 № 174н). Прежний Порядок, утв. приказом того же ведомства от 25.04.2011 № 50н, утратил силу. Как видите, просуществовал он долго, и для подготовки к новым правилам участникам рынка дали несколько месяцев.
Новый Порядок подробно описывает процедуры документооборота между участниками электронного взаимодействия в рамках выставления и получения счетов-фактур (в том числе исправленных и корректировочных) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, что предусмотрено и п. 6 ст. 169 НК РФ.
Выставление и получение электронных счетов-фактур может осуществляться через одного или нескольких операторов электронного документооборота. Работа через нескольких операторов возможна при наличии у них совместимых технических средств и возможностей для приема и передачи (п. 1.3).
Выставление и получение электронных счетов-фактур осуществляется продавцом и покупателем как в зашифрованном, так и в незашифрованном виде (п. 1.7). Электронный документооборот осуществляется по каждому счету-фактуре в отдельности (п. 1.9).
Участники электронного документооборота обеспечивают хранение документов, подписанных УКЭП, совместно с применявшимся для ее формирования квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи в течение срока, установленного для хранения счетов-фактур (п. 1.13).
Для участия в электронном документообороте продавцу (покупателю) необходимо (п. 2.1):
- получить квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом или иным распорядительным документом организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя;
- оформить и представить оператору заявление об участии в электронном документообороте счетов-фактур в электронной форме;
- получить у оператора идентификатор участника электронного документооборота, реквизиты доступа и другие данные, необходимые для подключения.