Невнимательность к сохранности бланков строгой отчетности обошлась страховой компании в 9 млн рублей

Пренебрежение к правилам ведения делопроизводства у нас наблюдается повсеместно, однако в тех случаях, когда требования к работе с документами установлены нормативными правовыми актами, организации могут «сами себя» очень серьезно наказать.

Эта история началась в апреле 2012 года, когда СОАО «Национальная Страховая Группа» (далее – НСГ) и ООО «Автокодекс» заключили агентский договор, в соответствии с которым бланки строгой отчетности были переданы агенту по акту приема-передачи бланков в сентябре 2013 года. В т.ч. был передан спорный бланк полиса, по которому впоследствии гражданин обратился с требованием страховой выплаты.

В июне 2014 года ООО «Автокодекс» получило уведомление о расторжении агентского договора и требование о возврате бланков строгой отчетности. Поскольку бланки не были возвращены страховщику после расторжения агентского договора и страховая премия ему не была перечислена, доверенность на имя генерального директора ООО «Автокодекс» была отозвана, а бланки были признаны утраченными 20 июля 2014 года.

А теперь внимание – согласно приказу Федеральной службы по финансовым рынкам от 06.03.2013 № 13-16/пз-н «Об утверждении Перечня документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики, и требований к обеспечению сохранности таких документов»:

  • к перечню документов, сохранность которых необходимо обеспечить, относятся страховые полисы и иные документы строгой отчетности (подп. 1 п. 5);
  • сведения об утраченных и / или похищенных бланках строгой отчетности должны размещаться в сети Интернет на сайте страховщика и / или на сайте профессионального объединения страховщиков (п. 18).

Именно это требование и нарушила страховая компания!

В сентябре 2014 года на бланке полиса НСГ с гражданином был заключен договор добровольного страхования жилого дома вместе с домашним имуществом. Страховая сумма была определена в размере 4,9 млн руб. для основного строения и 900 тыс. руб. для движимого имущества. Полис был подписан неуполномоченным представителем страховщика (в штате НСГ он не состоял, соответствующей доверенности не имел). Но страхователь, не разбираясь в таких тонкостях, перечислил полагающуюся страховую премию в полном объеме – 73,8 тыс. руб. В результате пожара в июне 2015 года застрахованное имущество сгорело. И когда НСГ отказалась выплатить гражданину страховку, он обратился в суд.

Решением Железнодорожного районного суда г. Самары в октябре 2015 года в пользу гражданина с НСГ было взыскано по договору страхования 5,8 млн руб., а всего – 8,95 млн рублей. В марте 2015 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда подтвердила это решение.

Тогда НСГ обратилась в суд с иском к гражданину о признании договора страхования незаключенным и обязании ООО «Автокодекс» возместить выплаченную гражданину страховую премию, но ничего добиться для себя не смогла. Сначала дело № 33-7073/2016 рассмотрел Железнодорожный районный суд г. Самары, а в июне 2016 года – Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда. Судами были сделаны следующие выводы:

  • страховой полис у НСГ похищен не был, а перешел к ООО «Автокодекс» на основании агентского договора. НСГ сама передала бланки полисов агенту для заключения договоров и не проконтролировала потом поступление страховой премии по ним, их учет и хранение;
  • НСГ не представила доказательств размещения сведений об утраченных бланках на своем сайте или на сайте профессионального объединения;
  • в действиях гражданина не усматривается признаков недобросовестного поведения:
    • он не знал об отсутствии полномочий у лица, подписавшего с ним договор;
    • свои обязательства исполнил в полном объеме, оплатив страховой полис;
    • он не является стороной агентского договора и не имеет возможности повлиять на добросовестность выполнения агентом своих обязательств.
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала только в мае + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как в отметке о заверении копии указать дело, у которого нет номера?

В ГОСТ Р 7.0.97-2016 об оформлении организационно-распорядительных документов в п. 4.26 сказано: «Если копия выдается для представления в другую организацию, отметка о заверении копии заверяется печатью организации (при ее наличии), а также (при необходимости) дополняется надписью о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия («Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле №... за... год»).» Но у нас нет номенклатуры дел, и потому на делах просто оформлены наименования и год заведения, но не номера. Нам надо заверить копию документа для ее представления в суд, поэтому важно, чтобы суд принял ее и претензий к заверению не было. За неимением номера дела мы можем оформить заверительную надпись с фразой «Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле (наименование дела) за 2020 год»? Такая копия будет иметь юридическую силу?

Если первичные учетные документы сканируются

В нашей компании ввели электронный архив для документов первичного учета. Теперь все документы первичного учета (например, счета-фактуры, универсальные передаточные документы), которые первоначально подготавливаются на бумаге и на них проставляются «живые» подписи и печати, сканируются и сохраняются в электронном архиве. Вопрос: при наличии официального электронного архива нужно ли также хранить изначально подготовленные бумажные версии этих первичных документов или оставлять на хранении только их электронные аналоги в электронном архиве? Если бумажные первоисточники хранить не нужно, то каким образом тогда оформлять их уничтожение, если по Перечню типовых архивных документов они имеют определенный срок хранения? Какое законное основание должно быть для выделения к уничтожению данных бумажных документов? Я ответила нашему главному бухгалтеру, что нужно хранить и бумажные документы, но стала немножко сомневаться. Прошу дать ответ.

Промахи новых Правил хранения научно-технической документации

Описаны основные проблемы содержания новых Правил хранения НТД, в т.ч. касающиеся электронных НТД. Охарактеризованы главные болевые точки самих научно-технических документов в современной России (в т.ч. на примере яркого судебного разбирательства о попытке госорганов Тульской области вернуть необходимую проектную документацию советского института, приватизированного в 1992 году).

Работа с факсимиле: где можно использовать, как документировать легитимность, риски (часть 2)

В этом номере журнала сосредоточимся на порядке использования факсимиле работниками организации: какой алгоритм работы лучше заложить в ЛНА, как потом документировать его выполнение (ввести факсимиле в оборот; определить, кто и на каких документах при каких условиях может его проставлять; как изъять факсимиле у пользователя и уничтожить). Показали образцы оформления приказов об изготовлении факсимиле, введении его в действие, об уничтожении факсимиле; акта о временной передаче штампа-факсимиле от одного пользователя другому; акта об уничтожении факсимиле в присутствии комиссии и лица, чью подпись оно проставляло; журнала учета печатей, штампов, факсимиле и реестра образцов оттисков штампов-факсимиле. Полный комплект документов поможет вам все грамотно организовать.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.