Top.Mail.Ru

Расплата гендиректора за передачу главбуху в бесконтрольное пользование своей электронной подписи – в размере 254 млн рублей!

В наших организациях руководители порой без должного трепета относятся к использованию своих средств для создания электронных подписей, которые без малейшего сомнения передают тем, кто реально отправляет электронные документы адресатам. Руководители организаций просто не осознают, какие последствия это может повлечь для них самих. Например, с бывшего руководителя ЗАО «Балтийский берег» взыскали 254 млн рублей!

Обстоятельства дела были таковы. Генеральный директор ЗАО «Балтийский берег» занимал свою должность в период с октября 2000 года по октябрь 2013 года. А в течение 2 лет (с января 2011 по декабрь 2012 года) сотрудники бухгалтерии, действуя по предварительному сговору, с использованием системы «Клиент-Банк» и электронной подписи гендиректора (который сам передал ее главбуху):

  • скрывали факты поступления на расчетные счета общества части денежных средств;
  • осуществляли перечисление принадлежащих обществу денежных средств на расчетные счета:
    • юридических лиц, не являющихся контрагентами ЗАО,
    • а также физлиц, с которыми у ЗАО отсутствовали трудовые или гражданско-правовые отношения,
    • и даже напрямую на свои собственные счета!

В платежных документах указывались фиктивные основания для перечисления денег.

Приговором Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга в феврале и мае 2015 бухгалтеры были признаны виновными в совершении уголовного преступления (по ч. 4 ст. 159 УК РФ), а ЗАО было признано потерпевшим.

Вновь назначенный генеральный директор ЗАО посчитал, что убытки были причинены обществу в т.ч. по вине бывшего гедиректора:

  • он отстранился от контроля над действиями бухгалтеров, не осуществлял проверку правильности и оснований проводимых расчетов и безналичных платежей с использованием оформленной на него электронной подписи;
  • не интересовался результатами аудиторских проверок;
  • не заключал большую часть договоров общества и не контролировал текущую финансово-хозяйственную деятельность.

Эти действия бывшего гендиректора (по мнению нового) привели к хищениям более 611 млн рублей. И ЗАО подало в суд о возмещении ущерба на бывшего гендиректора!

Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дело № А56-35890/2015) посчитал, что использование виновными лицами подложных документов выходит за рамки обычного делового оборота – бывший гендиректор тоже был обманут. Поэтому на него не может быть перенесено бремя ответственности за хищения, совершенные подчиненными.

Но с таким выводом ЗАО не согласилось и подало жалобу в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, который в июне 2016 года занял противоположную позицию. Доводы были таковы:

  • даже после получения сведений об осуществлении несанкционированных платежей от следователя бывший гендиректор не предпринял действий, направленных на воспрепятствование преступной деятельности работников бухгалтерии;
  • он также проигнорировал аудиторские заключения, в которых были отражены сведения о платежных операциях, совершенных в отсутствие первичных документов, равно как и рекомендации по увеличению штата бухгалтерии из-за значительного объема первичных документов;
  • мошенническая деятельность сотрудников бухгалтерии осуществлялась систематически в течение длительного периода времени, в результате чего из оборота общества выводились значительные средства. Предпринимая разумные и обычные меры контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, генеральный директор не мог не установить фактов нарушения со стороны работников бухгалтерии. Т.е. должный контроль не осуществлялся;
  • более того, работникам бухгалтерии была доверена электронная подпись гендиректора также без контроля за ее использованием в течение длительного времени. Между тем закрепление права первой подписи платежных документов за руководителем организации является одной из мер по контролю над законностью совершаемых юридическим лицом платежных операций. Отказ гендиректора от его осуществления следует квалифицировать как неразумное поведение.

Суд сделал вывод, что при добросовестном выполнении предусмотренных выше мер по контролю за деятельностью общества гендиректор не мог не выявить незаконную деятельность работников бухгалтерии, он должен был принять меры по ее пресечению.

Из требуемых ЗАО с бывшего гендиректора 298 млн рублей 44 млн уже были получены обществом в рамках возмещения ущерба по уголовному делу с работников бухгалтерии. Поэтому с «горе»-директора суд решил взыскать оставшуюся сумму – 254 млн рублей.

Данное решение потом осталось неизменным при рассмотрении этого дела Арбитражным судом Северо-Западного округа (постановление от 21.09.2016 № Ф07-5851/2016 по делу № А56-35890/2015) и Верховным Судом РФ (определение от 16.01.2017 № 307-ЭС15-18146 по делу № А56-35890/2015).

Из этой истории следует сделать 2 полезных вывода:

  • во-первых, практика передачи усиленной электронной подписи руководителя главному бухгалтеру для подписания электронных платежных документов распространена у нас повсеместно. И судьи этот факт сам по себе восприняли вполне спокойно. К сожалению, такая практика поощряет мошенничество, и чуть ли не ежедневно в прессе проходят сообщения о том, что очередной главный бухгалтер привлечен к уголовной ответственности за воровство денежных средств организации с использованием электронной подписи первого лица. В данном случае бывший руководитель был наказан за то, что, передав свое средство создания электронной подписи, он самоустранился от контроля над его использованием!
  • во-вторых, если руководитель организации сам не хочет подписывать платежные документы, было бы правильнее и безопаснее для него официально делегировать эти полномочия, например, одному из своих заместителей с тем, чтобы тот реально контролировал работу бухгалтерии и движение денежных средств и при этом использовал свою собственную электронную подпись.
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Склонение фамилий, которые оканчиваются на согласный

Просим разъяснить, склоняется ли фамилия РачЁк? Носитель утверждает, что не склоняется. Чем можно аргументировать?

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?