Договор с дистанционным работником можно расторгнуть за непредоставление еженедельных отчетов

Как показывает судебная практика, при регулировании взаимоотношений между работодателем и дистанционным работником важную роль играют положения трудового договора. Пресненский районный суд в ноябре 2020 года вынес решение по делу № 02-5538/2020, в котором дистанционный сотрудник пытался оспорить свое увольнение.

Началась эта история с того, что в мае 2019 человек устроился торговым представителем в ООО «Джуул Лабс Ру». Ему была предоставлена корпоративная электронная почта. Был зафиксирован номер его мобильного телефона, по которому производилась телефонная связь. Особенности дистанционной работы были регламентированы главой 3 трудового договора, в т.ч. там были прописаны следующие обязанности работника:

  • представлять отчеты о выполненной работе непосредственному руководителю в форме электронных писем (либо в устной форме – по требованию непосредственного руководителя) не реже 1 раза в неделю, либо в иные сроки, установленные непосредственным руководителем;
  • отвечать на все звонки работодателя по телефону в рабочее время и своевременно реагировать на СМС и другие сообщения, направленные на номер мобильного телефона работника, используемый для связи между работником и работодателем, а также, где применимо, своевременно подтверждать их получение;
  • отвечать работодателю на его устные (по телефону) или письменные запросы (в форме электронных писем, СМС-сообщений и др.) в указанный работодателем срок;
  • своевременно и надлежащим образом выполнять поручения непосредственного руководителя и других уполномоченных лиц работодателя, которые направлены работнику на его рабочий адрес электронной почты или даны работнику по телефону.

Работодатель утверждал, что с 11 июня 2019 года гражданин перестал исполнять свои трудовые обязанности. И доказательств обратного суду не было представлено.

В ноябре 2019 года сотруднику на корпоративную электронную почту был направлен приказ о запросе его письменных объяснений о причинах невыхода на связь с работодателем и неисполнения должностных обязанностей, начиная с 11 июня 2019 года, а также о действительности предоставленной работодателю трудовой книжки. В ответ работник с личного адреса электронной почты ответил, что:

  • он выполняет свои должностные обязанности из дома, однако ничем это не подтвердил (в т.ч. и потом в ходе судебного заседания);
  • в соответствии со ст. 142 ТК РФ он приостанавливает работу в связи с невыплатой ему заработной платы.

28.11.2019 бизнес-партнером по работе с персоналом, директором по продажам и старшим аналитиком был составлен акт о невыполнении работником должностных обязанностей и невыходе на связь с работодателем, и на следующий день 29.11.2019:

  • он был уволен по п. 1 ст. 312.5 ТК РФ за непредоставление еженедельных отчетов о выполненной работе более 3 раз в течение 3 месяцев (согласно п. 16.3.7 трудового договора);
  • ему были направлены копия приказа об увольнении и уведомление о необходимости забрать трудовую книжку либо дать письменное согласие на ее отправление по почте, а также ряд других документов;
  • был произведен окончательный расчет.

14.01.2020 документы вернули работодателю, потому что гражданин на почте их не получил. Но скан-копии этих же документов работодатель послал ему на личный адрес электронной почты, с которого тот последний раз писал.

В результате Пресненский районный суд в ноябре 2020 года и потом Московский городской суд в феврале 2021 года (апелляционное определение по делу № 33-6386) полностью поддержали работодателя и подтвердили законность увольнения.

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией
компании «ЭОС», эксперт ИСО, член Международного совета архивов

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Чем руководствоваться при издании приказов

Существует какой-либо официальный нормативный документ, который регламентирует все вопросы издания приказов (их разработка, кто разрабатывает, как правильно разрабатывать, порядок оформления, правильное название, введение в действие и т.д.)? Чем можно руководствоваться, чтобы все приказы в организации были изданы правильно? Инструкция по делопроизводству на предприятии имеется, но руководитель требует документ «высшего» уровня, типа «Все о приказах с нуля».

Как составить график документооборота на предприятии?

Как правильно составить график документооборота на предприятии? Есть ли образец графика, чем руководствоваться при его составлении?

Кто должен разрабатывать номенклатуры дел структурных подразделений

Кто должен разрабатывать номенклатуры дел структурных подразделений и сводную по организации? Какое распределение обязанностей предусмотрено в нормативных актах Росархива. И что делать, если руководитель вашей организации требует от службы делопроизводства разработать номенклатуру делдля (и за) всех подразделений. Поводом для статьи стал вопрос подписчика. Объясняем, как организовать работу так, чтобы не пугать подразделения требованием разработать свои номенклатуры дел, но при этом получить необходимую информацию для составления сводной номенклатуры. Показываем алгоритм действий, аргументы для руководства, примеры приказа о разработке номенклатуры дел на следующий год.

Как в организации внедрить новые ГОСТы по делопроизводству

В 2025 году вступили в силу важные ГОСТы: сначала терминологический, потом на оформление организационно-распорядительной документации. Как действует принцип добровольности применения стандартов в России. Как организация может оформить свое добровольное присоединение к выполнению этих ГОСТов. Возможно несколько вариантов – объясняем их на примерах. Поводом стал вопрос читателя, которому руководство поручило это реализовать.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Правила оформления даты в документах

ГОСТ Р 7.0.97-2016 описывает правила оформления даты документа предельно лаконично. Поэтому нам есть что добавить! Ставить 0 в начале даты? Можно использовать кавычки? «Длящаяся» дата протокола. Дата совместного документа. Специфика госорганов. Дата подписания электронного документа. Дата доверенности. Дата на обложке дела и на титульном листе ЛНА. В каких реквизитах и как лучше оформлять дату. Подробно остановились на оформлении дат в тексте документа в различных ситуациях. Статья содержит 25 примеров.