Как по новым правилам привлечь к ответственности недобросовестного «удаленщика»

Эпидемия коронавируса заставила Минтруд подготовить пакет поправок о работе на удаленке. Закон № 407-ФЗ был принят 08.12.2020 с соответствующими изменениями и дополнениями в Трудовой кодекс РФ, которые вступили в силу с 1 января 2021 года. Расскажем, как по новым правилам можно закрепить обязанности удаленного сотрудника, чтобы иметь возможность контролировать его работу, а в случае недобросовестности привлечь к дисциплинарной ответственности (в чем особенности процедуры, можно ли уволить за прогул или непредставление отчета о проделанной работе и др.).

Устанавливаем правила взаимодействия

Работодатель изначально ограничен в возможности контролировать исполнение работником своей трудовой функции при «удаленке». Если не прописать порядок взаимодействия сторон, то он может утратить контроль за дистанционным работником вовсе.

Остановимся на наиболее важных положениях трудового договора, которые необходимо предусмотреть, чтобы эффективно контролировать трудящегося дистанционно.

По общему правилу режим рабочего времени и времени отдыха дистанционный сотрудник определяет самостоятельно (ч. 2 ст. 312. 4 ТК РФ).Но это не означает, что в трудовом договоре не надо описывать общие положения о режиме работы.

Пример 1. Формулировка трудового договора о режиме работы (более вольный вариант)

3. Работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов в неделю, пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями – суббота и воскресенье, продолжительность ежедневной работы – 8 часов.

Время начала и окончания рабочего дня, а также время использования перерыва для отдыха и питания Работник определяет самостоятельно.

Если же характер работы требует, чтобы сотрудник выполнял работу в определенные дни или часы, то в трудовом договоре нужно закрепить конкретный режим работы (ч. 1 ст. 312.4 ТК РФ):

Пример 2. Формулировка трудового договора о режиме работы (здесь больше конкретики)

4. Работник обязан:

  • быть доступным для Работодателя с понедельника по пятницу с 9:00 до 12:00, а также с 13:00 до 18:00 по мобильному телефону, электронной почте и скайпу;
  • соблюдать сроки подготовки проектов в соответствии с календарным планом работы; <…>

Календарный план работы ежемесячно утверждается непосредственным руководителем Работника и направляется Работнику по электронной почте.

Можно еще предусмотреть обязанность работника в начале и в конце рабочего дня звонить своему непосредственному руководителю, а также в течение определенного отрезка времени с установленной периодичностью проверять электронную почту.

Коллективным договором, локальным нормативным актом (далее – ЛНА) и трудовым договором могут быть определены условия и порядок вызова работодателем дистанционного работника, выполняющего дистанционную работу временно, на стационарное рабочее место или выхода туда по своей инициативе (ч. 3 ст. 312.4 ТК РФ).

Пример 3. Формулировка Положения о вызове работника на стационарное рабочее место

4.1. В период дистанционной работы дистанционный Работник может быть вызван на работу для выполнения своих обязанностей на стационарном рабочем месте. В таком случае Работодатель должен направить Работнику соответствующий вызов по электронной почте, являющейся средством связи с ним, не позднее чем за 3 рабочих дня.

4.2. В период дистанционной работы дистанционный Работник может выйти на работу на стационарное рабочее место по собственной инициативе только с разрешения директора, полученного по электронной почте, являющейся официальным средством связи с ним.

Трудовой кодекс РФ в ст. 312.3 допускает контроль за дистанционными работниками путем сбора с них отчетов о проделанной работе. Система отчетности о проделанной работе дисциплинирует сотрудников, а также позволяет учесть объем выполненной работы и спланировать перечень задач на последующие периоды. Обязанность представления отчетов можно прописать напрямую в трудовом договоре. Желательно указать сроки и порядок направления отчетов, периодичность коммуникаций с работодателем, указать адреса электронной почты, на которые работник должен отправлять свои сообщения работодателю.

Пример 4. Формулировка трудового договора о представлении отчета

4. Работник обязан: <…>

  • не позднее последнего числа каждого месяца направлять на электронную почту своего непосредственного руководителя отчет о выполненной работе за месяц в форме электронного документа;
  • проконтролировать получение своим непосредственным руководителем отчета путем получения от него по электронной почте уведомления о приеме отчета;
  • в случае неполучения уведомления о приеме отчета в течение рабочего дня позвонить своему непосредственному руководителю и направить СМС-сообщение на его номер мобильного телефона о факте направления отчета.

Непредставление дистанционным работником отчета может быть квалифицировано работодателем как дисциплинарный проступок.

Судебная практика. Апелляционное определение от 20.12.2017 по делу № 33475017

Менеджеру по продажам был объявлен выговор за неисполнение им обязанности по представлению отчета и плана работы на следующую неделю. Согласно должностной инструкции в обязанности менеджера входило еженедельно по пятницам присылать указанные документы своему непосредственному руководителю.

Менеджер отправил по электронной почте объяснительную, в которой пояснил, что он не представил отчеты из-за выхода из строя персонального компьютера. Также работник настаивал, что более позднее представление отчетности не повлекло за собой никаких негативных последствий для работодателя.

Суд обратил внимание на то, что до момента получения уведомления об истребовании объяснения работник никаким образом не доводил до сведения работодателя информацию о технической неисправности компьютера. В результате Владимирский областной суд признал дисциплинарное взыскание обоснованным.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите МАКСИМАЛЬНУЮ скидку именно сейчас!
Годовая подписка 2022 на любую версию журнала (бумажную, электронную, Комплект с доступом к базе знаний) по самой низкой цене.

Рекомендовано для вас

Как могут наказать за нарушение ограничений, направленных на противодействие COVID-19

Давайте разберемся, какая ответственность грозит за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов в различных ситуациях? Что может грозить за отказ от обязательной вакцинации? Кто конкретно будет наказан – организация, ее руководитель или рядовой работник? Антиковидные ограничения, введенные в начале пандемии, постепенно ослабляются (в каждом регионе свои темпы этого процесса, где-то мы наблюдаем и откат обратно). А вот наказания за нарушения антиковидных ограничений, которые были введены еще в 2020 году, пока никто не отменил, и о них стоит помнить. Получается, что надо и деловую активность восстанавливать, и понимать, чем рискуешь, чтобы попасть в «золотую середину».

Внутренние коммуникации

Это системный взгляд на внутренние коммуникации опытного управленца и документоведа: какие-то из перечисленных способов родом из советского министерского прошлого, другие навеяны бурным развитием информационных технологий и дистанционным характером работы последних лет. Выявлены «плюсы» и «минусы» различных способов коммуникации (с обозначением методов лечения «минусов»). Перечислены используемые виды документов и программы, от чего зависит их выбор.

Ответственность руководителя организации и сотрудников службы ДОУ за бухгалтерские документы

Кто отвечает в организации за сохранность бухгалтерских документов? Вы с удивлением обнаружите, что в первых рядах находится совсем даже не главный бухгалтер, а руководитель организации, о чем он может и не догадываться. Перечислили нормы закона и ответственность, которую может понести руководитель организации и сотрудники службы ДОУ лично в случае проблем с бухгалтерскими документами. Что и как стоит донести до руководителя, чтобы приобрести в его лице надежного союзника.

Приказы о назначении ответственных

Необходимо ли ежегодно переиздавать приказы о назначении ответственных (например, за пожарную безопасность)? И уточнение: как сформулировать приказ о первичном назначении ответственных так, чтобы этим ежегодно не заниматься? Либо в ежегодном переиздании таких приказов все-таки есть свои плюсы?

Приказы о назначении ответственных

Необходимо ли ежегодно переиздавать приказы о назначении ответственных (например, за пожарную безопасность)? И уточнение: как сформулировать приказ о первичном назначении ответственных так, чтобы этим ежегодно не заниматься? Либо в ежегодном переиздании таких приказов все-таки есть свои плюсы?

Режим рецензирования в Word: автоматическое выявление правок

Режим «Рецензирование» существенно облегчает разработку, согласование вордовского документа группой людей – он автоматически фиксирует каждую вставку, удаление, перемещение текста, форматирование и все это пользователи еще могут комментировать! Показываем, как управлять отображением правок (каким способом, какие типы и от каких пользователей показывать, как определить автора изменений, как распечатать исходный или окончательный вариант текста). Как выявить правки, которые коллега пытался вставить незаметно! Можно объединить в одном документе правки от разных людей, присланные ими в разных версиях файла. А еще можно защитить документ от редактирования либо установить пользователям пределы дозволенного. Даже если режимом «Рецензирование» уже пользуетесь, из этой статьи сможете узнать новые «ювелирные» настройки, которые сделают вашу работу еще удобнее.

Ответственность руководителя организации и сотрудников службы ДОУ за бухгалтерские документы

Кто отвечает в организации за сохранность бухгалтерских документов? Вы с удивлением обнаружите, что в первых рядах находится совсем даже не главный бухгалтер, а руководитель организации, о чем он может и не догадываться. Перечислили нормы закона и ответственность, которую может понести руководитель организации и сотрудники службы ДОУ лично в случае проблем с бухгалтерскими документами. Что и как стоит донести до руководителя, чтобы приобрести в его лице надежного союзника.

Внутренние коммуникации

Это системный взгляд на внутренние коммуникации опытного управленца и документоведа: какие-то из перечисленных способов родом из советского министерского прошлого, другие навеяны бурным развитием информационных технологий и дистанционным характером работы последних лет. Выявлены «плюсы» и «минусы» различных способов коммуникации (с обозначением методов лечения «минусов»). Перечислены используемые виды документов и программы, от чего зависит их выбор.