Как по новым правилам привлечь к ответственности недобросовестного «удаленщика»

Эпидемия коронавируса заставила Минтруд подготовить пакет поправок о работе на удаленке. Закон № 407-ФЗ был принят 08.12.2020 с соответствующими изменениями и дополнениями в Трудовой кодекс РФ, которые вступили в силу с 1 января 2021 года. Расскажем, как по новым правилам можно закрепить обязанности удаленного сотрудника, чтобы иметь возможность контролировать его работу, а в случае недобросовестности привлечь к дисциплинарной ответственности (в чем особенности процедуры, можно ли уволить за прогул или непредставление отчета о проделанной работе и др.).

Устанавливаем правила взаимодействия

Работодатель изначально ограничен в возможности контролировать исполнение работником своей трудовой функции при «удаленке». Если не прописать порядок взаимодействия сторон, то он может утратить контроль за дистанционным работником вовсе.

Остановимся на наиболее важных положениях трудового договора, которые необходимо предусмотреть, чтобы эффективно контролировать трудящегося дистанционно.

По общему правилу режим рабочего времени и времени отдыха дистанционный сотрудник определяет самостоятельно (ч. 2 ст. 312. 4 ТК РФ).Но это не означает, что в трудовом договоре не надо описывать общие положения о режиме работы.

Пример 1. Формулировка трудового договора о режиме работы (более вольный вариант)

3. Работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов в неделю, пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями – суббота и воскресенье, продолжительность ежедневной работы – 8 часов.

Время начала и окончания рабочего дня, а также время использования перерыва для отдыха и питания Работник определяет самостоятельно.

Если же характер работы требует, чтобы сотрудник выполнял работу в определенные дни или часы, то в трудовом договоре нужно закрепить конкретный режим работы (ч. 1 ст. 312.4 ТК РФ):

Пример 2. Формулировка трудового договора о режиме работы (здесь больше конкретики)

4. Работник обязан:

  • быть доступным для Работодателя с понедельника по пятницу с 9:00 до 12:00, а также с 13:00 до 18:00 по мобильному телефону, электронной почте и скайпу;
  • соблюдать сроки подготовки проектов в соответствии с календарным планом работы; <…>

Календарный план работы ежемесячно утверждается непосредственным руководителем Работника и направляется Работнику по электронной почте.

Можно еще предусмотреть обязанность работника в начале и в конце рабочего дня звонить своему непосредственному руководителю, а также в течение определенного отрезка времени с установленной периодичностью проверять электронную почту.

Коллективным договором, локальным нормативным актом (далее – ЛНА) и трудовым договором могут быть определены условия и порядок вызова работодателем дистанционного работника, выполняющего дистанционную работу временно, на стационарное рабочее место или выхода туда по своей инициативе (ч. 3 ст. 312.4 ТК РФ).

Пример 3. Формулировка Положения о вызове работника на стационарное рабочее место

4.1. В период дистанционной работы дистанционный Работник может быть вызван на работу для выполнения своих обязанностей на стационарном рабочем месте. В таком случае Работодатель должен направить Работнику соответствующий вызов по электронной почте, являющейся средством связи с ним, не позднее чем за 3 рабочих дня.

4.2. В период дистанционной работы дистанционный Работник может выйти на работу на стационарное рабочее место по собственной инициативе только с разрешения директора, полученного по электронной почте, являющейся официальным средством связи с ним.

Трудовой кодекс РФ в ст. 312.3 допускает контроль за дистанционными работниками путем сбора с них отчетов о проделанной работе. Система отчетности о проделанной работе дисциплинирует сотрудников, а также позволяет учесть объем выполненной работы и спланировать перечень задач на последующие периоды. Обязанность представления отчетов можно прописать напрямую в трудовом договоре. Желательно указать сроки и порядок направления отчетов, периодичность коммуникаций с работодателем, указать адреса электронной почты, на которые работник должен отправлять свои сообщения работодателю.

Пример 4. Формулировка трудового договора о представлении отчета

4. Работник обязан: <…>

  • не позднее последнего числа каждого месяца направлять на электронную почту своего непосредственного руководителя отчет о выполненной работе за месяц в форме электронного документа;
  • проконтролировать получение своим непосредственным руководителем отчета путем получения от него по электронной почте уведомления о приеме отчета;
  • в случае неполучения уведомления о приеме отчета в течение рабочего дня позвонить своему непосредственному руководителю и направить СМС-сообщение на его номер мобильного телефона о факте направления отчета.

Непредставление дистанционным работником отчета может быть квалифицировано работодателем как дисциплинарный проступок.

Судебная практика. Апелляционное определение от 20.12.2017 по делу № 33475017

Менеджеру по продажам был объявлен выговор за неисполнение им обязанности по представлению отчета и плана работы на следующую неделю. Согласно должностной инструкции в обязанности менеджера входило еженедельно по пятницам присылать указанные документы своему непосредственному руководителю.

Менеджер отправил по электронной почте объяснительную, в которой пояснил, что он не представил отчеты из-за выхода из строя персонального компьютера. Также работник настаивал, что более позднее представление отчетности не повлекло за собой никаких негативных последствий для работодателя.

Суд обратил внимание на то, что до момента получения уведомления об истребовании объяснения работник никаким образом не доводил до сведения работодателя информацию о технической неисправности компьютера. В результате Владимирский областной суд признал дисциплинарное взыскание обоснованным.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Уважение – ключик, который открывает солидные двери

На каком этапе у человека появляется потребность в уважении. И как можно гасить конфликты через удовлетворение этой потребности. Различайте людей, которым важно быть или достаточно казаться уважаемыми. Как это связано с возможностью выхода в более высокий круг общения, где тебя примут за своего, с властью над людьми и жизнеспособностью человека и общества.

Как изменилась дистанционная работа с 1 января 2021 года

Поможем вам разобраться в изменениях правил дистанционной работы, которые «заработали» с января 2021 года в ТК РФ: в каких случаях можно перевести сотрудника на «удаленку»; всегда ли требуется согласие работника; как ознакамливать «дистанционщиков» с документами; как обмениваться документами; когда и какие электронные подписи использовать; какие изменения следует срочно внести в локальные нормативные акты и трудовые договоры с дистанционными сотрудниками; чем работодатель должен обеспечить таких работников; по каким причинам их можно уволить и т.д. Привели все принципиальные положения главы 49.1 ТК РФ и собрали мнения экспертов: что станет лучше для работодателей, где возможны злоупотребления со стороны работников, какие проблемы остались неурегулированы.

Цифровое поведение – разумный подход

Какие цифровые следы вы оставляете и кто их анализирует. Как очищать свою историю посещений сайтов, как просматривать их в режиме «Инкогнито». Как разумнее было бы вести себя, чтобы формировать в интернете нужный вам образ для потенциальных работодателей и др. К чему приводит человека бездумное поглощение информации.

Отстранение от работы из-за повышенной температуры в период борьбы с COVID-19: как оформить приказ, ответственность за нарушения

Кто обязал работодателей ежедневно измерять температуру у своих сотрудников и в случае обнаружения повышенной температуры отстранять таких лиц от работы? Какая температура считается повышенной? Ответственность организации и человека, которые отказываются от соблюдения мер профилактики COVID-19, весьма серьезная (в исключительных случаях для граждан штраф до 2 000 000 руб. и лишение свободы до 5 лет, организацию могут оштрафовать до 1 000 000 руб., приостановить ее деятельность до 90 суток и дисквалифицировать руководителя) – разъясняем в статье все возможные варианты. Поэтому работодателю важно документировать факт отстранения от работы предположительно заболевшего сотрудника. Объясняем также, что нужно сделать потом.

Режим рецензирования в Word: автоматическое выявление правок

Режим «Рецензирование» существенно облегчает разработку, согласование вордовского документа группой людей – он автоматически фиксирует каждую вставку, удаление, перемещение текста, форматирование и все это пользователи еще могут комментировать! Показываем, как управлять отображением правок (каким способом, какие типы и от каких пользователей показывать, как определить автора изменений, как распечатать исходный или окончательный вариант текста). Как выявить правки, которые коллега пытался вставить незаметно! Можно объединить в одном документе правки от разных людей, присланные ими в разных версиях файла. А еще можно защитить документ от редактирования либо установить пользователям пределы дозволенного. Даже если режимом «Рецензирование» уже пользуетесь, из этой статьи сможете узнать новые «ювелирные» настройки, которые сделают вашу работу еще удобнее.

Когда составлять итоговую запись к номенклатуре дел?

Когда составлять итоговую запись к номенклатуре дел о заведенных за прошедший год делах? Какие-то подразделения смогут предоставить в службу делопроизводства эти сведения в начале следующего 2021 года. Но из-за пандемии многих перевели на дистанционную работу, поэтому какие-то подразделения смогут все посчитать гораздо позже (даже не знаю когда, может в марте или апреле… или к лету). Тогда в итоговой записи ставить реальную дату ее заполнения (даже летнюю) или все-таки лучше ее оформить задним числом?

Уважение – ключик, который открывает солидные двери

На каком этапе у человека появляется потребность в уважении. И как можно гасить конфликты через удовлетворение этой потребности. Различайте людей, которым важно быть или достаточно казаться уважаемыми. Как это связано с возможностью выхода в более высокий круг общения, где тебя примут за своего, с властью над людьми и жизнеспособностью человека и общества.

Как изменилась дистанционная работа с 1 января 2021 года

Поможем вам разобраться в изменениях правил дистанционной работы, которые «заработали» с января 2021 года в ТК РФ: в каких случаях можно перевести сотрудника на «удаленку»; всегда ли требуется согласие работника; как ознакамливать «дистанционщиков» с документами; как обмениваться документами; когда и какие электронные подписи использовать; какие изменения следует срочно внести в локальные нормативные акты и трудовые договоры с дистанционными сотрудниками; чем работодатель должен обеспечить таких работников; по каким причинам их можно уволить и т.д. Привели все принципиальные положения главы 49.1 ТК РФ и собрали мнения экспертов: что станет лучше для работодателей, где возможны злоупотребления со стороны работников, какие проблемы остались неурегулированы.