Top.Mail.Ru

Электронный приказ об увольнении признан незаконным

Гражданин проходил службу в должности старшего инспектора дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару. Приказом начальника УМВД России по г. Сыктывкару в марте 2023 года контракт с ним был расторгнут и он был уволен со службы из-за совершения проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел: управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Основанием к увольнению послужило заключение по результатам служебной проверки.

Так как человека уволили «по плохой статье», он через суд попытался исправить ситуацию. Сначала дело № 2-5598/2023 разбирал Сыктывкарский городской суд Республики Коми в августе 2023 года. Суд подчеркнул, что увольнение работника может быть признано законным, только если соблюдена вся процедура увольнения.

Приказ об увольнении истца был подписан начальником УМВД России по г. Сыктывкару электронной подписью. Но ст. 22.1 «Электронный документооборот в сфере трудовых отношений» ТК РФ не допускает издания в электронном виде ряда документов: там есть конкретный перечень документов, в котором фигурирует и приказ (распоряжение) об увольнении. Поэтому он должен быть подписан (издан) только на бумаге.

Суд также сослался на письмо Минтруда России от 12.01.2023 № 14-6/ООГ-97, где сказано, что введение такой нормы связано с исключительным значением данных документов и возможностью восстановить права работника – оспорить увольнение или нарушение трудовых прав с учетом установленных законодательством коротких сроков обжалования в этой ситуации. Изъятие указанных документов из-под действия электронного документооборота направлено на защиту интересов работников (как более слабой стороны в трудовых отношениях) от возможного неправомерного и одностороннего изменения электронного документа, в т.ч. «задним числом».

В итоге суд первой инстанции признал незаконным и отменил приказ УМВД России по г. Сыктывкару об увольнении сотрудника, восстановив его на службе в прежней должности, за время вынужденного прогула в его пользу было взыскано денежное довольствие в размере 407 тыс. рублей.

Позже Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в феврале 2024 года (дело № 88-1159/2024) прояснила дополнительные детали:

  • приказ об увольнении на бумажном носителе не издавался;
  • приказ, изданный посредством подписания электронной подписью руководителя, был распечатан и вручен истцу под подпись для ознакомления;
  • такая же копия приказа хранится в УМВД.

Но все это не свидетельствует о соблюдении процедуры увольнения, поскольку отсутствует приказ об увольнении, подписанный в порядке, установленном ТК РФ.

Получается, что любые кадровые приказы можно оформлять в электронном виде, но вот приказ об увольнении – нельзя. И хотя в остальном сложная процедура увольнения была проведена корректно, оформление приказа об увольнении в электронном виде привело к восстановлению сотрудника на работе и выплате ему 407 тыс. рублей.

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании
«ЭОС», эксперт ИСО

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Сколько хранить проекты документов и листы согласования к ним

Несколько противоречивая формулировка в Правилах делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления приводит к тому, что некоторые организации длительно хранят не только подписанный документ, но и все его рабочие проекты с листами согласования, даже когда этого не требуется. Объясняем, как делать правильно: какие рабочие проекты надо хранить столько же, сколько подлинники, а какие нет; как оба эти варианта отразить в номенклатуре дел. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Как приказом внести изменения в состав комиссии и ЛНА

Какой нормативно-методической базой стоит пользоваться. Показываем, как составлять тексты приказов, которые могут неоднократно менять состав комиссии (с «точечными» изменениями или утверждением нового полного состава). Как в действующем локальном нормативном акте приказом можно изменить раздел или пункт, как отменить отдельные пункты. Как утвердить новый вариант ЛНА (в т.ч. с учетом идентификации версионности).

На сколько обязательны утвержденные организацией шаблоны документов?

Согласно приказу введен в действие Единый реестр шаблонов предприятия (в него включены, например, шаблон приказа, исходящего письма, должностной инструкции, локального нормативного акта и др.). В организационно-распорядительном документе также указано, что порядок разработки, утверждения и корректировки указывается в приложении к приказу. Статус «Шаблон» документ получает только на основании регистрации в Едином реестре шаблонов. При этом в приказе ничего не указано о статусе таких шаблонов. Просим разъяснить, какой статус будут носить такие шаблоны: обязательный, добровольный или рекомендательный? Если, например, работник возьмет за основу шаблон должностной инструкции и включит пункты, которые отсутствуют в нем, то будет ли это являться отступлением от требований в использовании шаблона?

У документа несколько резолюций разных руководителей

Наша компания крупная, у генерального директора много заместителей по определенным направлениям. В организацию зачастую поступают документы, адресованные двум должностным лицам компании. Например, двум заместителям, когда в одном письме затрагиваются вопросы, которые курируют эти руководители. Соответственно, документ передается на рассмотрение и тому, и другому руководителю. Таким образом, один и тот же документ будет иметь две резолюции, как правило, с указанием разных исполнителей и разными сроками исполнения (ведь у каждого руководителя свое видение). А иногда фамилии исполнителей частично совпадают у обоих руководителей. К тому же документы с резолюциями от двух руководителей могут выйти не одновременно, т.к. один из руководителей может отсутствовать на рабочем месте, например находиться в командировке. От второго руководителя резолюция может выйти позже, чем от первого. На какую резолюцию необходимо опираться при направлении документа на исполнение и постановке на контроль, ведь служба делопроизводства не может игнорировать ни одну, ни другую резолюцию? Но и ставить одному и тому же документу разные сроки исполнения абсурдно, равно как и направлять на исполнение в разные отделы.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.