Правомерно ли требование к поставщику по ремонту составной части сложного оборудования по гарантии завода-изготовителя

Вопрос
Поставщиком в рамках договора поставки сложного электротехнического оборудования – трансформаторной подстанции – заказчику был предоставлен срок гарантии два года. Составная часть подстанции (трансформатор) закупалась поставщиком отдельно. Заводом – изготовителем трансформатора в паспорте указан гарантийный срок пять лет. Конечным заказчиком предъявлено гарантийное требование по трансформатору по истечении срока гарантии на основное оборудование (подстанцию), но в рамках гарантии завода – изготовителя трансформатора. Правомерно ли предъявление требования по ремонту трансформатора по гарантии к поставщику, так как срок гарантии на основное оборудование истек?
Отвечает

Положения ГК РФ о договоре поставки не содержат каких-либо специальных норм, посвященных гарантийному сроку на товары, передаваемые покупателю по такому договору, поэтому в силу п. 5 ст. 454 ГК РФ данный вопрос регулируется общими положениями гражданского законодательства о договоре купли-продажи.

В соответствии с п. 1 ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Если же такой договор не содержит условий, предъявляющих определенные требования к качеству товара, то соответствующие требования определяются на основании п. 2–5 этой же статьи.

При этом из п. 1 ст. 470 ГК РФ следует, что товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.

В то же время п. 2 ст. 470 ГК РФ предусматривает возможность установить условиями договора предоставление продавцом гарантии качества товара, что в соответствии с приведенной нормой означает принятие на себя продавцом обязанности передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).

Буквальное толкование данной нормы показывает, что гарантийный срок может быть установлен лишь договором купли-продажи, заключаемым между продавцом и покупателем, а это в силу ст. 421 ГК РФ о свободе договора означает, что установление такого срока производится лишь по соглашению сторон. Причем в законе также отсутствуют нормы, регламентирующие минимальную или максимальную продолжительность такого срока в том случае, если он все же был согласован сторонами и закреплен в договоре. В частности, законодательство не содержит положений, которые обязывали бы поставщика устанавливать гарантию на товар или его комплектующие, срок которой был бы не менее срока, установленного производителем товара (комплектующих). Следовательно, продолжительность такого срока также устанавливается исключительно по соглашению сторон. Данный вывод находит свое отражение и в судебной практике (см., например, решение Арбитражного суда Орловской области от 27.08.2015 по делу № А48-2340/2015).

Более того, суды подчеркивают, что указание определенной продолжительности гарантийного срока на товар в каком-либо одностороннем документе (в том числе и в паспорте на изделие), даже если такой документ составлялся непосредственно продавцом товара, не может приниматься во внимание, если в договоре купли-продажи сторонами был согласован и установлен гарантийный срок иной продолжительности (см., например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.11.2016 № Ф01-4585/16).

В свою очередь, из п. 3 ст. 470 ГК РФ и п. 3 ст. 471 ГК РФ следует, что, если иное прямо не предусмотрено договором, гарантийный срок на комплектующее изделие считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает течь одновременно с ним.

Причем покупатель по общему правилу вправе предъявить свои претензии продавцу в отношении качества товара в течение гарантийного срока (п. 1 и п. 3 ст. 477 ГК РФ), а если такой срок составляет менее двух лет – в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю при условии, что покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 477 ГК РФ).

В связи с изложенным, если в рассматриваемом случае указанный в вопросе трансформатор действительно является комплектующим изделием единого товара, переданного поставщиком покупателю, и на него договором не установлен иной гарантийный срок, нежели на все изделие целиком, предъявление покупателем поставщику претензий, связанных с выходом из строя этого трансформатора, неправомерно.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Обязательно ли в деловых письмах указывать , что они подписаны электронной подписью?

Обязательно ли в деловых письмах указывать «Настоящий документ подписан электронной подписью» в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»?

Можно ли отказать в отгрузке товара по причине того, что срок оплаты счета прошел? Как вернуть деньги клиенту

Организация выставила покупателю счет, в котором указано, что он действует в течение 3 рабочих дней с момента его выставления. Однако клиент оплатил его только через месяц, когда цены на товар уже изменились. Клиент требует отгрузить товар. Можно ли отказать в отгрузке товара на основании того, что срок оплаты счета уже прошел? Как в таком случае вернуть деньги клиенту (нужно ли от него письмо на возврат денежных средств)? В договоре нет указания на то, что счет действует определенное время (отдельного договора, в котором было бы указано наименование и количество товара, между сторонами не заключено). Ссылка на это есть только в счете. Надо ли обязательно указывать это в договоре или указания в счете будет достаточно?

Какой редакцией ст. 395 ГК РФ необходимо пользоваться при расчете ответственности неисполнения денежного обязательства, если оно не исполнялось с 2010 г.?

Согласно ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Какой редакцией ст. 395 ГК РФ необходимо пользоваться в настоящий момент при расчете ответственности неисполнения денежного обязательства, если оно не исполнялось, начиная с 2010 года по настоящее время?

Имеет ли право новый арендодатель расторгнуть договор, поскольку размер арендной платы не соответствует рыночной цене?

Заключен договор аренды. Сменился арендодатель (владелец). Он планирует расторгнуть договор аренды раньше окончания срока, так как договор является экономически невыгодным для него. По мнению нового арендодателя (владельца), размер арендной платы не соответствует рыночной стоимости арендной платы (меньше в несколько раз). Согласно договору односторонний отказ не допускается. Имеет ли право новый владелец расторгнуть договор?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

Вправе ли ООО продать свое имущество по балансовой стоимости?

Возможны ли претензии со стороны налоговых органов при продаже одним ООО другому недвижимого имущества по балансовой стоимости, отличающейся от рыночной?