Top.Mail.Ru

Подскажите, пожалуйста, распространяются ли положения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» на нотариусо

Вопрос
Подскажите, пожалуйста, распространяются ли положения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» на нотариусов? Дело в том, что они часто выдают нотариальную форму договора на специальном бланке, что согласно ГОСТу является подлинником, но затем участникам сделки выдают нотариально заверенные копии, называя их первыми экземплярами, что не соответствует ГОСТу. Кроме того, на основании этих копий выдают дубликаты потерянных экземпляров, что, по моему мнению, не соответствует ГОСТу.
Отвечает

Нет, данный Указ не распространяется на нотариальное делопроизводство.

Указ формально не отменен, тем более что в свое время, в августе 1991 года, Верховный Совет РСФСР подтвердил полную правопреемственность всей нормативной правовой базы Советского Союза.

Данный Указ был направлен в первую очередь на защиту прав граждан при получении ими в организациях, в которых они работают, прежде всего копий документов социально-правового характера, подтверждающих место работы, занимаемую должность или профессию, размер заработной платы, условия труда, выплату премий, поощрения, награды и т.п. сведения. Для предотвращения возможных фальсификаций сведений, на основании которых принимались решения финансового характера (о назначении льготной пенсии, о размере пенсии, об отнесении выполняемой по профессии работы к вредным условиям труда и т.п.), для обеспечения возможности повторного получения гражданином копий документов, для использования при проверках и т.п. Указ предусматривает в отметке об удостоверении копии документа в обязательном порядке указывать место хранения подлинника документа, с которого изготавливалась заверяемая копия.

В настоящее время такое обязательное указание места нахождения подлинника документа в отметке о заверении копии (выписки из документа) рекомендуется для федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при оформлении реквизита «отметка о заверении копии» на изготавливаемых копиях практически всех документов.

Приложение № 11 к Методическим указаниям по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76) устанавливает следующую форму данного реквизита (на последнем листе копии или выписки на свободном месте):

Пример 1

На копиях (выписках из документов) проставляется преимущественно «главная» печать органа власти. Но порядок удостоверения копий и выписок, полномочия по их удостоверению, виды печатей в организации должны устанавливаться конкретно в локальных нормативных актах организации, как минимум – в Инструкции по делопроизводству.

ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», если автор вопроса имеет в виду действительно этот ГОСТ (в 2013 году предполагается выход его новой редакции), закрепляет определения терминов «подлинный документ», «подлинник», «дубликат», «копия документа», «заверенная копия документа». Дубликат договора как повторный экземпляр подлинника, имеющий юридическую силу, всегда выдается на основании подлинника.

В ГОСТе Р 51141-98 отсутствует известное на практике понятие «умноженный оригинал», которое фактически ушло из употребления в профессиональной речи, но по-прежнему в гражданско-правовых сделках означает, что договоры заключаются в определенном всеми сторонами сделки количестве экземпляров, по одному экземпляру – для каждой из сторон, и каждый экземпляр имеет одинаковую юридическую силу. Это обычно оговаривается в заключительных положениях договора, оформляющего сделку.

Нотариусы же в своей деятельности в настоящее время руководствуются Правилами нотариального делопроизводства в редакции приказа Минюста России от 23.11.2010 № 360, которые утверждены решением Федеральной нотариальной палаты от 18.11.2009 № 11/09 и приказом Минюста России от 19.11.2009 № 403.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 1

Сергей Семыч
21.03.2014, 23:55

Подскажите, пожалуйста, на основании названного Указа обязан ли работодатель выдавать заверенные копии служебных и докладных записок, актов?

Рекомендовано для вас

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Нужны ли согласия для хранения персданных опекаемых и опекунов?

Веду архив в организации, и у меня возник вопрос касательно персональных данных. Включаем ли мы персональные данные (скан паспорта, СНИЛСа, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака и т.д.) в дело, если это документы опекаемых или опекунов?

Склонение фамилий, которые оканчиваются на согласный

Просим разъяснить, склоняется ли фамилия РачЁк? Носитель утверждает, что не склоняется. Чем можно аргументировать?

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?