Top.Mail.Ru

Как отличаются сроки хранения нарядов-допусков к работам повышенной опасности и нарядов работников опасных профессий?

Вопрос
Каковы сроки хранения нарядов-допусков к работам повышенной опасности? По “Перечню типовых управленческих архивных документов...” (утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, далее – Перечень УД) установлен срок 75 лет (ст. 615). По приказам Минтруда – срок хранения 30 дней (на основании приказов от 28.03.2014 № 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте», от 24.07.2013 № 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», от 23.12.2014 № 1101н «Об утверждении Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ»). А документ ПОТ РО 14000-05-98 «Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения» (утв. Минэкономики России 19.02.1998) установил срок хранения нарядов-допусков в течение 1 года.
Отвечает

Срок хранения документов устанавливается по результатам экспертизы ценности - аналитической работы, в процессе которой изучается содержание документа: значимость направления деятельности; вопроса и информации, закрепленных в документе; дублирование зафиксированных фактов в других документах организации; прогнозируется его необходимость для будущего развития организации, оцениваются возможности документа выполнять функцию доказательства и т.п.

Фактически главным критерием, которым определяется ценность (значение) документа и срок его хранения, является критерий содержания.

Проанализируйте еще раз заголовки и тексты приказов Минтруда России, которые Вы перечислили в вопросе в связи со сроками хранения нарядов-допусков и возможностями их уничтожения или аннулирования через 30 дней после прекращения работ. Причем аннулирование не означает немедленного физического уничтожения документов. В приказах Минтруда России регламентируется организация работ повышенной опасности. Руководители работ обязаны регистрировать выданные наряды-допуски в журналах по соответствующим видам работ. Поскольку данные документы возникают в деятельности подразделений, то служба делопроизводства контролирует, чтобы в номенклатуре дел соответствующего подразделения были сформулированы правильные заголовки, например:

  • «Наряды-допуски на выполнение... работ (указывается конкретный вид работы повышенной опасности)»; срок хранения - «До минования надобности» со ссылкой на соответствующий приказ Минтруда России, а не на статью Перечня УД. Каждый год утратившие силу наряды-допуски вносятся в акт структурного подразделения о выделении к уничтожению не подлежащих хранению документов, потом они уничтожаются централизованно;
  • «Журнал регистрации выданных нарядов-допусков на выполнение... работ»; срок хранения журнала как сводного учетного документа может быть установлен по ст. 626 б) Перечня УД - 10 л., поскольку сама закрепленная приказами Минтруда России процедура предполагает в момент выдачи нарядов обязательное инструктирование по технологии выполнения работ. Данное дело будет переходящим, т.к. записи будут вноситься в журнал до его окончания. А 10-летний срок начнет исчисляться с 1 января того календарного года, который следует за годом окончания журнала.

В момент согласования номенклатуры дел организации на заседании экспертной комиссии необходимо также учесть мнение специалистов отрасли, которые являются руководителями работ, и специалистов в области охраны труда о значимости данных документов.

Фрагмент документа
Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558)

А теперь - еще раз о критерии содержания. Статья 615 Перечня типовых управленческих архивных документов, которую Вы упоминаете, устанавливает 75-летний срок хранения табелей и нарядов работников тяжелых, вредных, опасных профессий, а не работ повышенной опасности - это разные понятия и разные виды работ!

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 установлены специальные списки № 1 и № 2 работ и профессий с тяжелыми и вредными условиями труда. Эти списки применяются прежде всего при досрочном назначении пенсий работникам.

Работники, которые трудились на подземных работах, в горячих цехах и т.п. (список № 1), и работники, выполняющие свою работу в тяжелых условиях (список № 2), благодаря табелям, утвержденным графикам смен и нарядам, которые сданы в архив организации, имеют возможность доказать свой льготный стаж работы.

Заметим также, что в связи с изменением сроков хранения документов по личному составу (внесены 18.06.2017 в ст. 22.1 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации») срок хранения нарядов на работы в тяжелых и вредных условиях труда может быть сокращен до 50 лет1. Новая версия Перечня УД, в которой должны отразить в т.ч. и эти изменения законодательства, сейчас находится в стадии доработки.

Сноски 2

  1. «Документы по личному составу, законченные делопроизводством до 1 января 2003 года, хранятся 75 лет», а «законченные делопроизводством после 1 января 2003 года, хранятся 50 лет» (согласно частям 1 и 2 статьи 22.1 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»). Вернуться назад
  2. «Документы по личному составу, законченные делопроизводством до 1 января 2003 года, хранятся 75 лет», а «законченные делопроизводством после 1 января 2003 года, хранятся 50 лет» (согласно частям 1 и 2 статьи 22.1 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»). Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 2

Умнова Татьяна Леонтьевна
02.10.2019, 16:01

Вопрос первый (комментарий выше) снимается.
Ответ на него есть в тексте статьи.
Прошу прощения, сразу не увидела...
А вопрос второй - про уничтожение очень актуальный.
Подскажите, пожалуйста, как правильно оформить уничтожение нарядов-допусков с 30-суточным сроком хранения.

Умнова Татьяна Леонтьевна
02.10.2019, 15:50

Добрый день!
Составляем Номенклатуру дел на 2020 год.
В организации есть производственные структурные подразделения, которые проводят работы, относящиеся к работам повышенной опасности (например, ремонтные работы объектов недвижимости, работы на высоковольтном оборудовании, работ в электроустановках, газоопасные работы, работы на высоте, газо-и электросварочные работы и др.). Производство таких работ требует оформления нарядов-допусков.
Сроки хранения у нарядов-допусков в зависимости от видов работ различные:
1 месяц (30суток), 1 год, 3 года (ст.1025 и ст.1381 ПТАД; ), 5 лет (ст.698 ПТАД).
Есть одно очень важное уточнение, которое, например, звучит в "ПОТ РО 14000-005-98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения"(утв. Минэкономики РФ 19.02.1998):
5.14.10.Если при выполнении работ по нарядам-допускам имели место аварии или электротравмы, то эти наряды-допуски следует хранить в архиве организации совместно с материалами расследования причин и обстоятельств аварий или несчастных случаев;
8.7.6. Если при выполнении работ по нарядам-допускам имели место аварии и травмы, то эти наряды должны храниться в архиве организации вместе с материалами расследования причин и обстоятельств аварий или несчастных случаев.
Вопрос №1: нужно ли указывать в Номенклатуре дел заголовок "Наряды-допуски, работы по которым полностью закончены" (с разбивкой на подзаголовки по видам работ)?
Вопрос №2: как уничтожать закрытые наряды-допуски, с истекшим сроком хранения - 30 суток? Нужно ли оформлять акт на уничтожение? Или уничтожать эти документы раз в год после внесения предложений структурных подразделений к Акту на выделение к уничтожению документов, не подлежащих хранению?

Рекомендовано для вас

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Нужны ли согласия для хранения персданных опекаемых и опекунов?

Веду архив в организации, и у меня возник вопрос касательно персональных данных. Включаем ли мы персональные данные (скан паспорта, СНИЛСа, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака и т.д.) в дело, если это документы опекаемых или опекунов?

Склонение фамилий, которые оканчиваются на согласный

Просим разъяснить, склоняется ли фамилия РачЁк? Носитель утверждает, что не склоняется. Чем можно аргументировать?

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?