Регистрация договора обеими организациями в СЭД

Вопрос
В системе электронного документооборота (ЭДО) номера договорам мы присваиваем в таком формате: номер/год - индекс организации. Бывают случаи, когда со своей стороны контрагент присваивает свой номер договору. Как это отобразить в нашей системе ЭДО? Если исправлять номер после регистрации, то сбивается нумерация.
Отвечает

Каждая из сторон договора имеет полное право присваивать договору регистрационный номер (индекс) в рамках своей системы регистрации, чтобы учитывать договоры. И это несмотря на то, что номер не является обязательным реквизитом для договора. Обязательной для него является дата, которая должна быть единой в договоре и в системах регистрации каждой из сторон.

Регистрироваться договор может по-разному:

  • в каких-то организациях это делают в информационной системе (и тогда заполняется «входная форма»);
  • в других – заполняют строку в таблице журнала регистрации, который ведется в Word или Excel;
  • крайне редко сейчас это делается в бумажном журнале.

Но в любом случае желательно, чтобы среди полей «входной формы» в информационной системе (либо граф журнала регистрации) были следующие:

  • вид (разновидность) договора;
  • наименование организации-контрагента;
  • дата;
  • индекс (присваивается вашей организацией, в т.ч. автоматически по счетчику номеров договоров в системе ЭДО);
  • индекс контрагента (регистрационный номер, присвоенный договору контрагентом, вы должны включить в отдельное поле с целью полной идентификации договора);
  • предмет договора;
  • сумма;
  • срок действия;
  • подразделение-исполнитель и т.п.

Как видите, надо иметь два поля: одно для ввода своего регистрационного номера, другое – для номера, присвоенного контрагентом. И тогда проблем не возникнет. Если ваша система ЭДО пока имеет только одно из этих двух полей, то закажите добавление нового ИТ-отделу вашей организации (а в таблицу Word или Excel вы его и сами легко добавите).

Пример 1. Если договору каждая сторона присвоила свой регистрационный номер, то обычно они указываются через косую черту
Пример 2. На договоре с впечатанным регистрационным номером контрагента вы можете дописать вручную свой регистрационный номер

Что касается структуры регистрационного номера, который присваивается договорам, заключаемым вашей организацией, то его первая часть (номер/год) не будет вызывать сомнений, если эти номера присваиваются по видам сделок (т.е. в пределах конкретных документопотоков, которые поддерживаются классификатором).

Классификатор видов и разновидностей договоров обычно разрабатывается совместно юридической службой и службой делопроизводства, утверждается приказом первого руководителя (по административно-хозяйственной деятельности со сроком хранения 5 лет) и подгружается в систему ЭДО как один из ее справочников. За ведение классификатора обычно отвечает служба делопроизводства, но эту ответственность вполне можно передать и юридической службе.

Вторая часть регистрационного номера (индекс организации), упомянутая в вопросе читателя, вызывает сомнения. Если это индекс вашей организации, то в вашем же регистрационном номере он не имеет смысла. А если это индекс организации-контрагента, то он должен поддерживаться классификатором организаций-контрагентов (его ведение более трудоемко, т.к. контрагенты часто меняются).

Поделимся опытом лучших практик. В вашем случае структура индекса может быть следующей: номер/год-вид сделки (например, № 345/2019-воу, где «воу» означает договор возмездного оказания услуг). Но в структуре индекса обычно рядом располагают номер и вид сделки, а год заключения договора оформляют через косую черту или дефис (например, № 345-воу/2019 или № 46 ВОУ-2019). Разные элементы сложного индекса можно отделять друг от друга знаками («-», «/», «.», «:»), пробелом, что-то можно писать заглавными буквами. Однако заметьте: если внутри регистрационного номера договора каждого контрагента присутствует косая черта, то использование ее еще и для разделения этих двух индексов усложнит поиск границы между ними – сравните два варианта:

  • № 128/02.14/325/воу-2019 и
  • № 128-02.14/325-воу-2019.

Итак, если от контрагента ваша организация получила экземпляр договора с проставленным им регистрационным индексом, то не стесняйтесь через косую черту добавить на него свой индекс, который предлагает ваша система ЭДО. Тогда на экземпляре договора будут оформлены два регистрационных номера: контрагента и вашей организации:

Советуем также совместно с профильными подразделениями и юридической службой разработать Регламент договорной работы, в котором закрепить аспекты классификации договоров, порядок их регистрации, структуру номера (индекса) и другие делопроизводственные вопросы.

Оценить вопрос
s
В избранное
Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Акт о вскрытии конверта и отсутствии документов

Пришло письмо заказным отправлением. В тексте письма в отметке о наличии приложений указано 2 документа, но фактически их в этом конверте не оказалось. 1. Знаю, что это надо оформить актом, но как его составить? Кому подписывать? Что с ним потом делать? 2. Была еще такая ситуация: пришло письмо без приложений в конверте, но при вскрытии другого конверта эти приложения там обнаружили. Видимо, отправитель сам заметил ошибку и дослал приложения через пару дней (судя по штемпелям на конвертах). А мы оба эти письма вскрыли в один день. Тогда акт о недостаче вложений оформлять надо?

Чем грозит посуточная нумерация документов?

Наше руководство обязывает переходить на посуточную регистрацию документов: входящих, исходящих, договоров и даже приказов по основной деятельности. То есть каждый день будет начинаться с № 1, и начало этих изменений с середины текущего года! Никакие наши протесты и доводы не помогают! Юристы уже вносят изменения в нашу инструкцию по делопроизводству. Нормативные правовые акты и государственные документы, в которых есть указания о регистрации документов в пределах календарного года (Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления, утв. приказом Росархива от 22.05.2019 № 71, и Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях, утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44), юристы считают необязательными для нашей организации. Все, что не называется Законом, невозможно использовать в спорах с юристами, что же делать!? 1. Как будут обрабатываться для архивного хранения приказы по основной деятельности, если во все учетные архивные документы вносятся данные о содержании документов тома с № … по №… ? 2. Или сейчас настало такое время, когда наши службы должны полностью прогибаться под бизнес и все наши правила устарели на фоне стремительной цифровизации? И проще подстроиться под исполнителей, чем исполнителям соблюдать правила своевременной подготовки и регистрации документов?

Как корректно заменять сканы ранее зарегистрированных документов?

Наша организация – государственное учреждение. Используем в своей работе СЭД. И подчас возникает необходимость заменить полностью зарегистрированный документ или его часть, т.е. удалить первоначально зарегистрированный скан-образ документа и вложить новый. Всегда аргументируем тем, что это запрещено, но вот ссылку на нормативный акт найти не можем. Искали и в «Гаранте» и в «Консультанте+». Подскажите, пожалуйста, ссылку на нормативный правовой акт, где четко прописано, что замена уже зарегистрированных документов запрещена законом.

Дата регистрации протокола и дата проведения заседания / совещания

При разработке шаблонов протоколов столкнулись с вопросом о регистрации документа. Руководство настаивает, что в протоколе должны быть: – дата регистрации и – дата проведения заседания / совещания. То есть такой порядок реквизитов: наименование организации, наименование вида документа (ПРОТОКОЛ), дата регистрации, регистрационный номер /индекс, заголовок, дата проведения заседания, текст… и т. п. Получается, что у протокола будут 2 даты. Бывают случаи, когда протокол трехсторонний и на его согласование и подписание уходит 2, а то и 3 месяца, поэтому руководство настаивает на проставлении даты проведения совещания и отдельно даты регистрации.

Приказы в организации: виды и особенности оформления

Мы приводим обзор нормативной базы, которой следует руководствоваться при издании приказа, а также пример раздела Инструкции по делопроизводству (его формулировками вы можете воспользоваться при подготовке своего локального нормативного документа). Далее мы разбираем нюансы оформления каждого реквизита внутреннего и совместного приказа. Примеры оформления отдельных реквизитов и целых документов (всего их в статье 17) делают материал понятным и наглядным. Если в области оформления приказов у вас еще остались вопросы, то сейчас вы можете их прояснить. А если вы ас, то можете использовать статью для подготовки методических материалов для сотрудников своей организации либо просто адресуйте их к ней.

Доверенности: как выдавать, учитывать и отменять

В конце года стоит провести «инвентаризацию» доверенностей, чтобы «переиздать» нужные и собрать или отозвать ненужные организации доверенности. Объясняем, как выдавать и оформлять доверенности (что указывать обязательно, а что нет, сколько они могут действовать, как идентифицировать организацию, ИП и физлицо в качестве доверителя или поверенного) – приводим образцы отдельных формулировок и целой доверенности. Можно ли выдавать несколько экземпляров одной доверенности, как заверить ее копии. Как организации фиксировать факт выдачи доверенности – что стоит сохранять кроме учетной записи в журнале. Показываем, как отзывать доверенности: даем образцы приказов об отзыве конкретной доверенности и всех выданных за определенный период (актуально при смене гендиректора), письма контрагенту и уведомления в суд, извещения поверенного о необходимости возврата доверенности и акта на случай его отказа.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Оформляем приложения к договорам: сложные случаи

Даем ответы на следующие вопросы подписчиков (с примерами оформления и алгоритмами действий). Как лучше нумеровать приложения к приложениям договоров? Если сначала было единственное приложение и его оставили без номера (в договоре есть неоднократные ссылки на него в таком виде), а потом к договору надо оформить второе приложение, то как быть с их нумерацией? Как форму документа (например, акта) сделать приложением к договору: как оформить его шапку, наименование и сколько комплектов подписей изобразить? Как придать юридическую силу скан-копиям договора и приложений к нему при их направлении по электронной почте, если у контрагентов нет электронных подписей? Как в этом случае можно упростить создание копий документов, если у них очень много страниц?