Интересно, является ли планшет руководителя оконечным устройством, с помощью которого он реализует все свои права доступа в СЭД или иную информационную систему, и какие виды электронных подписей поддерживают системы, в которых работает руководитель? Юридическую силу документу, созданному в статусе электронного оригинала, придает факт его подписания электронной подписью.
Если руководитель подписывает документ на планшете своей электронной подписью (ЭП), то после подписания она должна визуализироваться и восприниматься по правилам, которые давно установлены для системы Межведомственного электронного документооборота (МЭДО) и утверждены совместным приказом Минкомсвязи и ФСО России от 27.05.2015 № 186/258 «Об утверждении Требований к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде». Пример оформления этой отметки об электронной подписи вы можете увидеть и в ГОСТ Р 7.0.97-2016. Как видите, здесь должен указываться сертификат ключа ЭП, который выдает удостоверяющий центр.
Фрагмент документа
Пример отметки об электронной подписи из п. 5.23 ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»
Есть и другие примеры визуализации отметки об электронной подписи, в которой фиксируется подтверждаемое управленческое действие, т.е. транзакция. Например, факт подписания документа простой ЭП в СЭД – во внутреннем документообороте компании может визуализироваться так:
Пример 1. Возможный вариант отображения подписания документа простой ЭП в СЭД
Подписал. Генеральный директор Иван_Смирнов.
12.01.2021 11.25 мск.
Если же электронный образ («картинку») проекта документа, который загружается на планшет, руководитель собственноручно подписывает стилусом по технологии программного обеспечения, которое используется в основном для рисования, и полученная картинка распечатывается на цветном принтере как копия (это будет копия!), то на ней все равно видно, что подпись – не подлинная, а «рисованная», даже если ее «прикрыть» проставлением оттиска печати. Это означает, что организация направляет своим контрагентам и в банки фальсифицированный документ, а не подлинник документа. Все риски будут вытекать из этой фальсификации.
Руководитель как единоличный исполнительный орган отвечает за организацию работы по всем направлениям деятельности, включая внешние коммуникации, организацию делопроизводства, документальный и архивный фонд. Эту ответственность он должен осознавать сам. Убеждать руководителя, что он не всегда прав, очень трудно, особенно, когда руководитель поверил в новый способ подписания, который ему предложил, скорее всего, кто-то из ИТ-специалистов.
Мы не можем дать универсального совета, но в рамках полномочий службы делопроизводства рекомендуем разработать предложения по работе с электронными документами и порядку их подписания, в которых отразить требования Федерального закона 06.04.2011 № 63 «Об электронной подписи» (с изменениями, которые вступили в силу с 01.01.2021). Можете опираться на наш ответ, а также привлечь к этой работе юриста, аргументы которого помогут перевесить доводы ИТ-специалистов.