Вопрос
Обязательно ли в деловых письмах указывать «Настоящий документ подписан электронной подписью» в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»?
Отвечает

Отметка об электронной подписи программным способом визуализируется на письме, которое составлено как оригинал в электронной форме в той или иной информационной системе.

Закон № 63-ФЗ устанавливает виды электронных подписей, но не регламентирует конкретную практику применения каждого из них. Письма могут подписываться как усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), так и неквалифицированной (УНЭП) и даже простой электронной подписью (ПЭП).

В п. 5.23 ГОСТ Р 7.0.97-2016 перечислены атрибуты (составные части) визуализации отметки об электронной подписи, заимствованные из ныне не действующего совместного приказа Минкомсвязи России и ФСО России от 27.05.2015 № 186/258 «Об утверждении Требований к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде». Изначально она отражала подписание документа УКЭП и применялась в межведомственной системе электронного документооборота (МЭДО). См. Пример 2.

Сейчас вступает в силу новый вариант стандарта ГОСТ Р 7.0.97-2025, где атрибуты визуализации ЭП остались прежними (добавились лишь сведения в случае использования метки доверенного времени):

Пример 2. Визуализация ЭП по ГОСТ Р 7.0.97-2016 для УКЭП и УНЭП

Этот же состав сведений (как в Примере 2) можно использовать при визуализации УНЭП, т.к. у нее тоже есть сертификат.

А вот факт подписания документа простой ЭП обычно визуализируют иначе – чаще всего с минимальным составом атрибутов (Пример 3), но мы рекомендуем отражать в отметке вид использованной подписи (Пример 4).

Пример 3. Визуализация простой ЭП (минимум атрибутов)

Подписано. Начальник отдела закупок Илья_В Сергеев. 03.06.2025 15:28 мск

Пример 4. Визуализация простой ЭП (больше атрибутов)

В вариантах визуализации ЭП, показанных в Примерах 2 и 4, присутствует фраза «документ подписан электронной подписью». Даже несведущий в электронном документообороте человек (например, гражданин, получивший ответ на свое обращение) поймет, что оригинал письма подписан ЭП. Поэтому дополнительно вносить в текст письма фразу «Настоящий документ подписан электронной подписью» не нужно.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Тонкости составления писем в госструктуры и вышестоящие инстанции

Обозначим некоторые особенности подготовки служебных писем в государственные структуры. Многие моменты применимы к переписке с любыми вышестоящими инстанциями. Как подчеркнуть соблюдение субординации и уважения к адресату. Какие распространенные ошибки делают в тексте и на какие фразы их лучше заменять. На что обратить внимание при оформлении адресата, заголовка к тексту, отметок о приложении и исполнителе. Оптимальный объем письма, что лучше перенести из его текста в приложения или в другое письмо. Как ускорить рассмотрение письма, просто соблюдая правильность оформления реквизитов. Сначала объясняем полезные правила. Потом даем советы на примере 4 писем: об исполнении поручения, о направлении отчета о проделанной работе, о направлении комплекта документов по исполнению договора (когда обратно требуется получить подписанный экземпляр акта и перечисление денежных средств), о переносе срока исполнения.

Письмо пришло в дочернюю компанию, но адресовано организации-учредителю

У нашей компании есть дочерние организации. Если письмо пришло в дочернюю компанию, можно ли регистрировать входящее письмо на организацию-учредителя?

Фейковые запросы от имени налоговой

Участились фейковые запросы на предоставление документов и информации якобы от имени контролирующих органов. Объясняем, что вас должно насторожить, – перечисляем критерии, по которым можно вычислить злоумышленников.

Как оформить в письме отметку о приложении, если они потом сканируются?

Как оформить в письме отметку о приложении, если приложение и письмо сканируются одним файлом, а потом подписываются электронной подписью? В этом случае отдельного файла у приложения нет – и письмо, и его приложение «находятся» в едином файле.

Письмо: все тонкости оформления реквизитов

Статья содержит 44 примера оформления всех реквизитов служебного письма, показывая возможные варианты их «изготовления» для различных ситуаций, а также образцы целых писем. Показаны бланки писем с угловым и продольным расположением реквизитов; бланки организации, структурного подразделения и должностного лица. Больше всего внимания уделено вариантам оформления адресата и приложений (они зависят от того, кому, как и что направляется). Все это сделано с учетом последней практики работы и тех изменений, которые ввел недавно ГОСТ Р 7.0.97-2016. Данной статьей удобно пользоваться как справочником самому и вооружить им коллег (если вы устали многократно повторять исполнителям азбучные истины о подготовке проектов служебных писем).

Направляем письмо одного содержания нескольким адресатам

Как оформить адресатов в письме, когда их менее 4 и когда более, когда они перечислены в списке рассылки конкретного письма и когда в утвержденном списке постоянных корреспондентов организации. Бывает, что первому адресату направляют подлинник письма, остальным копии. А бывает, что все получают оригиналы. Порой надо проинформировать каждого адресата о полном списке получателей документа. А порой такой цели нет. Показываем для всех этих случаев особенности оформления адресата, как зарегистрировать исходящую корреспонденцию и что кому отправить (основываясь на ГОСТ Р 7.0.97-2016 и лучшей практике).

Как оформить гарантийное письмо

Какие гарантийные письма бывают. Особенности их оформления: специфика текста, кто должен подписывать (и должна ли быть подпись главбуха), нужна ли печать, какие данные об организации-авторе необходимо отразить.

Письмо-претензия: правила эффективной коммуникации

Как автору письма-претензии избежать речевой агрессии при описании проблемы? Сначала разберем примеры нарушения правил делового общения, которые встречаются в служебных письмах и электронных сообщениях. Потом дадим рекомендации, как вести претензионную переписку с возможностью сохранить хорошие отношения с деловым партнером, а главное – чтобы добиться от него разрешения конфликтной ситуации в нужную вам сторону и «сохранить лицо». В статье дано множество примеров отдельных формулировок и целых писем-претензий и ответов на них (с согласием и с отказом удовлетворить предъявленные требования) – они выручат вас при составлении подобных документов.