Вопрос
В ООО имеется один участник, отчетность – нулевая (деятельность не ведется). Каков порядок добровольной ликвидации данного ООО по решению ­участника?
Отвечает

В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 № ­14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) общество с ограниченной ответственностью (далее также – общество, ООО) может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований Закона об ООО и устава общества. Порядок ликвидации общества определяется ГК РФ и другими ­федеральными законами (п. 5 ст. 57 Закона об ООО).

В ГК РФ основания и порядок ликвидации юридического лица регламентируются ст. 61–64.

В процедуре ликвидации юридического лица, в том числе ООО, можно выделить следующие этапы:

  • принятие уполномоченным органом решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора);
  • сообщение о принятом решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган) для внесения соответствующих сведений в Единый государственный ­реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ);
  • публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами;
  • составление промежуточного ликвидационного баланса;
  • осуществление расчетов с кредиторами;
  • составление ликвидационного баланса;
  • государственная регистрация ликвидации юридического лица.

Остановимся на каждом этапе более подробно.

1. Принятие решения о ликвидации, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Ликвидация ООО в добровольном порядке начинается с принятия решения о его ликвидации. Решение о ликвидации общества принимает общее собрание участников ООО. Поскольку в настоящей ситуации в обществе имеется один участник, решение о ликвидации принимается этим участником единолично и оформляется письменно. Кроме того, единственный участник формирует состав ликвидационной комиссии или назначает ликвидатора общества (ст. 39, п. 2 ст. 57 Закона об ООО).

Законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут войти в состав ликвидационной комиссии или быть назначенными на должность ликвидатора общества. Членами ликвидационной комиссии или ликвидатором могут быть участники общества, его руководитель (генеральный директор и т.д.), другие работники общества, а также лица, не ­являющиеся работниками этого юридического лица.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 57 Закона об ООО). Следовательно, с момента принятия единственным участником ООО соответствующего решения полномочия единоличного исполнительного органа ООО по руководству деятельностью этого общества переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору). Руководитель (председатель) ликвидационной комиссии или ­ликвидатор приобретает право действовать от имени ООО без доверенности.

2. Уведомление о принятых решениях регистрирующего органа

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, п. 1 и 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязан в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган должен быть также уведомлен о формировании ликвидационной комиссии ­(назначении ликвидатора).

Для этого общество должно представить в регистрирующий орган уведомление о ликвидации юридического лица по форме № P15001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (далее – Приказ № ММВ-7-6/25@). К уведомлению прилагается решение единственного участника ООО о ликвидации общества.

Запись о том, что общество находится в процессе ликвидации, вносится регистрирующим органом в ЕГРЮЛ. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в устав общества, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает общество, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является общество, находящееся в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона № 129-ФЗ).

При заполнении уведомления по форме № P15001, как и иных форм документов, представляемых в регистрирующий орган в связи с ликвидацией, необходимо учитывать Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее – Требования), которые содержатся в приложении № 20 к Приказу № ММВ-7-6/25@. В частности, согласно п. 1.11 Требований в состав представляемого в регистрирующий орган заявления, уведомления или сообщения (далее также – заявление) не включаются незаполненные листы, а также полностью не ­заполненные страницы многостраничных листов формы заявления.

В разделе 2 «Уведомление представлено в связи с» формы № P15001 знаком «V» отмечается пункт, соответствующий основанию представления уведомления, – принятие решения о ликвидации юридического лица или формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора (п. 9.3 Требований). Если единственный участник ООО принимает решения о ликвидации ООО и о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) одновременно (до подачи в регистрирующий орган формы № P15001 в связи с принятием решения о ликвидации ООО), в указанном разделе формы № P15001 знаком «V» отмечаются оба названных пункта. В этом случае в уведомлении формы № P15001, помимо первого листа и листа Б, содержащего сведения о заявителе, заполняется лист А «Сведения о формировании ликвидационной комиссии / назначении ликвидатора» (п. 9.5 Требований).

Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Если к моменту представления в регистрирующий орган уведомления формы № P15001 в связи с принятием решения о ликвидации ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (подп. «г» п. 1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса «База данных «Вопрос-Ответ» и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 № СА-4-14/1645 (далее – Правовые позиции)).

Обратим внимание, что в настоящее время налоговое законодательство не обязывает организацию сообщать о принятом решении о ликвидации в налоговый орган по месту учета (см. письмо ФНС России от 21.10.2013 № СА-3-14/3892@).

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале «Вестник государственной регистрации» – см. приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить ­кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участником (участниками) ООО (п. 2 ст. 63 ГК РФ, подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона № 129-ФЗ) по форме № P15001, утвержденной Приказом № ММВ-7-6/25@. При этом в п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак «V», указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы № P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).

В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма № Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Представлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует.

Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и предоставлении «нулевой» отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами общество должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у общества отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале «Вестник государственной ­регистрации» будет опубликовано сообщение о ликвидации общества.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается ­единственным ­участником общества (п. 6 ст. 63 ГК РФ, ст. 39 Закона об ООО).

Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у общества отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости и оба ликвидационных баланса ­(промежуточный и «итоговый») могут быть составлены и утверждены одновременно.

Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н, с указанием соответствующего наименования «промежуточный ликвидационный баланс» и «ликвидационный баланс» (см. в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101).

Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).

Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона № 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица – п. 2 ст. 22 Закона № 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 № САЭ-3-09/257@).

5. Государственная регистрация ликвидации общества

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган в соответствии со ст. 21 Закона № 129-ФЗ представляются ­следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме № P16001, утвержденной Приказом № ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи ­которого удостоверяется нотариально;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с подп. 1–8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (представление данного документа не обязательно; если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).

При заполнении заявления формы № P16001 необходимо учитывать положения раздела X Требований.

Ликвидация ООО считается завершенной, а общество – прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ).

Обратим внимание, что во всех случаях, требующих внесения записей в ЕГРЮЛ, в том числе при ликвидации юридического лица, документы представляются в регистрирующий орган одним из способов, указанных в п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

Отметим также, что предельный срок добровольной ликвидации юридического лица законодательством не установлен.

К сведению

С 1 января 2015 г. норма п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», которая устанавливала обязанность для плательщиков страховых взносов уведомлять органы контроля за уплатой страховых взносов (ПФР, ФСС) по месту нахождения организации о начале процедуры ликвидации в трехдневный срок, утратила силу (подп. «в» п. 17 ст. 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»). Следовательно, с 2015 г. уведомлять органы контроля за уплатой страховых взносов (ПФР, ФСС) о начале процедуры ликвидации не надо.

Оценить вопрос
s
В избранное
Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Может ли главбух подписывать акты сверки в единственном лице?

Предприятие переходит на электронный документооборот (ЭДО) с другими юридическими лицами (подписание актов сверки). Как уполномочить главного бухгалтера на подписание актов сверки, чтобы документ имел юридическое значение? Может ли он подписывать акт сверки в единственном лице?

В АО каждые три года избирается генеральный директор. Общее собрание состоялось, но этот вопрос не поднимался. Может ли старый гендир выполнять свои обязанности?

В акционерном обществе каждые три года избирается генеральный директор на общем собрании. Что делать, если на общем собрании не ставился вопрос о переизбрании генерального директора? Что делать обществу? Какими нормативными документами регламентируются действия? Может ли генеральный директор исполнять свои обязанности до следующего собрания акционеров?

Имеет ли право арендодатель обратиться в суд, если дополнительным соглашением не предусмотрено такое право

С арендатором заключено дополнительное соглашение об отсрочке арендных платежей. Но арендатором пропущено три срока оплаты по соглашению. Имеет ли право арендодатель взыскать задолженность в судебном порядке, если дополнительным соглашением не предусмотрено право арендодателя на обращение в суд?

Как изменить юридический адрес?

Учитывая фактический двухэтапный порядок государственной регистрации изменения места нахождения юридического лица, можно ли на первом этапе подачи заявления по форме Р13014 о смене места нахождения юридического лица и внесении изменений в устав представить решение учредителя о смене юридического адреса, а на втором этапе – ​решение о внесении изменений в устав?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

С какого момента действует договор аренды помещений: с момента его заключения или с момента передачи помещений по акту приемки-передачи?

Договор аренды помещений подписан 14.06.2016, срок передачи помещений – 01.08.2016, срок действия – по 30.06.2017. С какого момента договор считается действующим – с момента заключения (14.06.2016) или с момента передачи помещений по акту приема-передачи (01.08.2016)?