К лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, относятся и те, кто находится под контролем иностранных лиц, связанных с недружественными государствами, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности. Одним из признаков нахождения юридического лица под контролем является ситуация, когда контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица.
Особый порядок осуществления (исполнения) резидентами сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, распространяется на сделки (операции), совершаемые резидентами с лицами из недружественных государств и подконтрольных им лиц (за исключением специальных иностранных лиц), направленные как на приобретение резидентами, так и на отчуждение ими недвижимого имущества.
Кроме того, с 08.09.2022 Указом Президента РФ от 08.09.2022 № 618 установлен особый порядок совершения сделок (операций), предметом которых являются доли в уставном капитале российских ООО. В частности, введено требование о необходимости получения разрешения от Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ на совершение сделок (операций) в отношений долей в уставном капитале российских ООО, если такие сделки заключаются в том числе между резидентами и лицами из недружественных государств (их подконтрольными лицами).
Лицами недружественных государств не признаются:
- находящиеся под контролем юридических или физических лиц, личным законом которых является право иностранного государства, не относящегося к недружественным государствам, при условии, что такой контроль установлен до 01.03.2022;
- находящиеся под контролем иностранного государства, не относящегося к недружественным государствам, при условии, что такой контроль установлен до 01.03.2022.
Полагаем, указанные исключения с привязкой к определенной дате установлены в том числе с целью пресечения возможных злоупотреблений со стороны контролирующих российскую компанию лиц из недружественных государств.
В результате редомициляции изменяется личный закон юридического лица, в рассматриваемой ситуации на личный закон иностранного государства, не относящегося к недружественным. Вместе с тем в результате редомициляции контроль над российским лицом со стороны иностранного юридического лица, личным законом которого в результате редомициляции станет закон дружественного государства, возникнет уже после обозначенной даты (01.03.2022). Соответственно, определяющее условие для непризнания компании лицом из недружественного государства не будет соблюдено.
В связи с этим полагаем, что оснований для неприменения ограничительных мер на совершение указанных сделок лицом, находящимся под контролем юридического лица, изменившего в результате редомициляции личный закон на право дружественного государства после 01.03.2022, не имеется. Иными словами, на совершение указанных сделок потребуется разрешение Правительственной комиссии.
В заключение отметим, что указанный вывод является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения иных специалистов. Официальных разъяснений по рассматриваемому вопросу нам обнаружить не удалось.