В соответствии со ст. 68 ТК РФ работодатель при приме на работу, то есть до заключения трудового договора, обязан ознакомить работника под подпись с правилами внутреннего трудового распорядке (ПВТР) и иными локальными нормативными актами (ЛНА), непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника. Однако должностная инструкция к таким документам не относится.
Локальный нормативный акт потому так именуется, что является в первую очередь нормативным, то есть содержащим правовые нормы или, другими словами: предписания, правила поведения. По сути, ЛНА – местный закон, действующий у конкретного работодателя и распространяющий свое действие на всех работников. При этом в соответствии с указанием ст. 8 ТК РФ при наличии представительного органа работников любой ЛНА подлежит согласованию с таким органом. ЛНА также не может ухудшать положение работников по сравнению с действующими нормами законодательных и нормативных актов. Примерами ЛНА кроме ПВТР могут послужить положение о командировках сотрудников, положение о премировании и т.п. Должностная же инструкция содержит описание трудовой функции работника по конкретной должности, и, даже если работников, занимающих одну и ту же должность, несколько, это не делает должностную инструкцию ЛНА.
Поскольку должностная инструкция содержит описание трудовой функции работника, совокупность его прав и обязанностей, ответственность работника, то логично считать ее неотъемлемой частью трудового договора. Косвенно эту позицию подтверждает и содержание ст. 57 ТК РФ, из которой следует, что трудовая функция является обязательным условием трудового договора. Поэтому логично делать должностную инструкцию, например, приложением 1 к каждому трудовому договору.
Правильность данного подхода расставляет все по местам и в заданном вопросе. Работнику, которому в силу нахождения должности в номенклатуре должностей работников, которым предоставляется допуск к государственной тайне, не придется до подписания трудового договора знакомиться со сведениями, составляющими государственную тайну и находящимися в должностной инструкции, так как он подпишет ее, как часть трудового договора, а не заранее.
Мнение эксперта
Мария Подорящая, юрист, специалист по трудовому праву консалтинговой компании «Советникъ»
На практике, однако, преимущественное число работодателей предпочитают излагать трудовые обязанности в должностной инструкции, которая является локальным нормативным актом, а не приложением к трудовому договору. И тогда работодателю приходится соблюдать требование ч. 3 ст. 68 ТК РФ об ознакомлении работника с ЛНА при приеме на работу (до подписания трудового договора). Но независимо от того, признается ли в организации должностная инструкция отдельным локальным нормативным актом или является частью трудового договора, приоритетными и в этом случае перед общими нормами ТК РФ о приеме на работу будут специальные нормы Закона РФ от 21.07.1993 № 548-1 «О государственной тайне». В ч. 7 ст. 21 указанного закона сказано, что заключение трудового договора до окончания проверки компетентными органами не допускается.
Необходимо подчеркнуть, что в отношении работников, чьи должности по той или иной причине находятся в номенклатуре должностей работников, которым предоставляется допуск к государственной тайне, допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, должен быть оформлен заблаговременно, до заключения трудового договора. Фактический допуск работника к работе в данном случае невозможен.
В практике Хабаровского краевого суда (дело закрыто для публичного доступа в связи с гостайной) имеется рассмотренное гражданское дело о восстановлении на работе сотрудника, которому было отказано в получении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, уже после заключения трудового договора с ним. Прекращение трудового договора с работником по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ признано незаконным, так как речь в данном подпункте идет о прекращении допуска к государственной тайне. Если допуск не был получен заблаговременно, как в приводимом судебном споре, соответствующее основание для прекращения трудового договора в законодательстве отсутствует.
При этом следует понимать, что увольнение работника, не имеющего соответствующего допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, по сокращению численности или штата также возможно не всегда. Например, в случаях с госкорпорациями (Роснано, Роскосмос, Росатом) или с федеральными министерствами (Минобороны) решения о сокращении численности или штата, как правило, принимаются обдуманно, взвешенно, довольно долго и только при наличии причин организационного характера, к которым описанная ситуация не относится.