Top.Mail.Ru
Вопрос
Кто может быть назначен на должность начальника отдела закупок?
Отвечает

На должность начальника отдела закупок может быть назначен любой работник из числа работников заказчика, имеющий высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Прежде всего, отметим, что законодательство не содержит каких-либо требований к наименованию должностей работников, чья деятельность связана с осуществлением закупок. Работодатель вправе самостоятельно определить ее наименование.

Из ч. 1, 2 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 следует, что для управления закупками заказчиком в любом случае обязательно:

  • либо назначается одно конкретное должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактный управляющий),
  • или создается контрактная служба.

Создание контрактной службы обязательно, если совокупный годовой объем закупок заказчика превышает 100 млн руб., в ином случае создание службы или назначение контрактного управляющего осуществляется по выбору заказчика. При этом, как следует из ч. 3 ст. 38 Закона № 44‑ФЗ, контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента). Типовое положение (регламент) о контрактной службе утверждено приказом Минфина России от 31.07.2020 № 158н2.

В соответствии с п. 2.3 Типового положения контрактную службу вправе возглавлять любое лицо, назначаемое приказом руководителя заказчика. Конкретный порядок определения лиц, входящих в состав контрактной службы, и распределения между ними соответствующих полномочий не регламентирован законом, соответственно, этот вопрос решается заказчиком (работодателем) самостоятельно.

Так, например:

  • в соответствии с п. 2.3 приказа Минтранспорта РФ от 13.04.2021 № 128 «О контрактной службе Министерства транспорта Российской Федерации» контрактную службу возглавляет заместитель директора Административного департамента Министерства транспорта РФ, который является руководителем контрактной службы;
  • согласно п. 1.3.1 приказа Ространснадзора от 26.02.2020 № ВБ-107фс «О контрактной службе Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы, являющийся заместителем руководителя Ространснадзора.

Как контрактным управляющим, так и работником контрактной службы (в том числе ее руководителем) может быть только работник заказчика (см. ч. 1–3 ст. 38 Закона № 44‑ФЗ, сноску 3 к п. 2.1, п. 2.3 Типового положения).

Независимо от выбранного работодателем способа оформления отношений с работниками контрактной службы, контрактными управляющими, работодателю необходимо обеспечить соответствие квалификации таких работников нормативным требованиям. Так, согласно ч. 6 ст. 38 Закона № 44‑ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (см. письмо Минэкономразвития России от 23.09.2013 № Д28и-1070).

Кроме того, в соответствии со ст. 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. В иных случаях характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 625н и № 626н утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок», квалифицирующие профессиональные требования к специалистам в сфере закупок3.

Стандарты разработаны во исполнение ст. 195.1 ТК РФ и призваны в том числе обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный ст. 9 Закона № 44‑ФЗ. Таким образом, в части требований к квалификации, установленных ч. 6 ст. 38 Закона № 44‑ФЗ, данные профстандарты обязательны к применению.

Следует отметить, что указанные Стандарты зачастую устанавливают более жесткие требования к квалификации работников, чем те, что предусмотрены приведенной нормой Закона № 44‑ФЗ. Так, например, из п. 3.3 раздела III «Характеристика обобщенных трудовых функций» Стандарта № 625н следует, что к работникам, выполняющим обязанности руководителя подразделения, руководителя контрактной службы, предъявляются требования к опыту работы (не менее 4 лет в сфере закупок). Данные требования в силу ст. 195.3 ТК РФ носят рекомендательный характер для работодателя, поскольку Закон № 44‑ФЗ их не устанавливает. Аналогичная точка зрения выражена в письме Минэкономразвития России от 27.06.2016 № Д28и-1744.

В отличие от Закона № 44‑ФЗ, положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»4 не содержат требований о создании лицами, осуществляющими закупки в соответствии с указанным законом, каких-либо специальных подразделений или комиссий, занимающихся осуществлением закупок, или о назначении специальных должностных лиц, осуществляющих сопровождение закупок. Соответственно, отсутствуют в Законе № 223‑ФЗ и нормы, определяющие квалификационные требования к таким лицам, членам таких подразделений или комиссий.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что на должность начальника отдела закупок может быть назначен любой работник из числа работников заказчика, имеющий высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Сноски 4

  1. Далее – Закон № 44-ФЗ. Вернуться назад
  2. Далее – Типовое положение. Вернуться назад
  3. Далее – Стандарты, Стандарт № 625н. Вернуться назад
  4. Далее – Закон № 223-ФЗ. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Смена наименования должности

Разбираемся, когда требования профессиональных стандартов, квалификационных справочников обязательны (для каких организаций и каких работников). Выясняем, для каких должностей требуется определенное образование и стаж работы. Рассматриваем на примере секретаря и документоведа, взаимозаменяемы ли должности. Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

О подчиненности начальника лаборатории руководству компании

В должностной инструкции начальника экологической лаборатории, который непосредственно подчиняется главному инженеру, а функционально – ​начальнику службы инженерных изысканий, имеется пункт «Выполнять приказы, распоряжения и указания генерального директора, его заместителей, главного инженера Общества и начальника службы инженерных изысканий» (данный пункт включается абсолютно во все должностные инструкции работников). Начальник лаборатории утверждает, что это ставит под сомнение беспристрастность лаборатории как обособленного подразделения. Как можете прокомментировать данное утверждение?

Должностная инструкция: практические ситуации

Рассматриваем вопросы, возникающие на практике и связанные с должностными инструкциями. В частности, как подписывать должностные инструкции (на отдельном листе ознакомления или на самой инструкции), кто должен ознакомить с этим документом работников, как правильно указывать наименование инструкции, как организовать текущее хранение инструкций, сколько их надо хранить и где именно.

Можно ли снять с должности сотрудников, не соответствующих квалификационному справочнику должностей?

Можно ли снять с должности сотрудников, которые не соответствуют квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 31)? Работа в должностях не дает работникам права на компенсации или льготы, а также не установлено каких-либо ограничений для исполнения трудовых обязанностей в этих должностях. Кроме того, отсутствуют нормативные правовые акты, которые бы устанавливали обязательные требования к квалификации, необходимой работникам для выполнения их трудовых функций. Но в должностной инструкции содержится ссылка на то, что работник должен соответствовать требованиям квалификационного справочника.

О классификации должностных инструкций на типовые и индивидуальные

Что считать типовыми и индивидуальными должностными инструкциями. Как будет зависеть срок хранения от квалификации инструкции, т. е. от попадания в одну из этих групп?

Споры с работниками по должностным инструкциям

Перечень должностных обязанностей работника, его права и ответственность обычно фиксируются в должностной инструкции, которую составляет работодатель и вручает ему под подпись. ТК РФ не содержит прямого ответа на вопросы: что делать, если работник отказывается подписать этот документ? можно ли его привлечь за это к дисциплинарной ответственности или нет? как быть в случае, когда работник оспаривает в суде те или иные положения должностной инструкции? Ответы эксперта на эти, а также другие практические вопросы, анализ судебной практики по спорным аспектам применения должностных инструкций найдете статье.

Можно ли снять с должности сотрудников, не соответствующих квалификационному справочнику должностей?

Можно ли снять с должности сотрудников, которые не соответствуют квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 31)? Работа в должностях не дает работникам права на компенсации или льготы, а также не установлено каких-либо ограничений для исполнения трудовых обязанностей в этих должностях. Кроме того, отсутствуют нормативные правовые акты, которые бы устанавливали обязательные требования к квалификации, необходимой работникам для выполнения их трудовых функций. Но в должностной инструкции содержится ссылка на то, что работник должен соответствовать требованиям квалификационного справочника.

Новые требования профстандарта для специалиста по управлению персоналом

Работа по внедрению профстандартов начата довольно давно и отдельные профстандарты, утвержденные в самом начале этого пути, уже потребовали корректировки и создания новых рекомендаций. Автор подробно анализирует те изменения, которые внесены в профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом. Комментирует нововведения, которые касаются непосредственно сотрудников, организующих кадровое делопроизводство и документооборот, оформление документов по личному составу, в том числе о приеме и увольнении работников. Будете в курсе, нужно ли вносить изменения в локальные акты или увольнять работников, не соответствующих новому профстандарту.