Top.Mail.Ru

Новые требования профстандарта для специалиста по управлению персоналом

Работа по внедрению профстандартов начата довольно давно и отдельные профстандарты, утвержденные в самом начале этого пути, уже потребовали корректировки и создания новых рекомендаций. Автор подробно анализирует те изменения, которые внесены в профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом. Комментирует нововведения, которые касаются непосредственно сотрудников, организующих кадровое делопроизводство и документооборот, оформление документов по личному составу, в том числе о приеме и увольнении работников. Будете в курсе, нужно ли вносить изменения в локальные акты или увольнять работников, не соответствующих новому профстандарту.

Во всем, что касается трудовых и непосредственно связанных с ними правоотношений, сейчас так много изменений, что непросто бывает уследить за каждым. Размах документооборота неуклонно растет: появляются новые требования в области обработки персональных данных работников, занятости, отчетности в госорганы, фонды и так далее. Но в этом круговороте нельзя забывать о базовых вопросах, которые всегда волнуют участников отношений наемного труда: что придется делать и сколько будут платить? И если со вторым вопросом все более-менее понятно, то с первым не все так просто.

Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательным условием для включения в трудовой договор является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы). В большинстве случаев определение трудовой функции остается на усмотрение работодателя, и он вправе сформировать ее так, как ему необходимо для производственного процесса. Но следует помнить, что если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Причем профстандарты пригодятся на практике не только для тех работодателей, которые обязаны использовать их в своей работе. В связи с изменчивостью многих профессиональных сфер деятельности, конструкция профстандартов оказалась удобной для широкого круга работодателей, которым эти документы позволили четче и определеннее очертить круг обязанностей различных работников, требования к их образованию, опыту и профессиональным навыкам. На базе профстандартов разрабатываются должностные инструкции, составляются описания требований к соискателям, конструкции должностных обязанностей учитываются при разработке локальных нормативных актов о структурных подразделениях.

Первый профстандарт и необходимость его пересмотра

Минтруд России приказом от 06.10.2015 № 691н утвердил профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом» (не действующий с 01.10.2022). Документ изначально охватил широкий спектр функций в рамках деятельности по управлению персоналом – ​от документационного обеспечения работы с персоналом до стратегического управления персоналом организации. Данная деятельность была отнесена к коду 78.30 ОКВЭД 1 – ​деятельность по подбору персонала прочая. Были предложены наименования базовой группы должностей (профессий) и специальностей.

По каждой обобщенной трудовой функции были утверждены:

  • возможные наименования должностей, профессий;
  • требования к образованию и обучению;
  • требования к опыту практической работы.

По отдельным трудовым функциям разработаны перечни трудовых действий, необходимых знаний и умений.

Первый профессиональный стандарт послужил основой для разработки трудовых функций, составления должностных инструкций для многих работодателей и активно использовался на практике. Однако опыт применения стандарта, а также бурно развивающаяся цифровизация в сфере управления персоналом потребовали внесения корректив в утвержденный документ.

В пояснительной записке к проекту приказа об утверждении нового профстандарта Минтруд России отметил, что «актуализация профессионального стандарта вызвана необходимостью внесения изменений в соответствии с замечаниями, поступившими от компаний различных отраслей экономики, вузов и экспертного сообщества и результатами мониторинга практики применения профессионального стандарта и внедрением современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства».

При разработке нового профстандарта «основные изменения и корректура были проведены в части требований к образованию и обучению, ОКСО 2 и наименованиям базовой группы, должности (профессии), включения тематики “цифровизация”».

Новый профстандарт: ключевые изменения

Новый профстандарт «Специалист по управлению персоналом» утвержден приказом Минтруда России от 09.03.2022 № 109н и вступил в силу с 01.09.2022. Его действие ограничено до 01.09.2028.

Что же конкретно изменилось? Для начала приведем фрагмент документа.

Фрагмент документа

Раздел II «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» профстандарта «Специалист по управлению персоналом»

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
A Документационное обеспечение работы с персоналом 6 Ведение документации по учету и движению персонала A/01.6 6
Разработка типовых форм документов по учету и движению персонала, сопровождение процедур оформления трудовых отношений A/02.6 6
Администрирование процессов и документооборота по учету и движению персонала, представлению документов по персоналу в государственные органы A/03.6 6
B Деятельность по обеспечению персоналом 6 Сбор информации о потребностях организации в персонале B/01.6 6
Поиск, привлечение, подбор и отбор персонала B/02.6 6
Администрирование процессов обеспечения персоналом и соответствующего документооборота B/03.6 6
C Деятельность по оценке и аттестации персонала 6 Организация и проведение оценки персонала C/01.6 6
Организация и проведение аттестации персонала C/02.6 6
Администрирование процессов проведения оценки и аттестации персонала и соответствующего документооборота C/03.6 6
D Деятельность по развитию персонала 6 Организация и проведение мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала D/01.6 6
Организация обучения персонала D/02.6 6
Организация адаптации и стажировки персонала D/03.6 6
Администрирование процессов развития и построения профессиональной карьеры, обучения, адаптации, стажировки персонала и соответствующего документооборота D/04.6 6
E Деятельность по организации труда и оплаты персонала 6 Организация труда персонала E/01.6 6
Организация оплаты труда персонала E/02.6 6
Администрирование процессов организации труда, оплаты персонала и соответствующего документооборота E/03.6 6
F Деятельность по формированию корпоративной социальной политики 6 Разработка корпоративной социальной политики F/01.6 6
Реализация корпоративной социальной политики F/02.6 6
Администрирование процессов корпоративной социальной политики и соответствующего документооборота F/03.6 6
G Операционное управление персоналом и структурным подразделением организации 7 Разработка системы операционного управления персоналом и работы структурного подразделения организации G/01.7 7
Реализация операционного управления персоналом и работы структурного подразделения организации G/02.7 7
Разработка и сопровождение процесса цифровизации и автоматизации управления персоналом G/03.7 7
Администрирование процессов операционного управления персоналом и работы структурного подразделения организации и соответствующего документооборота G/04.7 7
H Стратегическое управление персоналом 7 Разработка системы стратегического управления персоналом H/01.7 7
Реализация системы стратегического управления персоналом H/02.7 7
Администрирование процессов стратегического управления персоналом и соответствующего документооборота H/03.7 7

Итак, произведена корректировка:

  • в разделе I – ​формулировок в группе занятий профессиональной деятельности;
  • в разделах II и III обобщенных трудовых функций (ОТФ) и отдельных трудовых функций (ТФ) 3 – ​привязки к уровням квалификации, описаний трудовых действий, а также формулировок требований к необходимым умениям и знаниям.

В ОТФ А «Документационное обеспечение работы с персоналом» изменены наименования ТФ, теперь они стали называться так: ведение документации по учету и движению персонала (A/01.6) и разработка типовых форм документов по учету и движению персонала, сопровождение процедур оформления трудовых отношений (A/02.6).

В ОТФ В «Деятельность по обеспечению персоналом» проведены точечные изменения во всех ТФ – ​скорректированы обязанности по работе...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как наладить отношения в коллективе

Даем рекомендации, на что обращать внимание при подборе сотрудников, чтобы они удачно влились в коллектив. Рассказываем, что приводит к конфликтам и каким образом их разрешать, как помочь подчиненным забыть о прошлом конфликте и не допускать подобного в будущем.

Как сохранить хорошие отношения после корпоратива

На службе по работе с персоналом (нередко совместно с отделом связей с общественностью, службой безопасности, юридическим отделом и пр.) лежит важная обязанность по организации корпоративных мероприятий. Как известно, одной из целей корпоратива является сплочение персонала, ликвидация потенциальной или уже существующей напряженности в коллективе. Особенно удачно это можно сделать именно под Новый год: праздник считается в России традиционно семейным, одним из самых любимых. Вот и коллектив предприятия хорошо поместить в теплую семейную обстановку. Но порой получается все с точностью до наоборот, когда именно после корпоратива работники делают неутешительное заключение: «Я думал, у нас нормальная контора, а у нас…». Рассказываем, откуда может проистекать такой пессимизм, что обычно служит ему причиной и на что обратить внимание, чтобы праздничное мероприятие запомнилось надолго позитивными эмоциями.

В компании пересматриваются должностные инструкции. Как это оформить?

Пересматриваются должностные инструкции сотрудников, утвержденные локальным нормативным актом в 2020 году. Нужно ли их снова утверждать приказом директора или можно на старом титульном листе сделать пометку «пересмотрено»? Придется ли опять знакомить под подпись с должностными инструкциями всех сотрудников?

Бесплатные российские сервисы видеоконференций

Несмотря на уход с российского рынка многих иностранных компаний, в том числе и сервисов для проведения онлайн-совещаний и встреч, нашим пользователям есть из чего выбрать. Знакомим вас с 6 популярными отечественными сервисами для проведения веб-конференций, перечисляем их основные функции, достоинства и недостатки. Сравниваем критерии их использования, чтобы вы могли выбрать наиболее подходящий вариант.

Разный оклад по одной должности: судебная практика

На практике встречаются ситуации, когда работодатель устанавливает разные оклады по одинаковой должности (профессии): вводит «вилку» окладов в штатное расписание и (или) просто в индивидуальном порядке прописывает в трудовых договорах оклад каждому работнику. Законно ли это? Как суды в последнее время смотрят на практику установления различных окладов по одной и той же должности (профессии)? Ответим на эти и связанные с ними вопросы в статье.

Как наладить отношения в коллективе

Даем рекомендации, на что обращать внимание при подборе сотрудников, чтобы они удачно влились в коллектив. Рассказываем, что приводит к конфликтам и каким образом их разрешать, как помочь подчиненным забыть о прошлом конфликте и не допускать подобного в будущем.

О классификации должностных инструкций на типовые и индивидуальные

Что считать типовыми и индивидуальными должностными инструкциями. Как будет зависеть срок хранения от квалификации инструкции, т. е. от попадания в одну из этих групп?

Что делать, если систематически нарушается трудовая дисциплина?

В чем причина саботажа работы? Почему сотрудники опаздывают или занимаются посторонним на работе? Нарушает ли трудовую дисциплину служебный роман? Даем советы, что делать, чтобы не допустить таких ситуаций, на что работодателю нужно сразу обращать внимание и что изменить в стиле управления. Статья пригодится и работникам, которые смогут опознать себя в нарушителях и сделать правильные выводы.