Top.Mail.Ru

Практический опыт внедрения электронной транспортной накладной в ритейле

Для перевозки какой продукции с 1 сентября 2025 года будет необходима электронная транспортная накладная (ЭТрН), прежде законодатель устанавливал дату «старта» на 1 марта 2025 года! Какие послабления действуют до 1 марта 2027 года. Где и сколько хранить ЭТрН. Требования каких нормативных актов следует учитывать. Один из первопроходцев внедрения ЭТрН в ритейле делится своим опытом. Какие решения есть на рынке, по каким критериям из них лучше выбирать. Как организовать работу, чтобы внедрить ЭТрН в информационные системы организаций холдинга (поставщиков, торговых точек, др.), а также сторонних перевозчиков. Какие «узкие» места пока есть и как их можно «расшивать».

Нормативная база

В России правовое регулирование электронных транспортных накладных (ЭТрН) осуществляется рядом нормативных правовых актов, определяющих их юридическую силу и порядок применения. Перечислим некоторые их них:

  • Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ – определяют статус электронных перевозочных документов, включая ЭТрН 1;
  • постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 – разрешает оформление перевозочных документов, включая транспортные накладные, в электронном виде;
  • постановление Правительства РФ от 21.05.2022 № 931 – регулирует правила обмена электронными перевозочными документами и порядок их хранения в Государственной информационной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД);
  • постановление Правительства РФ от 03.03.2022 № 281 – устанавливает порядок предоставления операторами информации из электронных перевозочных документов в ГИС ЭПД;
  • приказ ФНС России от 14.05.2024 № ЕД-7-26/383@ – утверждает формы и форматы электронного договора перевозки груза, ЭТрН, электронной дорожной ведомости, электронной квитанции о приеме груза для перевозки (для внутреннего водного транспорта);
  • приказ ФНС России от 09.12.2021 № ЕД-7-26/1065@ – утверждает форматы ЭТрН, электронной сопроводительной ведомости и электронного заказ-наряда (для автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).

Использование электронных транспортных накладных при перевозке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции вводится с 1 сентября 2025 года. Эту норму в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» фактически внес Федеральный закон от 30.11.2024 № 433-ФЗ. В предыдущем варианте это была другая дата – 1 марта 2025 года, и были организации, включая нашу, которые к ней готовились, но когда стало ясно, что основная масса «игроков» не успевает, дату сдвинули на полгода – на 1 сентября 2025 года!

Для обеспечения плавного перехода на новые требования установлен переходный период до 1 марта 2027 года (эту дату тоже сдвинули). В данный период допускается использование как электронных, так и бумажных товарно-транспортных накладных в качестве сопроводительных документов при перевозке указанной продукции.

Таким образом, с 1 сентября 2025 года государство «решило опробовать» обязательное использование ЭТрН пока только на перевозке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. До 1 марта 2027 года организации могут использовать бумажные накладные, но после этой даты применение электронных документов станет обязательным для всех участников оборота данной продукции.

Готовность «игроков»

По общему правилу с 1 сентября 2025 года вся спиртосодержащая продукция должна будет сопровождаться электронными документами, в т.ч. ЭТрН. Однако важно понимать, что рынок пока еще не готов к полноценному переходу: отсутствует достаточное количество участников, которые уже работают с ЭТрН в продуктивном режиме. Это касается как поставщиков, так и получателей, а также ИТ-инфраструктуры у многих компаний. По сути, несмотря на формальное вступление в силу требования, на практике оно пока не реализуется в полной мере.

На текущий момент мы завершили техническую реализацию проекта: наша система полностью готова как к приему, так и к отправке ЭТрН. Мы находимся в статусе готового участника электронного документооборота по ЭТрН, а также обеспечили автоматическую обработку документов в нашей системе. Но до настоящего времени ни один из наших контрагентов не направлял нам ЭТрН и не запрашивал нашу готовность к обмену такими документами. Поэтому мы пока готовимся к ее использованию компаниями внутри нашего холдинга, причем при отгрузке не только спиртосодержащей продукции.

Кроме того, на сегодняшний день официально не введены штрафы за неиспользование ЭТрН, и переходный период продлится до 1 марта 2027 года. Поэтому пока обмен ЭТрН в отношении спиртосодержащей продукции остается на усмотрение сторон, и компании поэтапно готовятся к этому переходу.

Даже если компания внедрила ЭТрН, это не означает, что она уже может сопровождать весь товар исключительно по этой технологии. Пока ЭТрН применяется в основном для отработки внутренних процессов – прежде чем перейти к полноценному взаимодействию с ...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Способы обеспечения защиты документов в СЭД

Какой функционал системы электронного документооборота не только повышает удобство ее использования, но и работает на информационную безопасность организации: как организовать распределение прав доступа, что дает протоколирование действий пользователей, что помешает удалить нужный документ, когда поможет штрихкодирование и шифрование документов, зачем сохранять все версии проекта документа, какими электронными подписями снабдить пользователей.

Как оптимизировать регистрацию протоколов в СЭД

Насколько важно и чем обусловлено, что регистрировать протоколы необходимо в рамках деятельности одной комиссии? Мы хотим переместить регистрацию всех протоколов в СЭД. Так как у нас могут создаваться разные комиссии, с целью оптимизации разновидности протоколов мы хотим ввести 1 вид – протокол заседания комиссии, добавить поле ввода названия комиссии и присваивать регистрационные номера протоколам комиссий в валовом порядке. То есть в разновидности протокола комиссии будут, например, отражены наименования: протокол заседания аттестационной комиссии, протокол заседания экспертной комиссии, протокол заседания комиссии по заселению и т.д. При этом у протоколов будут разные сроки хранения (здесь видимо придется вручную раскладывать по папкам). Можно ли использовать такой подход для регистрации?

Внедрение простой электронной подписи: шаг за шагом

Опыт крупной организации по внедрению простой электронной подписи (ЭП) для перевода в цифру внутренних документов изложен в виде оптимального порядка действий (кто что должен сделать). Разбираются варианты визуализации на документах квалифицированной и простой ЭП. Зачем работодателю выпускать сертификат для простой ЭП. Как обозначить круг документов и действия с ними, для которых можно применять простую ЭП. Опубликованы примеры приказа о внедрении новой технологии и Положения об использовании простой ЭП в организации, а также согласия работника на признание равнозначности его простой ЭП собственноручной подписи на бумажном носителе.

Роль стандарта на метаданные в эффективном управлении документами

1 мая 2024 года вступил в силу новый ГОСТ Р 7.0.109–2024 о метаданных. Главная ценность этой статьи в том, что она написана одним из его разработчиков. Таким образом, вы получаете информацию «из первых рук»: для чего он разработан, что в нем есть.

Режим рецензирования в Word: автоматическое выявление правок

Режим «Рецензирование» существенно облегчает разработку, согласование вордовского документа группой людей – он автоматически фиксирует каждую вставку, удаление, перемещение текста, форматирование и все это пользователи еще могут комментировать! Показываем, как управлять отображением правок (каким способом, какие типы и от каких пользователей показывать, как определить автора изменений, как распечатать исходный или окончательный вариант текста). Как выявить правки, которые коллега пытался вставить незаметно! Можно объединить в одном документе правки от разных людей, присланные ими в разных версиях файла. А еще можно защитить документ от редактирования либо установить пользователям пределы дозволенного. Даже если режимом «Рецензирование» уже пользуетесь, из этой статьи сможете узнать новые «ювелирные» настройки, которые сделают вашу работу еще удобнее.

Что препятствует массовому переходу организаций к безбумажной модели документооборота

Приведен список из более 60 действующих нормативных правовых и методических документов в сфере управления документами, которые мы систематизировали по 6 разделам: требования к документированию деятельности, автоматизации, работе с документами и данными, их хранению, работе с электронными документами и подписями и др. Авторы статьи рассматривают причины, по которым данная система регламентации и существующие подходы в СЭД пока не позволяют массово внедрить безбумажную модель документооборота. Предложено сформировать эталонную модель цифрового документооборота электронных подлинников документов (с готовыми решениями вместо перечня правил) в виде отечественного стандарта. Его разработкой уже занимается экспертная компания «ДокМенеджмент Консалт», рассказываем, какие пробелы он призван восполнить, какие конкретные методики работы воплотить.

Как загрузить документы в СЭД

Описан ассортимент решений, которые сейчас используются для создания или «заглатывания» готовых документов в СЭД: их можно создавать по шаблонам; загружать готовые файлы; работать с комплектом файлов, из которых состоит один документ; автоматически распознавать текст отсканированного документа, чтобы СЭД сама заполнила часть полей для его регистрационной карточки (РКК) и смогла потом осуществлять полнотекстовый поиск, а не только по тем полям, что есть в РКК; как штрихкоды помогают организовать потоковое сканирование входящих документов. Эти современные возможности показаны на примерах из СЭД «1С: Документооборот».

Трансформация согласования распорядительных документов в макрорегиональном филиале телекоммуникационной компании

Показана трансформация алгоритма согласования проектов распорядительных документов в крупной компании на протяжении 15 лет: что вводили, от чего и почему отказывались, к чему пришли. Предлагаем вам этот богатый ассортимент решений с оценкой их последствий: что может делать нормоконтроль и его место в процедуре согласования и подписания проектов документов; что можно запараллелить; как оформить матрицу согласования проектов документов (кого в нее включить и кого вывести в особую логику внутреннего согласования); какие сроки согласования установить в зависимости от объема документа; какие варианты положительной визы можно заложить в СЭД; как уменьшить число кругов согласования и создать схему разрешения разногласий, заставив согласующих лиц быстрее приходить к консенсусу, чтобы избавить от лишних хлопот службу ДОУ и руководителя, подписывающего проект документа.