Top.Mail.Ru

Отпуск без сохранения заработной платы в вопросах и ответах

К нам в редакцию часто поступают вопросы от читателей по поводу оформления и предоставления отпусков «за свой счет». Например, такой: какие причины, озвученные работником, работодатель сочтет достаточно уважительными для того, чтобы отпустить его в отпуск «за свой счет»? А если организация решила провести ремонт офиса, то может ли она сама стать инициатором такого отпуска? Поскольку вопросов по теме накопилось немало, мы решили разделаться с ними одним махом и опубликовали полноценную статью. Она привлекательна тем, что описывает реальные проблемы, возникающие у ваших коллег на практике. Поэтому вполне возможно, что и вы найдете в ней свою ситуацию, над ­выходом из которой ломаете голову в данный момент.

В Трудовом кодексе отпуску без сохранения заработной платы по­священа только одна статья – 128. Поэтому вопросов с предоставлением и оформлением такого отпуска немало. В нашей статье мы постараемся ответить на самые животрепещущие.

Вопрос 1

Сотрудница написала заявление на отпуск без предоставления заработной платы по причине провода в армию ее сына. Однако в организации сложилась неблаго­приятная ситуация, которая не позволяет отпустить сейчас этого ­работника. Имеет ли право работодатель отказать в предоставлении отпуска?

В Трудовом кодексе сказано, что работнику может быть предоставлен отпуск без сохранения зарплаты по уважительным причинам. В Кодексе нет определения понятию «уважительные причины». Это означает, что работодателю предоставлено право самому оценивать, является ли причина, указанная работником в заявлении на отпуск, веской.

Работодатель может закрепить в локальных нормативных актах (например, в Положении о внутреннем трудовом распорядке или в коллективном договоре) перечень уважительных причин, при которых работник может претендовать на отпуск без сохранения заработной платы. При этом стоит обязательно сделать отступление, что если отсутствие работника может повлечь неблагоприятные последствия для организации, то отпуск без ­сохранения заработной платы по указанным причинам не представляется.

Справка

Проанализировав трудовое законодательство, можно выделить ­несколько причин, названных уважительными в тех или иных правовых актах:

  • семейные обстоятельства;
  • тяжелое состояние здоровья близкого родственника (отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата или сестры) или опекуна;
  • проводы в армию;
  • пожар или другое бедствие, постигшее семью или близкого ­родственника сотрудника;
  • каникулы ребенка, карантин в детском учреждении, проводы в летний лагерь;
  • сдача экзаменов при получении второго высшего образования.

Повторимся: считать названные причины уважительными или нет, ­решает только работодатель. И, конечно же, он вправе дополнить этот список.

Вопрос 2

Организация решила провести капитальный ремонт в здании офиса и отправить всех работников в отпуск без сохранения зарплаты на время ремонта. Как правильно это оформить?

В этой ситуации лучше спросить, законно ли это? Опираясь все на ту же статью 128 ТК РФ, скажем, что отпуск без сохранения заработка ­предоставляется при выполнении двух условий одновременно:

  • по письменному заявлению работника. То есть этим заявлением работник выражает свою волю уйти в отпуск. Заставить написать такое заявление работодатель не вправе;
  • по уважительным причинам. Причина должна быть уважительной именно для работника. Поэтому даже если работодатель вынудит написать заявление на отпуск без сохранения зарплаты по причине «ремонта офиса», трудовая инспекция укажет на эту «оплошность».

В подтверждении наших слов процитируем все еще действующее постановление Минтруда России от 27 июня 1996 г. № 6, где четко сказано: «вынужденных» отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателя законодательством о труде не предусмотрено.

Существует два выхода из этой ситуации:

  1. В соответствии со статьей 157 ТК РФ оплатить работникам время простоя по вине работодателя в размере не менее двух третей их среднего заработка.
    Чтобы зафиксировать факт простоя, следует оформить листок о времени простоя на производстве. Форма листка не утверждена, однако в нем однозначно...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Обновление штрафов за нарушения в работе с персональными данными

С 30 мая 2025 г. вступили в силу самые крупные многомиллионные штрафы (в т.ч. % с годовой выручки) за нарушения в работе с персональными данными. В табличной форме показываем все виды нарушений в этой сфере и наказаний за них, которые действуют на данный момент в административном и уголовном кодексах. Комментируем самые примечательные моменты. Например, за что и в каких организациях оштрафуют только должностное лицо, а в каких только само юрлицо, каким организациям штраф уменьшат в 2 раза или взыщут как с ИП.

Организация приема и учет посетителей секретарем

Как организовать запись посетителей на прием к руководителю и аккумулировать информацию о проведенных встречах. Какие требования защиты персональных данных надо соблюсти. Какие виды пропусков бывают. Как встречать посетителей. Что стоит фиксировать в журнале учета посетителей и журнале приема граждан по личным вопросам. Как представлять «гостей» руководителю, готовить для него документы и необходимую справочную информацию. Как регистрировать и передавать на исполнение документы посетителей и решения руководителя по итогам встреч.

Как разделить на части ежегодный оплачиваемый отпуск

Какой продолжительности может быть ежегодный оплачиваемый отпуск. На какие части его можно разбивать – насколько мелко дробить, в какие дни предоставлять (как «тянуть одеяло на себя» пытаются некоторые работники и работодатели). Как документально оформить инициирование разбиения отпуска на части и согласие с этим другой стороны. Показываем образцы: предложения работодателя о планировании отпуска в графике на следующий год частями; заявления работника о том же; предложения работодателя разбить на части отпуск текущего года из-за возникшей производственной необходимости; нескольких заявлений работников о разбиении и переносе части или всех частей отпуска на другие периоды в рамках текущего года или даже на следующий год; согласия работника; отрицательных и положительных резолюций руководителя.

Технические ошибки (описки) в оформлении договоров и их последствия

Технические ошибки (описки) в договорах в дате, месте заключения договора, наименовании сторон и их реквизитах, в наименовании товара, единиц его измерения и количества, учета НДС могут привести к проблемам. Объясняем, к каким именно (на основе анализа судебной практики). Даем советы, каким образом их можно избежать, предлагаем полезные формулировки для договоров.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.