Есть ли разница в юридической силе аналоговой и цифровой аудиозаписи? Какие действия необходимо произвести, чтобы аудиозапись могла быть признана вещественным доказательством? И, наконец, как можно использовать диктофон в качестве инструмента давления на судью в ходе судебного разбирательства?

Диктофоном сейчас вряд ли кого удивишь, поскольку практически любой владелец мобильного телефона может при необходимости использовать его для производства аудиозаписи. А ведь совсем недавно компактные модели диктофонов были доступны разве что работникам спецслужб.

Теперь почувствовать себя Джеймсом Бондом может каждый, а записать беседу с контрагентом или разговор с чиновником под силу любому из нас. Часто подобные записи нужны для последующего конспектирования результатов встречи, для ее тщательного анализа и т.п.

Однако не менее популярным является использование диктофона, так сказать, на всякий «пожарный» случай. Мало ли что, а вдруг придется доказывать в суде, что договор заключен добровольно либо, напротив, имело место принуждение к заключению сделки или, например, вымогательство взятки. В принципе аудиозапись может подтверждать даже тот факт, что, например, на собрании акционеров все проголосовали единогласно или, напротив, зафиксированный в протоколе вопрос вообще не рассматривался.

Правда, когда этот самый «пожарный» случай выпадает, нередко возникает вопрос – насколько полезна заблаговременно произведенная аудиозапись? Ведь потенциальная возможность ее использования при обращении в правоохранительные органы или при отстаивании своих интересов в суде иной раз очень и очень проблематична.

Есть ли разница между аналоговой и цифровой записью?

С технической точки зрения произвести аудиозапись просто – нажал кнопочку на мобильном телефоне, миниатюрном цифровом диктофоне или помнящем «дедушкину молодость» катушечном магнитофоне – и дело «в шляпе». Но будет ли иметь такая запись правовое значение?

Например, существует расхожее мнение, что доказательственное значение имеет лишь запись, сохраненная на кассете (аналоговая). А цифровая запись, мол, не может быть доказательством, поскольку слишком велика вероятность ее фальсификации (выявить подлог здесь якобы невозможно). Мало того, судебной и следственной практике известно множество случаев, когда даже запись, сохраненная на аудиокассете, не признавалась доказательством!

Действительно, запись, произведенную на аналоговом диктофоне, легче исследовать специалистам на предмет подлинности, но это не значит, что подделку цифровой записи экспертам не раскусить. Следы монтажа или другого вмешательства современным специалистам позволяет обнаружить не менее современная техника. Имеются у экспертов и соответствующие методики.

Другое дело, что производить запись на цифровой аппарат надо с соблюдением определенных тактических рекомендаций (хотя, признаться, и для использования аналоговых систем важно их соблюдение).

Тактические рекомендации

Непрерывность процесса и кто, где, когда

Прежде всего надо учитывать потенциальную...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Расширение зоны запретов на использование иностранных мессенджеров

Объясняем, какие мессенджеры каким организациям и для чего запретили использовать. С 1 июня 2025 года широкому кругу организаций в принципе запретили общение с гражданами России (в т.ч. с собственными клиентами) через иностранные мессенджеры. Ранее 1 марта 2023 года были введены более фрагментарные запреты, которые тоже продолжают действовать.А штраф для непослушных организаций может доходить до 700 000 рублей. Рассказываем и о конкретном судебном деле, возникшем из-за того, что сотрудник банка послал клиенту информацию о взыскании просроченной задолженности, а банк потом за это оштрафовали на 200 000 рублей.

Как разделить на части ежегодный оплачиваемый отпуск

Какой продолжительности может быть ежегодный оплачиваемый отпуск. На какие части его можно разбивать – насколько мелко дробить, в какие дни предоставлять (как «тянуть одеяло на себя» пытаются некоторые работники и работодатели). Как документально оформить инициирование разбиения отпуска на части и согласие с этим другой стороны. Показываем образцы: предложения работодателя о планировании отпуска в графике на следующий год частями; заявления работника о том же; предложения работодателя разбить на части отпуск текущего года из-за возникшей производственной необходимости; нескольких заявлений работников о разбиении и переносе части или всех частей отпуска на другие периоды в рамках текущего года или даже на следующий год; согласия работника; отрицательных и положительных резолюций руководителя.

Обновление штрафов за нарушения в работе с персональными данными

С 30 мая 2025 г. вступили в силу самые крупные многомиллионные штрафы (в т.ч. % с годовой выручки) за нарушения в работе с персональными данными. В табличной форме показываем все виды нарушений в этой сфере и наказаний за них, которые действуют на данный момент в административном и уголовном кодексах. Комментируем самые примечательные моменты. Например, за что и в каких организациях оштрафуют только должностное лицо, а в каких только само юрлицо, каким организациям штраф уменьшат в 2 раза или взыщут как с ИП.

Организация приема и учет посетителей секретарем

Как организовать запись посетителей на прием к руководителю и аккумулировать информацию о проведенных встречах. Какие требования защиты персональных данных надо соблюсти. Какие виды пропусков бывают. Как встречать посетителей. Что стоит фиксировать в журнале учета посетителей и журнале приема граждан по личным вопросам. Как представлять «гостей» руководителю, готовить для него документы и необходимую справочную информацию. Как регистрировать и передавать на исполнение документы посетителей и решения руководителя по итогам встреч.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.