Top.Mail.Ru

Запрещаем работникам использовать интернет в личных целях

Если у сотрудника есть доступ к интернету, он, скорее всего, может использовать его не по назначению, т.е. не только для выполнения своих трудовых обязанностей. Как работодателю организовать контроль за использованием Всемирной паутины и ­как он может наказать нерадивых сотрудников?

В наше время многие специалисты и руководители используют в работе интернет. Кто-то старается решить рабочие проблемы с помощью коллег на форумах, а потенциальных работников порой ищут в соцсетях, бизнес-тренеры могут просматривать фильмы, чтобы найти иллюстрации для тренингов, дизайнеры – подбирать фотографии и картинки, начальники отделов читают электронные журналы, аналитики просматривают финансовые новости, юристы заходят на сайты судов и знакомятся с делами. Так люди используют интернет для выполнения своих должностных обязанностей!

Но бывает и так, что работники изучают новости из жизни знаменитостей, активно пишут в чатах в соцсетях, смотрят фильмы и слушают музыку в интернете, и это никак не связано с выполнением должностных обязанностей. Более того, они не справляются с заданиями ­из-за того, что тратят рабочее время, исследуя интернет-ресурсы.

Для компаний, в штате которых много офисных работников, использование сотрудниками Всемирной паутины в личных целях в рабочее время действительно является проблемой. Причинами данного явления могут быть, с одной стороны, отсутствие интереса к осуществляемой профессиональной деятельности, а с другой – дефицит контроля работодателя и непосредственного руководителя. Пробудить интерес к работе у сотрудников – задача нелегкая и требует высокого уровня развития менеджерских компетенций непосредственного руководителя. Наладить эффективный контроль, на наш взгляд, задача более реальная, тем более что трудовое законодательство предлагает для этого определенные инструменты.

Устанавливаем правила использования интернета

Рассмотрим, какими юридическими инструментами может воспользоваться компания для того, чтобы исключить / ограничить использование социальных сетей и интернета в личных целях в рабочее время.

Шаг 1. Разработать локальный нормативный акт об использовании интернета

Прежде всего, необходимо предпринять превентивные меры, то есть определить правила игры – что можно, а что нельзя делать работнику при использовании Всемирной паутины. Правила поведения в организации работодатель отражает в локальных нормативных актах в силу ст. 8 Трудового кодекса РФ1. Как показывает судебная практика, работодатели, которые пренебрегают подготовкой локальных актов, впоследствии испытывают проблемы при доказывании того, что работникам было ­запрещено ­посещать развлекательные сайты.

Положения, регламентирующие использование интернета в рабочее время, можно изложить в Правилах внутреннего трудового распорядка или разработать отдельное положение, например, Положение о предоставлении доступа и использовании ресурсов сети Интернет. Необходимые нормы можно сформулировать в локальном нормативном акте2 так:

Пример 1. Фрагмент Положения о предоставлении доступа и использования ресурсов сети Интернет

1.1. Доступ к интернет-ресурсам осуществляется по заявке непосредственного руководителя.

1.2. Работники обязаны использовать интернет только в служебных целях. Использовать интернет-ресурсы компании в личных целях запрещается.

1.3. Работникам запрещено посещать определенные сайты и пользоваться определенными серверами (см. Приложение 1) 3.

1.4. При работе в интернете работникам запрещается прием, передача и запись (скачивание) файлов мультимедиа (видео, музыка, игры и пр.).

1.5. Работникам запрещается играть в игры с использованием интернет-ресурсов.

1.6. Оргтехника, оборудование, ресурсы компании используются работником ­исключительно в служебных целях.

1.7. Информация о посещении работниками интернет-ресурсов протоколируется для последующего анализа и может быть предоставлена соответствующему руководителю.

1.8. Нарушение правил пользования интернетом, установленных настоящим Положением, является дисциплинарным проступком и может повлечь за собой ­наложение на работника дисциплинарного взыскания. <. .>

Если работники злоупотребляют посещением соцсетей или других развлекательных ресурсов, компании на практике техническими средствами могут попытаться закрыть доступ к ним,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Секретарский барьер в действии!

Обычно звонят полезные компании люди и секретарю важно их поприветствовать и переключить на правильного адресата. Но порой нужно уметь и грамотно отказать. Как принимать входящие звонки, «отделяя зерна от плевел»? Как их фиксировать, чтобы потом можно было использовать эту информацию? Что делать, если адресат отсутствует либо отказывается вести беседу? Как поступать с так называемыми «холодными звонками»: как распознать, какая роль в них отводится секретарю, как сломать сценарий назойливого продавца? Авторы предлагают примеры текстовых конструкций для всех этих задач!

Восстановление на работе по решению суда

В течение какого срока человек может оспорить свое увольнение? Как оформить его возвращение на прежнюю должность по решению суда (приказом, в трудовой книжке)? Какие денежные выплаты ему полагаются? Как быть с новым работником, принятым на место ранее уволенного «возвращенца»? Что делать, если после конфликта обиженный работник решил получить только деньги и изменить основание ­увольнения без выхода к вам на работу?

Регламентация использования электронной почты: советы юриста

Давайте посмотрим на использование корпоративной электронной почты глазами юриста: о чем свидетельствует судебная практика, где возникают риски и как их можно минимизировать. Что считать подлинником и копией при наличии бумажного и электронного вариантов одного документа? Как избежать повторной регистрации бумажного оригинала, присланного вслед уже зарегистрированному электронному документу / сообщению? Что нельзя пересылать по электронной почте? Как служба делопроизводства может взять под свой контроль входящую и исходящую корреспонденцию, идущую через официальный электронный почтовый ящик организации? Что делать с личной и внутренней электронной перепиской сотрудников? Как можно ­придать ­официальный характер ­электронной переписке сторон при заключении договора?

Восстанавливаем дисциплину после новогодних праздников

За что можно наложить дисциплинарное взыскание (в виде замечания, выговора и даже увольнения)? Какая процедура должна быть соблюдена работодателем, чтобы его действия потом не могли быть оспорены работником с выплатой ему дополнительных денежных средств? От чего будет зависеть степень детализации и количество собираемых работодателем документов? И конечно, образцы оформления всех необходимых документов мы приводим: докладных записок, требования, объяснительной, характеристики, актов и приказов. А чтобы охладить пыл некоторых управленцев в порыве закрутить гайки при разболтавшейся после долгих праздников дисциплине, заодно расскажем о возможности принудительного восстановления на работе по решению суда при неправомерном увольнении. Кроме того, защиту себе работник может найти в лице государственной инспекции труда (даем образец жалобы работника и приказа работодателя, исправляющего ситуацию по предписанию ГИТ). Но возможен и полюбовный вариант – снятие дисциплинарного взыскания по инициативе ­работодателя (его тоже показываем с примерами оформления документов).

Оформляем актуализацию локальных нормативных актов

Конец года – это повод пересмотреть и актуализировать внутренние регламентирующие документы организации (как минимум, обратите внимание на те, что определяют деятельность вашего подразделения). Когда целесообразнее внести изменения, дополнения, а когда лучше заменить старый документ на новый целиком? Как документально оформить разные способы «рокировки» и все зарегистрировать, чтобы потом легко «находить концы»? Как организовать и зафиксировать ознакомление ­отрудников с первоначальным документом и его ­последующими редакциями?

Восстанавливаем дисциплину после новогодних праздников

За что можно наложить дисциплинарное взыскание (в виде замечания, выговора и даже увольнения)? Какая процедура должна быть соблюдена работодателем, чтобы его действия потом не могли быть оспорены работником с выплатой ему дополнительных денежных средств? От чего будет зависеть степень детализации и количество собираемых работодателем документов? И конечно, образцы оформления всех необходимых документов мы приводим: докладных записок, требования, объяснительной, характеристики, актов и приказов. А чтобы охладить пыл некоторых управленцев в порыве закрутить гайки при разболтавшейся после долгих праздников дисциплине, заодно расскажем о возможности принудительного восстановления на работе по решению суда при неправомерном увольнении. Кроме того, защиту себе работник может найти в лице государственной инспекции труда (даем образец жалобы работника и приказа работодателя, исправляющего ситуацию по предписанию ГИТ). Но возможен и полюбовный вариант – снятие дисциплинарного взыскания по инициативе ­работодателя (его тоже показываем с примерами оформления документов).

Регламентация использования электронной почты: советы юриста

Давайте посмотрим на использование корпоративной электронной почты глазами юриста: о чем свидетельствует судебная практика, где возникают риски и как их можно минимизировать. Что считать подлинником и копией при наличии бумажного и электронного вариантов одного документа? Как избежать повторной регистрации бумажного оригинала, присланного вслед уже зарегистрированному электронному документу / сообщению? Что нельзя пересылать по электронной почте? Как служба делопроизводства может взять под свой контроль входящую и исходящую корреспонденцию, идущую через официальный электронный почтовый ящик организации? Что делать с личной и внутренней электронной перепиской сотрудников? Как можно ­придать ­официальный характер ­электронной переписке сторон при заключении договора?

Восстановление на работе по решению суда

В течение какого срока человек может оспорить свое увольнение? Как оформить его возвращение на прежнюю должность по решению суда (приказом, в трудовой книжке)? Какие денежные выплаты ему полагаются? Как быть с новым работником, принятым на место ранее уволенного «возвращенца»? Что делать, если после конфликта обиженный работник решил получить только деньги и изменить основание ­увольнения без выхода к вам на работу?