Если у сотрудника есть доступ к интернету, он, скорее всего, может использовать его не по назначению, т.е. не только для выполнения своих трудовых обязанностей. Как работодателю организовать контроль за использованием Всемирной паутины и как он может наказать нерадивых сотрудников?
В наше время многие специалисты и руководители используют в работе интернет. Кто-то старается решить рабочие проблемы с помощью коллег на форумах, а потенциальных работников порой ищут в соцсетях, бизнес-тренеры могут просматривать фильмы, чтобы найти иллюстрации для тренингов, дизайнеры – подбирать фотографии и картинки, начальники отделов читают электронные журналы, аналитики просматривают финансовые новости, юристы заходят на сайты судов и знакомятся с делами. Так люди используют интернет для выполнения своих должностных обязанностей!
Но бывает и так, что работники изучают новости из жизни знаменитостей, активно пишут в чатах в соцсетях, смотрят фильмы и слушают музыку в интернете, и это никак не связано с выполнением должностных обязанностей. Более того, они не справляются с заданиями из-за того, что тратят рабочее время, исследуя интернет-ресурсы.
Для компаний, в штате которых много офисных работников, использование сотрудниками Всемирной паутины в личных целях в рабочее время действительно является проблемой. Причинами данного явления могут быть, с одной стороны, отсутствие интереса к осуществляемой профессиональной деятельности, а с другой – дефицит контроля работодателя и непосредственного руководителя. Пробудить интерес к работе у сотрудников – задача нелегкая и требует высокого уровня развития менеджерских компетенций непосредственного руководителя. Наладить эффективный контроль, на наш взгляд, задача более реальная, тем более что трудовое законодательство предлагает для этого определенные инструменты.
Устанавливаем правила использования интернета
Рассмотрим, какими юридическими инструментами может воспользоваться компания для того, чтобы исключить / ограничить использование социальных сетей и интернета в личных целях в рабочее время.
Шаг 1. Разработать локальный нормативный акт об использовании интернета
Прежде всего, необходимо предпринять превентивные меры, то есть определить правила игры – что можно, а что нельзя делать работнику при использовании Всемирной паутины. Правила поведения в организации работодатель отражает в локальных нормативных актах в силу ст. 8 Трудового кодекса РФ1. Как показывает судебная практика, работодатели, которые пренебрегают подготовкой локальных актов, впоследствии испытывают проблемы при доказывании того, что работникам было запрещено посещать развлекательные сайты.
Положения, регламентирующие использование интернета в рабочее время, можно изложить в Правилах внутреннего трудового распорядка или разработать отдельное положение, например, Положение о предоставлении доступа и использовании ресурсов сети Интернет. Необходимые нормы можно сформулировать в локальном нормативном акте2 так:
Пример 1. Фрагмент Положения о предоставлении доступа и использования ресурсов сети Интернет
1.1. Доступ к интернет-ресурсам осуществляется по заявке непосредственного руководителя.
1.2. Работники обязаны использовать интернет только в служебных целях. Использовать интернет-ресурсы компании в личных целях запрещается.
1.3. Работникам запрещено посещать определенные сайты и пользоваться определенными серверами (см. Приложение 1) 3.
1.4. При работе в интернете работникам запрещается прием, передача и запись (скачивание) файлов мультимедиа (видео, музыка, игры и пр.).
1.5. Работникам запрещается играть в игры с использованием интернет-ресурсов.
1.6. Оргтехника, оборудование, ресурсы компании используются работником исключительно в служебных целях.
1.7. Информация о посещении работниками интернет-ресурсов протоколируется для последующего анализа и может быть предоставлена соответствующему руководителю.
1.8. Нарушение правил пользования интернетом, установленных настоящим Положением, является дисциплинарным проступком и может повлечь за собой наложение на работника дисциплинарного взыскания. <. .>
Если работники злоупотребляют посещением соцсетей или других развлекательных ресурсов, компании на практике техническими средствами могут попытаться закрыть доступ к ним,...