Готовимся к проверке государственной инспекцией труда

Из статьи вы узнаете, какими бывают проверки инспекции труда, когда они проводятся и сколько могут длиться, каким образом следует к ним подготовиться, какие документы показывать проверяющим (по составу и за какой период). Мы расскажем о правах и обязанностях работодателя при проведении проверки и об ее итогах, возможных негативных последствиях при выявлении нарушений. Когда требований больше, чем возможностей их выполнить, грамотные специалисты начинают наводить порядок с самых рисковых направлений – анализ статистики проверок ГИТ покажет вам их.

Какими бывают проверки

Прежде всего, приведем перечень основных нормативных актов, регулирующих вопрос проведения проверок инспекцией труда:

  1. ТК РФ (ст. 360);
  2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ);
  3. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н (далее – Регламент);
  4. Методические рекомендации по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденные приказом Роструда от 28.10.2010 № 455 (далее – Методические рекомендации).

По своему характеру проверки государственной инспекцией труда подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановая проверка

Плановая проверка проводится с целью определить:

  • соблюдает ли организация обязательные требования, установленные нормативными правовыми актами в сфере труда;
  • соответствуют ли обязательным требованиям сведения, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности 1.

В свою очередь, плановая проверка может быть документарной или выездной и иметь место не чаще чем 1 раз в 3 года. Между тем такая проверка может проводиться 2 и более раза в 3 года в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности 2.

В соответствии с Методическими рекомендациями плановые мероприятия, осуществляемые инспекторами в регионах, могут проводиться в форме комплексных проверок (по комплексу проверяемых вопросов) и тематических проверок (по соблюдению требований отдельных норм трудового законодательства).

Плановая проверка может быть проведена по истечении 3 лет со дня 3:

  • государственной регистрации юридического лица;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;
  • начала осуществления юридическим лицом специальной предпринимательской деятельности по выполнению определенных работ / услуг, требующей уведомления об этом уполномоченного в соответствующей сфере федерального органа исполнительной власти.

То есть данные факты являются основаниями для включения организации в ежегодный план проведения проверок, который публикуется в сети Интернет на сайтах территориальных подразделений государственной инспекции труда.

Внеплановая проверка

Внеплановая проверка осуществляется 4:

  1. если истек срок исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений;
  2. если в государственную инспекцию труда (далее – ГИТ) поступили обращения / заявления о фактах нарушения этим работодателем требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  3. если в ГИТ поступили:
    • обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
    • запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
  4. если руководителем инспекции труда издан приказ (распоряжение) в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, а также на основании требования прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая проверка проводится в целях:

  1. соблюдения организацией обязательных требований нормативных правовых актов;
  2. выполнения предписаний компетентных органов;
  3. проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан 5.

Вас должны уведомить

О проведении проверки организация должна быть уведомлена любым доступным способом:

  • о плановой проверке - не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала 6;
  • о внеплановой проверке - не менее чем за 24 часа до начала ее проведения 7.

Полученное от ГИТ уведомление следует зарегистрировать в регистрационном журнале для входящей корреспонденции в целях фиксации даты, от которой можно рассчитать срок уведомления – за сколько вас уведомили.

Документарные проверки

Документарная проверка проводится на основании соответствующего распоряжения (приказа) по месту нахождения территориального органа государственной инспекции труда. В ходе данной проверки инспектор по труду может запросить документы, подтверждающие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

При этом если он сочтет, что имеющихся документов недостаточно для проведения проверки, то в адрес организации-работодателя может быть направлен мотивированный запрос о предоставлении дополнительной информации с приложением заверенной копии распоряжения (приказа) руководителя (его заместителя) инспекции. Работодатель в ответ на письмо обязан в течение 10 рабочих дней направить указанные в запросе документы в виде заверенных копий либо в электронной форме.

Выездные проверки

При выездной проверке проверяются сведения, содержащиеся в предоставленных работодателем документах, по месту нахождения организации-работодателя. Важно отметить, что в рамках внеплановой выездной проверки государственные инспекторы труда при наличии служебного удостоверения установленного образца вправе беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей.

В некоторых случаях закон даже запрещает предварительное уведомление работодателя о проведении в отношении него выездной проверки, например, в ситуациях 8, когда она проводится в связи:

  • с поступлением в ГИТ информации о нарушениях работодателя, которые грозят причинением вреда жизни и здоровью работников (это может быть обращение / заявление работника, получение информации от компетентных органов, профсоюзов, из СМИ);
  • обращением / заявлением работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Длительность проверки

Перед началом проверки руководитель инспекции издает распоряжение (приказ) по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”» (далее ? приказ Минэкономразвития № 141), в котором указываются:

  • номер и дата издания;
  • наименование государственной инспекции труда;
  • должностное лицо, уполномоченное провести проверку;
  • сроки, основания, а также цели и задачи проверки;
  • форма проведения...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как по новым правилам привлечь к ответственности недобросовестного «удаленщика»

Эпидемия коронавируса заставила Минтруд подготовить пакет поправок о работе на удаленке. Закон № 407-ФЗ был принят 08.12.2020 с соответствующими изменениями и дополнениями в Трудовой кодекс РФ, которые вступили в силу с 1 января 2021 года. Расскажем, как по новым правилам можно закрепить обязанности удаленного сотрудника, чтобы иметь возможность контролировать его работу, а в случае недобросовестности привлечь к дисциплинарной ответственности (в чем особенности процедуры, можно ли уволить за прогул или непредставление отчета о проделанной работе и др.).

Отстранение от работы из-за повышенной температуры в период борьбы с COVID-19: как оформить приказ, ответственность за нарушения

Кто обязал работодателей ежедневно измерять температуру у своих сотрудников и в случае обнаружения повышенной температуры отстранять таких лиц от работы? Какая температура считается повышенной? Ответственность организации и человека, которые отказываются от соблюдения мер профилактики COVID-19, весьма серьезная (в исключительных случаях для граждан штраф до 2 000 000 руб. и лишение свободы до 5 лет, организацию могут оштрафовать до 1 000 000 руб., приостановить ее деятельность до 90 суток и дисквалифицировать руководителя) – разъясняем в статье все возможные варианты. Поэтому работодателю важно документировать факт отстранения от работы предположительно заболевшего сотрудника. Объясняем также, что нужно сделать потом.

Как изменилась дистанционная работа с 1 января 2021 года

Поможем вам разобраться в изменениях правил дистанционной работы, которые «заработали» с января 2021 года в ТК РФ: в каких случаях можно перевести сотрудника на «удаленку»; всегда ли требуется согласие работника; как ознакамливать «дистанционщиков» с документами; как обмениваться документами; когда и какие электронные подписи использовать; какие изменения следует срочно внести в локальные нормативные акты и трудовые договоры с дистанционными сотрудниками; чем работодатель должен обеспечить таких работников; по каким причинам их можно уволить и т.д. Привели все принципиальные положения главы 49.1 ТК РФ и собрали мнения экспертов: что станет лучше для работодателей, где возможны злоупотребления со стороны работников, какие проблемы остались неурегулированы.

Как «обезглавленной» организации продолжить работу

Что делать, если «из строя вышел» генеральный директор... временно либо навсегда? Какие действия предпринять компании, чтобы продолжить заключать договоры, распоряжаться денежными средствами на расчетном счете, сдавать отчетность, осуществлять функции работодателя? Какие полномочия можно передать по доверенности, а какие – ​нет? И как вернуть полномочия вернувшемуся директору? Приводим образцы формулировок для документов, которые пригодятся на практике. Рассмотрели разные варианты «выбытия» участника общества (владельца бизнеса), чтобы сориентировать вас в возможных последствиях и способах нормализации ситуации. В этом номере читайте вторую часть данной статьи.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Кто отвечает за делопроизводство в подразделении и организации в целом?

Прежде всего нужно уяснить, что за документальный фонд организации отвечает ее первый руководитель. Но может ли быть привлечен к ответственности непосредственный иполнитель, на которого документально возложена обязанность по ведению делопроизводства (например, за ошибки в трудовых книжках, в работе с обращениями граждан, за сохранность бухгалтерских документов)? Здесь ответ не всегда однозначен. Вы узнаете, где установлена ответственность и какова судебная практика. Объясним, как можно регламентировать внутренними документами ответственность руководителей организации и подразделений, «центральной» службы делопроизводства и ответственных за него в подразделениях; как можно распределить обязанности по ведению делопроизводства между «центром» и «периферией».

Организационный аспект проведения совещаний на предприятии

Автор делится своими секретами по организации эффективного совещания. Предлагается пошаговая методика его подготовки (вы узнаете, как формируется повестка дня, как организовать взаимодействие с участниками совещания и приглашенными, как подготовить информационные материалы и помещение для встречи). Предлагается оптимальный регламент обсуждения, который базируется на рекомендациях психологов. Рассмотрены вопросы хода протоколирования, сроков оформления протокола, правил составления его копии и выписки для ­информирования исполнителей тех решений, которые были приняты на совещании.

Печать организации: изготавливаем, вводим в действие, защищаем и уничтожаем

Вы узнаете, чем отличается основная печать (круглая или гербовая) от дополнительной и от штампа, как выглядят оттиски нескольких экземпляров одной печати и дубликата утерянной. Каковы обязательные реквизиты печати? Как заказать и ввести в действие новую печать? Что делать, если старая пришла в негодность или пропала, как обезопасить себя от ее несанкционированного использования? Чем грозит изготовление подделок? Как защитить печати и штампы своего предприятия, организовав их учет и закрепив ­за ответственными должностными лицами?